Сведения о чрезвычайных ситуациях, происшедших на территории Российской Федерации за 2010/2014 года.
ЧС по характеру возникновения | Количество ЧС | Погибло | Пострадало | ||||
Разница | |||||||
Техногенные ЧС | |||||||
Крупные террористические акты | -20 | ||||||
Природные ЧС | -74 | ||||||
Биолого-социальные ЧС | -12 | ||||||
Итого | -98 |
Итак, исходя из обобщенных сведений, представленных в таблице, можно сделать вывод, что, с одной стороны, общее число чрезвычайных ситуаций хоть и не в кардинальном количестве, но уменьшилось (позитивная сторона), с другой – несмотря на тенденцию уменьшения объема ЧС, к сожалению, избежать меньших жертв не удалось, их количество, наоборот, стало больше (негативная сторона).
Таким образом, сегодняшнее состояние государственного управления ЧС нельзя назвать в полной мере отвечающей современным требованиям и «вызовам». Есть необходимость совершенствования не только техники, механизмов оказания оперативной помощи, различных нормативов, методов прогнозирования и планирования, правого поля, но также и пересмотр организационно-структурной схемы государственных органов, пересмотр полномочий и функций, пересмотр сил и средств для предотвращения и ликвидации ЧС, пересмотр финансовой помощи.
4.2 Крупномасштабное наводнение на территории Дальневосточного федерального округа
Для более детальной оценки государственного управления ЧС недостаточно одного анализа статистики, необходимо также и разобрать отдельное ЧС, в особенности федерального масштаба. Это позволит проследить подготовленность большого числа структур и ведомств в условиях ЧС.
Итак, наводнение на территории Дальневосточного федерального округа сроком с середины июля 2013 г. до октября стало самым крупным по масштабам и продолжительности последствий. На территории шести субъектов региона возникла сложнейшая гидрологическая обстановка, был объявлен режим ЧС федерального уровня реагирования. На пике паводка, 3 и 4 сентября, расход воды в Амуре достигал 46 тысяч м3/с, при норме в 18-20 тысяч м3/с. Добавлю, что наводнение таких масштабов произошло впервые за 115 лет наблюдений.
В зоне наводнения оказались 388 населенных пунктов (порядка 13,5 тыс. жилых домов). Пострадало свыше 135 тыс. чел. и нанесен ущерб около 610 социально значимым объектам. Было затоплено более 620 тыс. га сельхозугодий.
Однако в кратчайшие сроки была создана группировка сил численностью более 46 тыс. чел. и свыше 7,5 тыс. ед. техники. Авиационная группировка составила 51 воздушное судно и 4 беспилотных летательных аппарата.
Непосредственно на месте ЧС было развернуто семь подвижных пунктов управления, организована работа 36 оперативных групп от территориальных органов МЧС России, а также 78 сводных оперативных групп, включающих в свой состав федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Основу группировки сил и средств составили спасательные воинские формирования и спасательные подразделения Дальневосточного региона, усиленные подразделениями МЧС России и силами субъектов Российской Федерации. Одновременно с этим в район ЧС вводились силы и средства центрального подчинения, воинские спасательные подразделения из других федеральных округов и курсанты образовательных учреждений МЧС России.
Из зоны ЧС эвакуировано более 32 тыс. чел., в том числе свыше 10 тыс. детей. Было подготовлено 265 пунктов временного размещения, в которых проживало более 6,5 тыс. чел. Более 3,6 тыс. детей были направлены в детские оздоровительные лагеря других регионов страны. МЧС России совместно с Росрезервом поставлено более 20 тыс. тонн продовольствия, медикаментов и других грузов в пострадавшие регионы. Удалось не допустить гибели людей.
Особенностью работ по ликвидации последствий явилось точечное распределение и координация действий крупномасштабной мобильной группировки сил и средств РСЧС. Вся техника, оснащение и экипировка, которая была доставлена на Дальний Восток МЧС России для ликвидации ЧС оставлена в регионе.
Из всего вышесказанного следует, что:
- наводнение на Дальнем Востоке, действительно, одно из масштабных ЧС в России, оно нанесло колоссальный как материальный, так и экономический ущерб. Многие объекты инфраструктуры были полностью разрушены либо стали непригодными для дальнейшего использования. Это серьезный урон для экономики не только Дальнего Востока, но и страны в целом. Потребуются значительные вложения со стороны федерального центра, чтобы восстановить инфраструктуру, промышленность, жилищные условия населения и т.д.
- тем не менее, к счастью, жертв удалось избежать, все необходимые меры были приняты: оперативно оказывалась помощь пострадавшим, были развернуты пункты временного размещения, поставлена гуманитарная помощь, задействованы внушительные силы для ликвидации ЧС.
Однако, на мой взгляд, несмотря на все перечисленные плюсы, если рассматривать эту ситуацию более глубже, стоит сказать, что наводнение произошло, скажем так, внезапно и непредсказуемо, застало власти врасплох. То есть не были в достаточной мере построены необходимые сооружения или дамбы для предотвращения последствий и минимизации стихийного бедствия. Возможно, и не было бы настолько трагично наводнение, если б все «механизмы» были бы разработаны. По-моему мнению, здесь можно выделить несколько причин: это и проблемы в прогнозировании, и в управленческой структуре.
Все это говорит о проблемах в государственном управлении ЧС, неспособности устранить причину до появления ее последствий. С другой стороны, стоит отметить, что сегодня в России налажена система оказания помощи населению и ликвидации ЧС различного характера. Однако все же лучше бороться с причинами, нежели с последствиями, которые могут нанести экономический, материальный ущерб и людские жертвы.
Заключение
Итак, в настоящее время в Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сформирована единая государственная система, объединяющая органы исполнительной власти, местного самоуправления, организации, уполномоченные в решении вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Непосредственное государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций принадлежит федеральным органам исполнительной власти. Относительно подведомственных организаций они разрабатывают мероприятия, направленные на повышение устойчивости функционирования в чрезвычайных ситуациях; утверждают различные нормы и правила безопасности на производстве, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций и т. д.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий (стихийных бедствий) - МЧС России – является специальным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и координацию федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оно образует подведомственные ему территориальные органы.
Особенности управления вызываются именно чрезвычайными ситуациями и необходимостью их ликвидации.
Так, при чрезвычайных ситуациях Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным законом, может ввести на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Он может принимать решение о привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженные силы Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
МЧС России в этих условиях осуществляет разнообразные задачи и функции, включая руководство работами по ликвидации аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; координацию деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф; контроль за осуществление мероприятий в этой области; организует формирование и доставку гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, полномочия органов государственной власти, в том числе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подведомственных ему региональных органов, можно подразделить на две группы:
- те, которые осуществляются в нормальных условиях и направлены на предупреждение чрезвычайных ситуаций;
- те, которые реализуются в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их последствий. В комплексе они ориентированы на выполнение важнейшей государственной задачи по защите интересов граждан и общества.
Для правильного управления в чрезвычайных и техногенных ситуациях необходима разработка специальных программ. Главной целью такой программы должно заключаться в снижении рисков и смягчении последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Российской Федерации для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Достижение главной миссии Программы позволит осуществлять на территории Российской Федерации постоянный мониторинг, прогнозировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций и на этой основе своевременно разрабатывать и реализовывать систему мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В целях дальнейшего совершенствования эффективности управления в ЧС предлагается ряд рекомендаций:
- непрерывное и дифференцированное совершенствование нормативно - правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- развитие необходимой техники и технологий, совершенствование фундаментальной и прикладной науки;
- развитие отношений в области международного сотрудничества по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- увеличение личной ответственности должностных лиц за нарушения норм, специально установленных законодательством РФ;
- обязательное совершенствование методов прогнозирования с применением современных вычислительных машин.
Таким образом, осуществление программных мероприятий позволит сократить затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, уменьшить или полностью избежать потери населения от чрезвычайных ситуаций; более того, это снизит риски для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных природных и техногенных факторов.
Библиографический список
1. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер. закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ / Правовой сервер «КонсультантПлюс» / [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 02.05.2015).
2. О пожарной безопасности: федер. закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ / Правовой сервер «КонсультантПлюс» / [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 03.05.2015).
3. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: федер. закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ / Правовой сервер «ГАРАНТ» / [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.garant.ru (дата обращения: 03.05.2015).
4. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Постановление Правительства РФ от 13.09.1996 г. № 1094 // Cобр. законодательства. - 1996. - № 39. - Ст. 4563.
5. О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства РФ от 3.08.1996 г. № 924 // Cобр. законодательства. - 1996. - № 33. - Ст. 3998.
6. Айзман, Р.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие / Р.И. Айзман. – Новосибирск.: АРТА, 2011. – 208 с.
7. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Проф. Э.А. Арустамова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 448 с.
8. Баринов, А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них: Учебное пособие / Под ред. А.В.Баринова. – М.: Владос-Пресс, 2011. – 496 с.
9. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности / С.В. Белов. – М.: Высшая школа, 2007. – 616 с.
10. Белова, Н.Л. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Под ред. В.С.Решетникова. – М.: РГГУ, 2014. – 308 с.
11. Воскрокнутов, А.Л. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. А.Л. Вострокнутов. – М.: Юрайт, 2014. – 400 с.
12. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2010 году». – М.: МЧС России; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. – 299 с.
13. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2012 году». – М.: МЧС России; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013. – 342 с.
14. Емельянов, В.М. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для высшей школы / Под ред. академ. РАЕН В.В. Тарасова. – М.: Академический Проект, 2011. – 495 с.
15. Калюжный, Е.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Е.А. Калюжный, С.В. Михайлова, С.Г. Напреев, В.Ю.Маслова. - Арзамас: АГПИ, 2012. - 316 с.
16. Лобачев, А.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / А.И. Лобачев. – М.: Высшее образование, 2009. – 367 с.
17. Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с.
18. Михайлов, Л.А. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие / Л.А. Михайлов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.ц
19. Михайлов, Л.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Михайлова – СПб.: Питер, 2011. – 461 с.
20. Микрюков, В.Ю. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций: Учебное пособие / В.Ю. Микрюков. – М.: КноРус, 2015. – 176 с.
21. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «А ТЕМП», 2008. – 944 с.
22. Осетров, Г.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Г.В. Осетров. - М.: Книжный мир, 2011. -232 с.
23. Русак, О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. О.Н. Русака. – СПб.: Лань, 2010. – 672 с.
24. Сапронов, Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Ю.Г. Сапронов. – М.: Academia, 2012. – 336 с.
25. Сычев, Ю.Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Ю.Н. Сычев. – М.: МЭСИ, 2012. – 226 с.
26. Хван, Т.А. Безопасность жизнедеятельности / Т.А. Хван. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 416 с.
27. Юртушкин, В.И. Защита населения и территорий / В.И. Юртушкин. – М.: КноРус, 2014. – 368 с.
28. Сведения о чрезвычайных ситуациях, происшедших на территории Российской Федерации за 2014 год / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:/www.mchs.gov.ru (дата обращения: (10.05.2015).
29. Электрон. энциклопедия. Википедия / [Электронный ресурс] / Режим доступа: ru.wikipedia.org (дата обращения: 10.05.2015).
[1]Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 2008. С. 887.
[2] О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 года №1094 (ред. от 21.05.2011) // Собрание законодательства. 1996. № 39. Ст. 4563.
[3] Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности. СПб., 2011. С. 32.
[4] Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. М., 2012. С.211.
[5] Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. М., 2012. С.214.
[6] Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности. М., 2009. С.109.
[7] Айзман Р.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Новосибирск., 2011. С. 70.
[8] Айзман Р.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Новосибирск., 2011. С. 75.
[9] Емельянов В.М. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. М., 2011. С. 16-17.
[10] Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. М., 2012. С. 45.
[11] О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.
[12] Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности. СПб., 2010. С. 392.
[13] Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности. М., 2009. С. 249.
[14] О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 года № 924 (ред. от 23.12.2011) // Собрание законодательства. 1996. № 33. Ст. 3998.
[15] Юртушкин В.И. Защита населения и территорий. М., 2014. С. 188.