Свобода печати и информации
Данное право гарантируется статьей 33 Конституции Республики Беларусь, в части третьей которой установлено, что «монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются».
Порядок реализации конституционного права граждан на свободу печати и информации регулируется Законом «О печати и других средствах массовой информации» от 13 января 1995г.
(с послед. изм. и дополн.). Данный Закон регулирует также общественные отношения, возникающие при создании и функционировании печати и других средств массовой информации, распространение их продукции, а также определяет права и обязанности субъектов средств массовой информации.
Учредителем средств массовой информации может быть гражданин, группа граждан, политическая партия и иное общественное объединение, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Средства массовой информации подлежат регистрации в органе государственного управления, определяемым Советом Министров Республики Беларусь (в настоящее время данная функция возложена на Министерство печати и информации). Решение о регистрации принимается в месячный срок со дня приема соответствующего заявления и необходимых документов. Отказ в регистрации средства массовой информации, нарушение регистрирующим органом установленного для регистрации срока могут быть в месячный срок обжалованы в суд учредителем или редакцией средства массовой информации.
В случае нарушения средством массовой информации требований законодательства его деятельность может быть прекращена по решению учредителя или судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа либо прокурора.
В соответствии со ст.3 Закона, граждане Республики Беларусь имеют право беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств массовой информации, свободно выражать через них свои мысли, взгляды и убеждения. В то же время статья 5 Закона указывает на недопустимость злоупотребления свободой средств массовой информации и устанавливает ограничения в их использовании. Так, не допускается использование средств массовой информации для: пропаганды войны и агрессии; распространения порнографической продукции; совершения действий, наказываемых в уголовном порядке и т.д.
Свобода средств массовой информации рассматривается государством как основа реализации конституционного права граждан на свободу слова и информации, как важная составная часть национальной культуры.
Экономические, социальные и культурные права
Уровень материального и духовного благосостояния народа во многом определяется наличием у граждан экономических, социальных и культурных прав, которые позволяют им активно проявлять свои творческие способности и обеспечивать надлежащие условия для жизни и деятельности. Указанные права тесно связаны между собой и органически дополняют друг друга. Например, право на труд образует предпосылки для реализации права на вознаграждение за выполненную работу, на охрану здоровья, на социальное обеспечение в старости, в какой-то степени право собственности и в то же время является основой свободы художественного, научного, технического творчества.
Право на труд
В соответствии со статьей 41 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на безопасные и здоровые условия труда.
В целях наиболее полной реализации данного права, государство создает условия для полной занятости населения. В случае не занятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.
Кроме того, согласно части третьей комментируемой статьи Конституции Республики Беларусь, граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.
Принудительный труд в нашей республике запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.
Трудовое законодательство, и в частности, Трудовой Кодекс Республики Беларусь, принятый в 1999г. закрепляет ряд способов защиты гражданами своих экономических и социальных интересов. Среди них: обращение в комиссию по трудовым спорам, объединение в профсоюзы, заключение коллективных договоров (соглашений), прекращение работы (забастовка).
В современных условиях содержание права на труд приобрело иной аспект, в сравнении с периодом существования СССР. По советским Конституциям оно трактовалось как обязанность и для государства (предоставить человеку работу) и для граждан (обязательно трудиться). В отношении неработающих трудоспособных лиц предусматривалась административная и даже уголовная ответственность за т.н. «тунеядство».
Сегодня право на труд понимается, прежде всего, как право личности реализовать свои умения, способности и таланты.