Китайская Народная Республика в 1949-1990-е г.
К концу второй мировой войны фактически существовали два Китая: территории, контролируемые гоминьданом, и освобожденные районы, руководимые КПК (1/4 территории страны). Несмотря на переговоры (август 1945 - январь 1946 г.), военные действия между ними продолжались, что создало угрозу общекитайской гражданской войны. Основой для мирного объединения и демократизации Китая могли стать решения об образовании временного коалиционного правительства (январь 1946 г.), однако, они были сорваны руководителями гоминьдана, начавшего с весны 1946 г. наступление в Северо-Восточном Китае.
В ходе гражданской войны углублялся кризис гоминьданов-ского режима, проявился его антинациональный характер, возросло недовольство масс и национальной буржуазии. Освобожденные районы укреплялись. Аграрная реформа КПК обеспечила поддержку крестьян, выросла и окрепла Народно-освободительная армия (НОА). Эти факторы привели к повороту в ходе войны в пользу революционных сил. В обстановке военных успехов КПК в 1947-1948 г. ЦК партии выдвинул задачу завершения народно-демократической революции, свержения гоминьданов-ской диктатуры и создания демократического коалиционного правительства. КПК поддержала складывание единого народного демократического фронта из различных классов.
В результате трех крупнейших сражений в Северо-Восточном, Северном и Восточном Китае (осень 1948 - январь 1949 г.) гоминьдановский режим оказался перед крахом. Он потерял свыше полутора миллионов солдат и офицеров и обширные территории. В апреле 1949 г. войска НОА возобновили наступление, форсировали реку Янцзы и освободили Южный и Юго-Западный Китай. Провозглашение Китайской Народной Республики (1 октября 1949 г.) было победой народно-демократической революции. Она создала предпосылки для укрепления независимости страны и завершения буржуазно-демократических преобразований. Вопрос о власти был решен в пользу единого фронта, руководимого КПК.
В новых условиях (1949-1957 г.) происходит обострение борьбы внутри КПК по вопросам путей развития страны после взятия власти. Политическая позиция Мао Цзэдуна изменилась -
он считал, что пришло время для осуществления целей коммунистического движения, для реализации по сути дела коммунистической казарменной утопии. Однако многие партийные деятели (Лю Шаоци, Дэн Сяопин, Чжоу Эньлай и др.) высказались за использование концепции «новой демократии», рассчитанной на обновление Китая в течение довольно длительного времени. Революционные силы решали задачи: завершение разгрома гоминьдановских войск, установление власти в южных и западных районах и на островах, борьба с контрреволюционными бандами и создание аппарата новой государственной власти. К середине 1950 г. была освобождена почти вся территория Китая, в 1951 г. НОА вступила в Тибет. Остатки войск Чан Кайши бежали на остров Тайвань.
Восстановление хозяйства КНР происходило в русле рыночных (хотя и ограниченных) процессов, в условиях многоукладной экономики. Мелкотоварное производство преобладало, собственность национальной буржуазии была сохранена, в результате национализации собственности крупного капитала и японских империалистов образовался госсектор. Политика КПК заключалась в том, чтобы одновременно с восстановлением хозяйства добиваться, опираясь на экономическую помощь СССР (лозунг «Учиться у СССР»), укрепления госсектора, способного обеспечить переход к строительству социализма. Тем самым к 1952 г. началась перестройка структуры экономики (производство средств производства составляло 40%). Политика в отношении национальной буржуазии заключалась в использовании частного капитала для восстановления экономики и увеличения контроля над ним. В результате аграрной реформы (1950 - 1953 г.) было ликвидировано помещичье землевладение, подорвано влияние кулаков, началось развитие кооперации.
Успехи в восстановлении народного хозяйства были использованы Мао для навязывания партии своих левацких, авантюристических взглядов на ускоренную модернизацию Китая. В 1953 г. Мао впервые высказался за немедленный переход к социалистической революции. Его противники продолжали отстаивать выдержанную генеральную линию на длительный переход к социализму (1953-1967 г.), постепенно завершая преобразования сельского хозяйства, промышленности и торговли.
Идейно-политическая победа Мао во внутрипартийной борьбе привела к принципиальным переменам в социально-экономической политике КПК и прежде всего в аграрной сфере: введены хлебная монополия, карточная система. Китай резко
повернул на путь командно-административного функционирования народного хозяйства и сделал это в кратчайшие сроки. В
1955 г. КПК перешла к кооперированию деревни, его темпы были
резко усилены и осуществлен переход к кооперативам высшего
типа. КПК настойчиво искала пути социально-политического
контроля за крестьянством.
К концу 1956 г. в кооперативы было вовлечено 96,3% хозяйств (по плану - 33%), в том числе высшего типа - 88%. Это крупнейшее социальное мероприятие вызвало сопротивление крестьян. В 1956 г. было развернуто сплошное преобразование промышленности и торговли в госкапиталистические, а фактически осуществлена национализация частных предприятий за выкуп. В розничной торговле доля частного капитала к концу
1956 г. составляла лишь 3%. Таким образом, в масштабах всей
страны произошли радикальные социально-экономические
перемены - была ликвидирована частная собственность и рез
ко ограничены рыночные отношения.
Проведение преобразований в первой половине 50-х годов выявило такие черты в политике КПК, как представление о решающей роли политических и идеологических кампаний, военно-административных методов, ускорение темпов преобразований и нарушение постепенности, нехватка опыта и кадров, неподготовленность к управлению огромной страной, принудительный характер мер, отсутствие технической базы для повышения производительности труда. Чертой всего политического развития КНР было все возраставшее насаждение идей и культа личности Мао Цзэдуна. В обществе складывается система идеологического контроля и политического манипулирования, проводятся кампании перевоспитания интеллигенции, навязываются представления об обострении классовой борьбы. Внутри КПК продолжалось столкновение двух идейно-политических тенденций - умеренно-прагматической и радикально-утопической.
Ориентация на дружбу с СССР стала главной чертой внешней политики Китая. В 1950 г. подписаны договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, соглашение о безвозмездной передаче прав СССР по управлению КВЖД. Помощь СССР сыграла большую роль в строительстве нового государства и в восстановлении народного хозяйства.
В конце 50-х годов страна стала ареной рискованных экспериментов Мао для форсированного развития социалистических процессов. Первым из них был «большой скачок в про-
мышленности и сельском хозяйстве» (1958 г.), в ходе которого Мао стремился противопоставить новому курсу КПСС (после XX съезда) собственную политическую линию. Суть ее - опередить время и обогнать СССР в строительстве новой жизни. Не имея возможности за короткий срок создать в стране развитую экономическую базу, Мао решил свести скачок в будущее к реформе человеческих взаимоотношений, к стимулированию трудового энтузиазма в условиях эгалитарного быта, казарменных форм существования и при крайней степени официализа-ции жизни. В «народных коммунах» совмещались промышленность, сельское хозяйство, торговля, просвещение и военное дело, обобществлялись труд и основные средства производства, вся собственность крестьян, вводилось уравнительное распределение доходов, ликвидировался принцип материальной заинтересованности и распределения по труду. Энтузиазм трудящихся подогревался лозунгом «Три года напряженного труда -десять тысяч лет счастья».
Результаты проявились быстро. Уже в конце 1956 г. и еще более остро в 1959 г. страна стала испытывать голод. Трудовая активность лишенных земли и всякой собственности крестьян снизилась. Производство было дезорганизовано, причем не только в деревне, но и в городе. Нарушен принцип планирования в промышленности, образовались диспропорции в экономике, разрушено оборудование, впустую растрачен энтузиазм людей.
Произошли изменения и во внешнеполитическом курсе. КНР заявила о претензиях на особую роль в Азии и во всем мире. В 1959 г. начались инциденты на китайско-индийской границе, обстрел островов в Тайваньском проливе. КНР отказалась от дружбы с СССР (в 1960 г. отозваны советские специалисты), стал пропагандироваться лозунг «опора на собственные силы», что означало намерение прервать связи с соцстранами, выступления против политики мирного сосуществования и возможности предотвращения мировой войны.
На рубеже 60-х годов другая группировка КПК («прагматики») сумела несколько исправить положение в стране. Но конфликт между Мао и ее лидерами (Пэн Дэхуай, Дэн Сяопин) не прекращался. В первой половине 60-х г. развернулась борьба за армию, повсеместно внедрялись армейские методы работы.
К 1965 г. разногласия в руководстве КПК достигли большой остроты. Они касались методов, целей и перспектив развития КНР, ее внутренней и внешней политики. Конфликт привел к новому грандиозному социальному эксперименту - к
«культурной революции», под знаменем которой прошло десятилетие - последнее в жизни Мао (1966-1976 г.). Это была борьба за ускользающую власть. Смысл ее сводился к стремлению посчитаться с помешавшей ему и поставившей под сомнения его действия партией, что и привело к погромам партийных органов, аппарата власти и всей интеллигенции отрядами красногвардейцев - хунвейбинов («красные охранники»). Последние свято верили в обожествленного ими вождя и преданно исполняли его указания. В стране вместо демократии шло утверждение военно-бюрократической диктатуры при опоре на армию, утверждалась маоистская «модель коммунизма», нарастала реальная угроза гражданской войны. Складывался режим личной и безграничной власти Мао, откровенно возрождались традиции «восточного деспотизма». Культурная революция дорого обошлась стране и привела экономику КНР к глубокому кризису.
Внутреннее развитие Китая обусловило характер его внешней политики. С 60-х до начала 80-х годов сохранялась напряженность в отношениях с СССР, их борьба в глобальном масштабе. Росло количество инцидентов на границе (1967, 1969 г.), выдвинуты претензии на советскую территорию и тезис об «угрозе с Севера». Проявлялся великодержавный, националистический характер политики Китая. Вспыхнул серьезный конфликт с Индией (1962 г.), возникла напряженность на бирманской границе, резко ухудшились отношения с Вьетнамом (1978 г.). К началу 70-х годов СССР объявлен врагом № 1, подготовка к войне стала главной целью экономического строительства. Китай пошел на сближение с США (1976 г.), выдвинул цель -создание «широкого международного фронта» против СССР.
Эксперименты Мао продемонстрировали, что в Китае была создана сталинская модель с жесткой властью классического восточного типа при ограничении индивидуальных прав и свобод и всесилии бюрократической администрации, опирающейся на мощное идеологическое давление. Этому способствовали: привычка китайцев уважать сильную личность и стабильную администрацию, привычно пренебрежительное отношение к торговцам и собственникам, частникам, высокий уровень социальной дисциплины, готовность почитать старших и мудрых. Важную роль сыграли сила и авторитет власти, стиль внутрипартийной борьбы в КПК - боязнь раскола партии диктовала склонность к компромиссам, разногласия не становились открытыми. Однако эта модель не дала желаемых результатов, наоборот, оказалась деструктивной.
Перед преемниками Мао в 1976 - 1978 г. встала острая проблема: как выйти из тупика? В партии развернулась острая политическая и идеологическая борьба фракций. Радикальная «четверка» сторонников продолжения курса Мао потерпела поражение и была арестована. На руководящих постах укреплялись «прагматики». Провал экономических мероприятий этих лет убедил их в необходимости глубоких структурных реформ для Китая. Началась мощная кампания под лозунгом - «практика - единственный критерий истины». Пленум ЦК КПК (декабрь 1978 г.) был полной победой сторонников Дэна, он санкционировал реформы.
В начале 80-х годов «прагматики» перешли в наступление: добились осуждения «культурной революции», начали реабилитацию пострадавших, поставили вопрос о личной ответственности Мао, начался процесс демаоизации общества. Новое руководство КПК и КНР прагматически подошло к решению задачи превращения Китая в богатую державу, пошли на де-идеологизацию своей политики и выдвинули на первый план лишь патриотические идеи строительства богатого Китая. Эти глубокие политические перемены создали предпосылки для новой экономической политики.
Суть экономических реформ была проста: был открыт путь к возвращению заинтересованности труженика в плодах своего труда, для чего были ликвидированы коммуны, а земля отдана крестьянам. Возникли десятки тысяч рынков, коммерция официально легализирована. С 1984 г. реформа охватила город: сильно ограничены роль Госплана и центрального регулирования, созданы возможности для развития кооперативно-коллективного и индивидуального секторов. Директорам госпредприятий предоставлялись широкие права и возможности. Реформы были радикальными и осуществлялись быстро и решительно, первые три года (1979-1981) были объявлены годами реконструкции, а плановые задания сняты. Резко уменьшены ассигнования на военные нужды, сокращена армия, военной промышленности вменено в обязанность содействовать перестройке экономики. Существенно ограничены полномочия административных органов, включая парткомы.
Результаты реформ сказались столь быстро, что это удивило весь мир. Резко возросло производство продовольствия: к 1984 г. страна вышла на уровень 400 млн. тонн зерна в год, что вполне достаточно для обеспечения ее населения (1 млрд. 300 млн.) необходимым минимумом питания. Средний жизнен-
ный стандарт крестьянства вырос в 2-3 раза. Появились слои зажиточных крестьян и горожан, работающих на рынок. Промышленность обратилась лицом к внутреннему рынку. Изменился и общий стандарт поведения людей: они стали свободнее, появились личные вкусы, предпочтения, изменения в одежде (исчезла униформа времен Мао), поведении, образе мышления, стремление к основам правового государства.
Но на пути реформ были и препятствия. Сопротивлялся привыкший к власти партийный аппарат. Проявились негативные явления, вызванные рыночным хозяйством (злоупотребления властью, коррупция, контрабанда, инфляция, социальная напряженность между бедными и богатыми, особенно в деревне). Однако на фоне успехов и высоких средних темпов роста (с 1979 г. темпы экономического роста составляли 12-18% в год) они признавались официально лишь досадными издержками развития. Съезды КПК полностью и безоговорочно поддерживали взятый Дэн Сяопином и во многом успешно осуществленный благодаря его руководству курс на реформу. Идеологически он был обоснован официальным признанием того, что Китай является отсталой развивающейся страной и что рано говорить о серьезном строительстве социализма. Пока Китай находится на начальном этапе строительства социализма, причем социализма с китайской спецификой. Считалось, что именно этому соответствует избранная модель развития со значительным включением элементов рыночного хозяйства, существенной ролью приватизированного сектора, работающего на свободный рынок. К концу 80-х годов реформы привели страну к высоким достижениям.
Но быстрые темпы экономической реформы привели к неожиданно возникшим проблемам социально-политического и идеологического характера. В 1987 г. впервые заговорили о перестройке политической системы (ввели принцип сменяемости и омоложения руководителей). Сохраняется сбалансированное отношение к Мао, хотя его культ впервые был признан и осужден в 1981 г. В попытке решения задач руководство страны на рубеже 80-90-х годов стало пятиться назад. Реализация реформы означала крах маоистского режима. Однако коммунисты не могли активно поддержать процесс становления частного капитала. С 1989 г. они отчетливо видели пример СССР, вступившего на путь структурной перестройки и быстрыми темпами обретавшего состояние нестабильности. Кроме того, они ощущали, что любое послабление в социально-политической
и идеологической сфере означало бы курс не только на дестабилизацию, но и быстрый развал страны. Не забывали они и об ответственности, которую каждый из причастных к власти после этого должен был бы нести.
Таким образом, авторитарный режим и командно-административные формы контроля над страной должны были уйти с политической сцены ради экономического развития по рыночному пути. Необычность Китая в том, что экономический механизм к рубежу 80-90-x годов раскрутился, а коммунистические руководители, связанные со старым режимом, не хотели углублять демократические преобразования. В результате возник эффект перегретого котла.
«Перегрев экономики» начал чувствоваться с середины 80-х годов. В конце 80-х годов требования демократизации и ухода руководства КПК от власти стали громче, и к ним прислушивались влиятельные лица в руководстве (Генсеки КПК Ху Яобан, Чжао Цзыян). Однако у Генсеков КПК не было всей власти -реальная власть продолжала оставаться в руках формально отошедшего от нее архитектора реформ Дэн Сяопина. Дэн долго колебался, так как понимал, что требование политических реформ разумно и справедливо. Но он сознавал и другое - согласие на радикальные политические реформы (по примеру СССР и Восточной Европы) приведет режим к краху с непредсказуемыми последствиями. Выбор был сделан в пользу меньшего зла. Демократическое движение студентов, выплеснувшееся летом 1989 г. на улицы и площади Пекина, было раздавлено на площади Тяньаньмэнь танками. Студентов направили в вузы на идеологическое перевоспитание. Снова голову подняли коммунистические реакционеры. Демократов упрекали в том, что они- сторонники буржуазного либерализма, что соответствовало действительности (в начале 90-х годов этот термин стал даже идеологическим клеймом). Разгром демократического движения надолго снял вопрос о проведении политических реформ и демократизации политической структуры.
После 1989 г. экономика продолжала развиваться, хотя и более сдержанными темпами. Утвердилось требование сохранения и усовершенствования «социализма с китайской спецификой». После крушения СССР коммунистические верхи поздравили друг друга с выбором 1989 г. Сегодня в КПК существуют две группировки по вопросу реализации этой концепции - радикалы (сторонники скачкообразного развития) и консерваторы (эволюционный путь). По сути дела, китайская концепция-
это общий для всего развивающегося мира путь. Подчеркивание своей специфики - это камуфляж для того, чтобы выиграть время и предотвратить социальный взрыв. Китай идет по пути буржуазного либерализма, но руководство, от которого это прежде всего и зависит, хочет, чтобы это происходило как можно медленнее и плавнее. Для ускорения темпов нужен уход поколения ветеранов войн и революций.
В 90-е годы после первых успехов политики «урегулирования» (1989-1991 г.) намечены следующие направления экономической реформы: перестройка госпредприятий, внедрение акционерной собственности, реформа цен, приватизация жилья, создание системы социальной защищенности. Съезды КПК (1992, 1997 г.) осуществили решительный поворот к рынку, для которого сняты все идеологические барьеры (утверждена задача создания «социалистической рыночной экономики» вместо противоречивого термина «плановой товарной экономики»). В 1999 г. внесены поправки в Конституцию, признающие важную роль частного сектора в социалистической рыночной экономике КНР. 90-е годы рассматривались как возможность для прорыва. Подчеркивается расширение политики открытости внешнему миру (свободные и специализированные, приграничные открытые зоны, зоны развития и свободной торговли). В 80 - 90-е годы Китай стал одной из важнейших опор экономической структуры Восточной Азии и АТР, важным производителем готовой продукции для рынков индустриальных и развивающихся стран. Страна вышла на первое место в мире по производству зерновых, мяса, хлопка, угля, цемента, хлопчатобумажных тканей. Успешно развивается электроника, машиностроение, производство электроэнергии, нефте- и химпродуктов. Ежегодно увеличивается экспорт на 25%. Особый упор делается на развитие инфраструктуры. Перешагнув рубеж столетий, Китай уверенно вступил в новый этап модернизации - ВВП составил 8,3% (2000г.), среднедушевые доходы горожан- 760 долл., крестьян- 273. Поставлена задача к 2010 г. удвоить ВВП за счет реструктуризации народного хозяйства в соответствии с требованиями рынка и реформирования предприятий госсектора.
Во внутренней политике отвергается парламентская многопартийная система и существование независимых политических партий, претендующих на роль политической оппозиции, политический плюрализм, сохраняется ведущая роль общественной собственности, концепция о продолжении классовой борьбы в некоторых сферах общества. КПК не возвращалась к ре-
шению 1987 г. о проведении политической реформы. Она высказалась только за реформу аппарата управления, приспособление политической системы к потребностям экономического развития. Авторитет власти высок, и не случайно, что реформы проходят здесь без слишком радикальных осложнений. Социальная напряженность снимается с помощью идеологии. Она эволюционирует сегодня в сторону патриотизма. Поэтому реформам сопутствует не кризис, а стабилизация и даже процветание. Но логика современного экономического развития требует неизбежного реформирования политической системы, развития элементов гражданского общества, все более несовместимых с тоталитарным политическим механизмом.
В 90-е годы власть перешла к третьему поколению лидеров - преимущественно гражданским лицам (Цзян Цзэминь -генсек КПК и глава государства, «наследник» Дэна после его смерти в феврале 1997 г.). Сейчас у руководства КПК все прагматики, выступающие за реформы. Разделяют их лишь вопросы - для кого реформы и в каком темпе? В политических преобразованиях делается ставка на стабильность и преемственность в политике, сглаживание острых углов, идеологический контроль в культуре. Проблемами остается свобода слова, права человека и реализация политических свобод, коррупция в высших эшелонах власти и госаппарате, его сокращение, скрытая и открытая безработица (4%), нарастание социальной дифференциации. С 1995 г. обострилась проблема реформы госпредприятий (доля убыточных в госсекторе выросла до 40-50%, в то время как на его долю приходится 40% в экономике).
В начале 80-х годов в Китае заговорили о мирной международной обстановке, которая потребовалась для осуществления экономических реформ. В 80-90 годы Китай руководствуется принципом: «нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов, а есть только постоянные интересы!» Спокойнее стали оценивать советскую внешнюю политику, демонстрировать общность с развивающимися странами, усилили критику политики США в мире. Главной целью объявлена борьба против любого гегемонизма, взят курс на развитие отношений с максимально возможным числом государств, появились утверждения о том, что мировую войну можно и нужно предотвратить. С середины 80-х годов своей целью Китай провозгласил мир и развитие в многополюсном мире, выдвинул принцип деидео-логизации и концепцию независимой внешней политики. С 1988 г. полностью нормализованы советско-китайские отношения,
началось их уравновешивание с США, Западная Европа рассматривается как новый источник передовой технологии и финансов. В первой половине 90-х годов выросла активность китайской дипломатии: нормализованы отношения с Индией, Вьетнамом, Кубой, «особый характер» они носят с Японией и Южной Кореей, расширились контакты с Израилем, ЮАР. С 1991 г. Китай присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия. В целом успехи китайской дипломатии дали повод назвать наше столетие «веком китайской дипломатии».
В основе отношений с СССР и Россией лежат универсальные принципы: уважение суверенитета и территориальной целостности, ненападение и невмешательство, равенство и взаимная выгода. Завершилось урегулирование вопроса о границе, создана зона доверия с государствами Средней Азии, принята совместная декларация о стратегическом партнерстве в XXI в. (весна 1997 г.). Торговый оборот с Россией намечено увеличить к 2010 г. в 4 раза. В 1992 г. установлены дипломатические отношения с Республикой Беларусь, что послужило основой для торгово-экономического сотрудничества. В 1997 г. завершилось объединение Гонконга с Китаем по формуле «одно государство - две системы», причем достигнута высокая степень взаимозависимости двух экономик. В 1999 г. в состав Китая возвратился Макао (Аомынь). Сохраняется напряженность в отношениях с Тайванем из-за разных подходов к проблеме воссоединения.
§ 2. Япония в 1945-1990-е г.
После окончания военных действий на Дальнем Востоке Япония была оккупирована войсками США, выступавшими от имени всех союзных держав. Верховная власть перешла в руки оккупационной армии. В первые годы США были вынуждены придерживаться принципов Потсдамской декларации (июль 1945 г.), стремились не допустить возрождения угрозы своим интересам на Тихом океане. Одной из первоочередных задач считали ослабление своего конкурента, установление не только военного и политического, но и экономического контроля. Смысл преобразований сводился к радикальной перестройке всей структуры Японии. Была осуществлена серия демократических реформ, включая возрождение партий, созыв парламента (апрель 1946 г.) и принятие новой конституции (май 1947 г.), оставлявшей за императором весьма ограниченные права. Статья 9 отсекала возможность возрождения японского
милитаризма в будущем: Япония отказывалась от войны как средства решения международных споров. Запрещены фашистские организации, осуждены военные преступники, проведена чистка госаппарата, полиции. Пересмотрена система образования. Особые меры предусматривали ограничение возможностей крупнейших монополий (дзайбацу). В 1946 - 1949 г. была проведена радикальная аграрная реформа. В результате перераспределения земли в пользу зажиточного крестьянства ускорилось развитие капитализма. Эта серия реформ вместе с реализацией «линии Доджа» (план стабилизации японской экономики) оказалась мощным импульсом для быстрого возрождения побежденной Японии, которая смогла решительно воспользоваться всем тем, что может предоставить для развития демократизация.
В связи с переориентацией американского курса на Дальнем Востоке целью политики США становится превращение Японии в основной плацдарм в регионе. После 1947 г. начался так называемый обратный курс: была развернута антикоммунистическая пропаганда, усилилось наступление на рабочее и демократическое движение, восстанавливались монокапиталистический капитал и военная мощь Японии, она использовалась как база американской агрессии против Кореи.
Встал вопрос о статусе послевоенной Японии. Проект Сан-францисского мирного договора (сентябрь 1951 г.) был подготовлен США и Англией без учета советских предложений и принципов Потсдамской декларации (демилитаризация и демократизация Японии). СССР, Польша и Чехословакия отказались его подписать. Договор предусматривал признание Японией независимости Кореи, отказ от прав на острова Тайвань, Пэнхуледао и Курильские, на южную часть Сахалина. Однако умалчивался вопрос о возвращении их СССР КНР, что создало ряд внешнеполитических проблем в 90-е годы. Ряд других соглашений и договоров с США, в том числе «договор безопасности», предоставили США право размещать в Японии свои военные базы и войска (о. Окинава). Они юридически закрепили военно-политический союз с США, неравноправное положение в нем Японии и привязанность к их агрессивной политике. Этим завершался оккупационный период, хотя американские войска остались. Реакция японцев была неоднозначной. Страну охватили массовые протесты.
Американские военные заказы и политика займов и кредитов позволили форсировать развитие экономики. В условиях
войны в Корее (1950 - 1953 г.) поступления от «спецзаказов» достигли 2,5 млрд. долларов. В 1951 г. по всем областям промышленности достигнут довоенный уровень, в 1957 г. страна вышла на первое место по судостроению, к 60-м годам ежегодный прирост промышленности составил около 20%. Сохранение сильной эксплуатации трудящихся вызвало с 1954 г. новую форму борьбы - весенние и осенние выступления рабочего класса.
В 50-е годы внешняя политика Японии была довольно ограниченной. Основной упор делался на развитие внешнеэкономических связей. Нарушены традиционные связи с СССР, КНР и КНДР, резко вырос удельный вес в торговле США. Без энтузиазма была встречена в Юго-Западной Азии «экономическая дипломатия» Японии. Важным фактором политической жизни стали отношения с СССР. Восстановление их в октябре 1956 г. и подписание декларации о прекращении состояния войны позволили Японии вступить в ООН и создало благоприятные условия для развития многосторонних торгово-экономических связей. Основой своей внешней политики Япония продолжала считать союз с США, это было закреплено новым «договором безопасности» 1960 г. В 1970 г. он был продлен, и сфера его действия была расширена за пределы Японии.
К началу 70-х годов Япония стала одной из первых промышленных держав мира. В 1970 г. ВНП превысил уровень 1960 г. в 4,5 раза. Она вышла на первое место в мире по производству оптики, на второе - по производству электроники, синтволок-на, автомашин, бытовых электроприборов, на третье - по выплавке стали. Несмотря на кризисные явления 1957, 1965 г., период 1957-1973 г. характеризовался значительным ростом производства. Он был следствием совокупности причин: серия послевоенных реформ: быстрое обновление основного капитала; расширение внутреннего рынка в результате аграрной реформы; сохранение низкой заработной платы; военные заказы 50-60-х годов; небольшая доля военных расходов (1% от валового национального дохода); многоотраслевая структура концернов; высокая роль государственного регулирования экономики; низкий уровень зарплаты при высокой производительности труда; трудолюбие работников всех категорий. Особую роль сыграло использование НТР. Япония не только импортировала новейшую технику, но и широко закупала патенты и лицензии на технологии, экономя тем самым время и средства на научно-технических исследованиях. В итоге Япония создала второй в мире по масштабам экономический потенциал. С 1961 г. уже прояви-
лись японо-американские экономические противоречия. Началась борьба за ограничение наплыва японских товаров на американский рынок и за создание более благоприятных условий для американского экспорта в Японию.
Для японской модели развития характерно полное господство свободного рынка с конкуренцией частных собственников. Оно напоминает чуткий барометр, моментально реагирующий на экономические затруднения и принимающий почти автоматически меры, необходимые для регулирования рынка. Не будучи втянутым в экономику через госкапиталистические предприятия, оно все время держит руку на рычаге хозяйственного регулирования. Государство перестало быть традиционно-восточным и стало государством еврокапиталистического типа, как в Западной Европе или США. Но при этом Япония не потеряла своего лица, осталась страной Востока, причем в этом ее сила и даже преимущество перед Европой (дисциплина труда и отсутствие забастовок при достаточно гармоничном сотрудничестве труда и капитала).
Политическая система Японии основана на многопартийной парламентарной демократии с сохранением императора в качестве главы государства. Укрепление сплоченности левых партий, активизация рабочего движения, нарастание борьбы против атомного оружия и американских военных баз подтолкнули буржуазные партии к объединению. В 1955 г. была создана Либерально-демократическая партия (ЛДП), представлявшая интересы монополистического капитала, хотя использовала лозунги создания «государства всеобщего благосостояния». То есть консервативный лагерь и промышленно-финансовые круги объединились, отказались от западной модели соперничества нескольких буржуазных партий. Тем самым произошло четкое политическое размежевание. Сложившееся соотношение сил предопределяло политическую жизнь до начала 90-х годов. Его главными особенностями были: наличие постоянного большинства в руках ЛДП и обладание оппозиционными (левее центра) партиями более чем 1/3 депутатских мест в парламенте. Это мешало ЛДП пересмотреть конституцию и изменить политический строй. В 60-е годы усилилось влияние на рабочих мелкобуржуазных тенденций. В 1964 г. выдвинулась партия Комэйто с политикой «справедливого общества», рассчитанной на мелкобуржуазные слои города. Это завершило складывание многопартийной системы.
«Нефтяной шок» 1973 г. ускорил наступление экономического кризиса 1974-1975 г. Он был порожден обострением
противоречий в результате однобокого быстрого роста экономики и проявился в неравномерности развития отраслей. Япония начала крутую перестройку структуры своей экономики: обеспечение приоритета наукоемких производств и сокращение энерго- и материалоемких, реконструкция отраслей, переживавших кризис из-за усиления иностранной конкуренции. Особенно большие масштабы перестройка приняла в начале 80-х годов, когда возникали отрасли, порожденные прогрессом науки, техники и технологии. Результаты ее позволили Японии с наименьшими потерями преодолеть серьезный спад производства во второй половине 80-х годов. Была сконструирована новая модель управления персоналом, основанная на традиционных факторах сплочения японского общества: семья - клан, групповая психология, жесткая регламентированность межличностных отношений.
В конце 80-х годов стали проявляться первые признаки кризиса в экономике. Это связано с тем, что в качественно новой экономике перестали играть положительную роль прежние факторы роста. С конца 1991 г. небывало затяжная депрессия, уже в 1992 г. рост ВНП Японии застопорился, в 1993 г. составлял 0,1% от 1992 г. С 1994 г. экономическая депрессия переросла в кризис. Весной 1995 г. безработица составила 3,2% (самая большая с 1953 г.). Структурный кризис 90-х годов обнаружил серьезные проблемы в обществе: отставание Японии в социальной инфраструктуре, снижение конкуренции товаров на мировом рынке, рост доли пенсионеров в обществе, резкое повышение цен на недвижимость, кризис финансовой системы, значительная зависимость от американской технологии, низкая компьютеризация жизни, отсутствие прорывов в ведущих отраслях (авиастроение, освоение космоса) и др. Анахронизмами выглядят закрытость экономики, протекционизм, ориентированность на консенсус, зарегулированность личной и общественной деятельности. С 1998 г. реализуется комплексный план развития страны до 2010-2015 г. Он нацелен на повышение роли и значения страны не только в мировой экономике, но и в мировой политике.
В XXI веке Япония остается одним из главных центров силы современного мира. Она занимает первое место по запасам золота и валюты. Доход на душу населения превысил 18 тыс. долл. в год. Япония выпускает более 90% мирового производства видеоаппаратуры, обладает 2/3 всех роботов капиталистического мира. Крупные достижения отражаются на высоком образовательном
уровне: к середине 80-х годов 93% японцев имели полное среднее образование, 40% молодежи до 25 лет - высшее.
Япония является крупнейшим кредитором мира. Покорение американского рынка в основном завершено, несмотря на периодическое обострение торговых отношений, и Япония обр<