Памятка по составлению таблицы

1) Прочти текст.

2) Определи признаки, по которым можно систематизировать материал.

3) Начерти таблицу с определенным количеством граф.

4) Запишите название признаков в графы.

5) Запиши в соответствующие графы таблицы материалы из текста в сокращенном виде.

6) Сделай вывод.

7) Дополни текст собственными соображениями, систематизируй их в таблицу.

Критерии оценивания:

Оценка «5» выставляется, если:

- графы схемы (таблицы) заполнены полностью, соответствуют изучаемому материалу, соблюдены требования к внешнему оформлению;

- основные требования к заполнению граф схемы (таблицы) соблюдены полностью

Оценка «4» выставляется, если:

- основные требования к заполнению граф схемы (таблицы) соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в изложении материала, имеются упущения в оформлении;

Оценка «3» выставляется, если:

- тема раскрыта не полностью, обнаруживается существенное непонимание проблемы, допущены ошибки в оформление работы;

- схема (таблица) учащимся представлена не полностью.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ТЕКСТОМ

1) Работать с текстом лучше всего в спокойной обстановке, располагающей к сосредоточенности и вдумчивости.

2) Работать с текстом рекомендуется в удобной позе, чтобы от занятия не отвлекали болевые ощущения, связанные с неестественным положением тела при чтении, и общий дискомфорт.

3) Приступать к чтению следует в трезвом, сознательном и разумном состоянии, имея хорошее или нейтральное настроение и без ощущения усталости и сонливости.

4) Приступая к чтению, нужно иметь под рукой ручку с блокнотом, куда можно будет записать понравившиеся мысли или собственные замечания.

5) В блокноте желательно завести особую библиографическую страницу, в которую можно заносить рекомендуемую или упоминаемую автором литературу и письменные источники.

6) При работе с текстом, особенно с текстом специфическим, имеющим давнее происхождение или содержащим узкоспециальную, профессиональную лексику, рекомендуется иметь под рукой несколько словарей: толковый, этимологический (для более лёгкого запоминания терминов), словарь имён собственных и тезаурус исторических дат, если в том возникнет необходимость.

Этапы работы с текстом:

1. Чтение и анализ.

2. Сопоставительный анализ источника и мнения.

3. Анализ и аргументация автора.

4. Постановка вопросов к тексту.

5. Сравнительный анализ.

6. Отбор материала.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНСПЕКТА

1. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение.

2. Конспектированию предшествует составление плана.

Этапы составления плана при работе с текстом

- Прочитать текст, продумать прочитанное;

- Разбить текст на части и озаглавить каждую. В заголовках передать главную мысль каждого фрагмента;

- В каждой части выделить несколько положений, развивающих главную мысль;

- Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

3. В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.

4. Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывать точно.

5. Изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.

6. В конспекте можно использовать цитаты.

7. При оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях.

Пример оформления отражен в Приложении 1 и 3.

Критерии оценивания:

Оценка «5» выставляется, если:

- содержание конспекта соответствует заданной теме, выдержаны все требования к его оформлению;

Оценка «4» выставляется, если:

- основные требования к оформлению конспекта соблюдены, но при этом допущены недочеты, имеются незначительные упущения в оформлении.

Оценка «3» выставляется, если:

- текст конспекта не в полной мере соответствуют заданной теме, имеются значительные упущения в оформлении.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДОВ

Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.

Для составления кроссворда по заданной теме нужно найти информацию с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), изучить ее и составить в рукописном варианте или пользуясь одним из программных средств: Microsoft Word, Microsoft Excel.

Кроссворд составляется индивидуально.

Правила при составлении кроссвордов:

1. Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.

2. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.

3. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.

4. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.

5. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.

6. Не допускаются аббревиатуры, сокращения.

7. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.

8. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

Требования к оформлению кроссворда:

1. Рисунок кроссворда должен быть четким.

2. Сетка кроссворда должна быть пустой только с цифрами позиций слов-ответов.

3. Ответы на кроссворд публикуются на отдельном листе. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий.

Создание кроссворда в MS Word:

1. Создание сетки графическим методом; при этом все элементы должны быть сгруппированы.

2. Создание сетки табличным методом; при этом границы ненужных ячеек стираются.

3. Номера либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом с соответствующими ячейками.

4. Задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или оформлены в виде выносок к соответствующим клеткам.

5. Задания к кроссворду должны быть грамотно сформулированы.

6. Кроссворд на странице должен быть наглядно оформлен и правильно расположен.

Создание кроссворда в Microsoft Excel:

1. Сетка кроссворда создается путем обозначения границ ячеек и настройки их ширины и высоты таким образом, чтобы они получились квадратными.

2. Задания к кроссворду могут быть расположены обычным образом или оформлены в виде примечаний к ячейкам, в которых находится нумерация.

3. Проверка правильности разгадывания кроссворда может быть осуществлена с помощью условного форматирования (например, если в ячейку введена правильная цифра, то ячейка заливается определенным цветом).

4. Задания к кроссворду должны быть грамотно сформулированы.

5. Кроссворд на рабочем листе должен быть наглядно оформлен и правильно расположен.

6. Наличие проверки правильности решения кроссворда.

Составление условий (толкований) кроссворда:

1. Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.

2. Старайтесь подать слово с наименее известной стороны.

3. Просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.

Планирование деятельности по составлению кроссворд:

1. Определить, с какой целью составляется кроссворд.

2. Просмотреть и изучить лексико-грамматический материал по теме в учебнике.

3. Просмотреть и выбрать вид кроссворда.

4. Продумать составные части кроссворда.

5. Изучить дополнительный материал по теме.

6. Продумать критерии оценивания.

7. Составить список слов раздельно по направлениям.

8. Написать условия (текст) кроссворда.

9. Проверить орфографию текста, соответствие нумерации.

10. Проанализировать составленный кроссворд согласно критериям оценивания.

11. Оформить готовый кроссворд.

Критерии оценивания:

Оценка «5» выставляется, если:

- содержание кроссворда соответствует заданной теме, выдержаны все требования к его оформлению;

Оценка «4» выставляется, если:

- основные требования к оформлению кроссворда соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: неточно и некорректно составлены вопросы, имеются незначительные упущения в оформлении.

Оценка «3» выставляется, если:

- вопросы или ответы кроссворда не в полной мере соответствуют заданной теме, неточно и некорректно составлены вопросы, имеются значительные упущения в оформлении.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕСТОВ

Тест - пробное задание, исследование, испытание. Для составления тестов необходимо найти информацию из разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), изучить ее и подобрать задания, отражающие основные моменты по заданной теме.

Тест создается индивидуально.

Планирование деятельности по составлению тестов:

1. Определить, с какой целью составляется тест.

2. Просмотреть и изучить материал по теме в различных источниках (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература).

3. Просмотреть и выбрать форму теста.

4. Определить количество вопросов в тесте.

5. Составить вопросы и подобрать варианты ответов.

6. Продумать критерии оценивания.

7. Написать инструкцию к выполнению теста.

8. Проверить орфографию текста, соответствие нумерации.

9. Проанализировать составленный тест согласно критериям оценивания.

10. Оформить готовый тест.

Формы тестовых заданий:

1. задания закрытой формы, в которых выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тексту задания;

2. задания открытой формы, требующие при выполнении самостоятельного формулирования ответа;

3. задание на соответствие, выполнение которых связано с установлением соответствия между элементами двух множеств;

4. задания па установление правильной последовательности, в которых требуется указать порядок действий или процессов, перечисленных в задании.

Общие рекомендации к составлению тестов:

1. Не следует прибегать к формулированию задания на воспроизведение, если вместо него может быть предложена каче­ственная или количественная задача;

2. Не следует стремиться к только словесному формирова­нию вопросов. При использовании рисунков, схем, графиков и др. значительно сокращается текст вопроса и в то же время по­вышается выразительность задачи;

3. Предпочитайте в формулировках не констатацию фак­тов, а выявление причинно-следственных связей;

4. Прибегайте к формулировкам, побуждающим к система­тизации и классификации явлений;

5. Изыскивайте возможность формулировки задания, на­правленного на установление общности и различия в явлениях;

6. Избегайте однообразных формулировок;

7. Чаще ставьте проблемы, помогающие решать задачи, с которыми приходиться сталкиваться в каждодневной работе.

Требования при составлении теста:

1. Строгое соответствие источникам информации, которы­ми пользуются учащиеся (соответствие содержанию и объему полученной ими информации).

2. Простота (задание должно требовать от испытуемого решения только одного вопроса).

3. Однозначность задания (формулировка вопроса должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испы­туемым задачу, причем язык и термины, способы и индексация обозначений, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть безусловно и однозначно понятны всеми учащимися).

4. Предпочтительнее подробный вопрос (задание) и лако­ничные ответы.

5. Идентичность всех ответов по форме, содержанию, объ­ему, количеству представленных позиций.

6. Оптимальное количество вариантов ответа — три-пять.

7. Грамматическое и логическое соответствие ответов во­просу (заданию).

8. Совер­шенно неприемлемы абсурдные, очевидно неправильные ответы.

Пример составления тестов отражен в Приложении 5.

Критерии оценивания:

Оценка «5» выставляется, если:

- содержание теста соответствует заданной теме, выдержаны все требования к его оформлению;

Оценка «4» выставляется, если:

- основные требования к оформлению теста соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: неточно и некорректно составлены вопросы (задания), имеются упущения в оформлении;

Оценка «3» выставляется, если:

- вопросы или задания теста не в полной мере соответствуют заданной теме, обнаруживается существенное недочеты и упущения в оформлении;

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ

Эссе как вид учебной деятельности обучающегося — самостоятельное сочинение-размышление над научной проблемой, при использовании идей, концепций, ассоциативных образов из других областей науки, искусства, собственного опыта, общественной практики.

Эссе создается индивидуально.

Работа должна быть представлена на бумаге строго в рукописном варианте.

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

ü мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов;

ü мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

1. вступление

2. тезис, аргументы

3. тезис, аргументы

4. тезис аргументы

5. заключение.

Этапы написания эссе:

1. Начинать эссе целесообразно с определения личной позиции (на мой взгляд; в данном высказывании есть…; я согласен с тем, что…).

2. В следующем предложении сформулировать свое понимание этого высказывания, перефразировать его.

3. В форме тезисов изложить собственное мнение по теме. Тезисы обосновать с помощью фактов, примеров. Фразы должны быть короткими, емкими, лаконичными.

4. Обосновать взгляд на проблему, обращаясь к теоретическим положениям. Нельзя опираться на примеры из личной жизни.

5. В заключение (1-2 предложения) подводятся итоги работы. Здесь можно перечислить вопросы, которые остались нераскрытыми, обозначить перспективу.

6. Дополнительные аргументы в пользу автора эссе:

- если дается информация об авторе высказывания,

- если упоминаются его предшественники или научные противники,

- если описываются различные точки зрения или подходы к решению проблемы.

- если указывается значение используемых понятий и терминов.

Пример составления эссе отражен в Приложении 2.

Критерии оценивания:

Оценка «5» выставляется, если:

- выполнены все требования к написанию эссе: сочинение соответствует теме, которая раскрыта полностью и глубоко, приведены аргументы и доказательства, сформулированы выводы, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению.

Оценка «4» выставляется, если:

- основные требования к эссе соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, имеются упущения в оформлении;

Оценка «3» выставляется, если:

- тема эссе раскрыта не в полном объеме, отсутствует логическая последовательность в суждениях, имеются упущения в оформлении.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА №1

Наши рекомендации