III. Реализация правотворческой инициативы в Нижнем Новгороде.

На основании постановления Городской Думы от 21.11.2007 № 121 «О Положении о порядке реализации правотворческой инициативы граждан в городе Нижнем Новгороде»

Правотворческая инициатива граждан- форма непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления путем внесения жителями города Нижнего Новгорода проектов муниципальных правовых актов в органы местного самоуправления города Нижнего Новгорода, должностным лицам местного самоуправления города Нижнего Новгорода.

Правовую основа осуществления правотворческой инициативы в городе Нижнем Новгороде:

-Конституция Российской Федерации

-Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

-Устав города Нижнего Новгорода

Предмет правотворческой инициативы - проекты муниципальных правовых актов:

1) Устава города Нижнего Новгорода, правовых актов о внесении; изменений в Устав города Нижнего Новгорода

2) Правовых актов, принимаемых на местном референдуме;

3) Правовых актов городской Думы города Нижнего Новгорода;

4) Правовых актов главы города Нижнего Новгорода;

5) Правовых актов главы администрации города Нижнего Новгорода;

6) Правовых актов должностных лиц местного самоуправления города Нижнего Новгорода

Не могут вноситься в порядке реализации правотворческой инициативы проекты муниципальных правовых актов:

· о бюджете города Нижнего Новгорода;

· проекты правовых актов, предмет регулирования которых не относится к компетенции органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления города Нижнего Новгорода.

Порядок формирования инициативной группы граждандля реализации правотворческой инициативы:

I. Субъектом правотворческой инициативы граждан выступает инициативная группа граждан, проживающих в городе Нижнем Новгороде, обладающих избирательным правом.

II. Минимальная численность инициативной группы граждан – 1% от числа жителей города, обладающих избирательным правом.

III. Право граждан на реализацию правотворческой инициативы не может быть поставлено в зависимость от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

IV. Реализация правотворческой инициативы осуществляется открыто и гласно. Никто не может быть принужден к выражению своего мнения и убеждений или отказу от них.

V. Гражданин, граждане, выступающие с правотворческой инициативой, осуществляют формирование инициативной группы для реализации правотворческой инициативы.

VI. Организатор, организаторы правотворческой инициативы проводят заседание, на котором принимается решение о формировании инициативной группы для реализации правотворческой инициативы.

VII. Ведение протокола на заседании.

VIII. Протокол подписывается организатором, организаторами правотворческой инициативы.

К протоколу прилагается проект муниципального правового акта, заверенный подписями организатора, организаторов правотворческой инициативы.

Количество подписей, необходимое для реализации правотворческой инициативы, составляет не менее 1% от числа граждан, проживающих на территории города Нижнего Новгорода, обладающих избирательным правом.

IX. Избирательная комиссия города Нижнего Новгорода обязана проинформировать уполномоченного представителя инициативной группы об общем числе граждан, зарегистрированных на территории города Нижнего Новгорода, обладающих избирательным правом, при получении соответствующего запроса.

X. Сбор подписей осуществляется со дня, следующего за днем принятия организатором, организаторами решения о формировании инициативной группы и внесении проекта муниципального правового акта.

XI. Подписной лист должен содержать название проекта муниципального правового акта, вносимого в порядке реализации правотворческой инициативы.

XII. Гражданин собственноручно ставит в подписном листе свою подпись и дату внесения подписи, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения и т. д.

Данные о гражданах, кроме подписи и даты ее внесения, могут быть внесены ими собственноручно либо лицами, осуществляющими сбор подписей.

Гражданин вправе ставить подпись в подписных листах только один раз.

XIII. Проект муниципального правового акта, являющийся предметом правотворческой инициативы, прилагается к подписному листу и должен быть представлен для ознакомления гражданам, ставящим свои подписи в подписные листы.

XIV. Расходы, связанные со сбором подписей, несет организатор, организаторы правотворческой инициативы.

Внесение правотворческой инициативы в орган местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления города Нижнего Новгорода:

1. После окончания сбора подписей организатор, организаторы правотворческой инициативы вносят в орган местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления следующие документы:

- протокол собрания организаторов правотворческой инициативы, на котором принято решение о формировании инициативной группы и внесении проекта муниципального правового акта.

- проект муниципального правового акта.

- пронумерованные и сброшюрованные подписные листы с подписями граждан, в количестве, установленном настоящим Положением.

- пояснительную записку с обоснованием необходимости принятия муниципального правого акта.

- финансово-экономическое обоснование проекта муниципального правого акта (в случае внесения проекта муниципального правого акта, реализация которого влечет или может повлечь снижение доходов или увеличение расходов бюджета города или отчуждение муниципального имущества).

Орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления вправе принять решение об отказе в рассмотрении проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке правотворческой инициативы, в случае:

Ø нарушения требований настоящего Положения

Ø недостаточного для реализации правотворческой инициативы количества представленных подписей граждан.

Ø решение об отказе в рассмотрении проекта муниципального правового акта должно быть мотивированным. Орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления города Нижнего Новгорода, принявшие соответствующее решение, направляют его уполномоченным представителям инициативной группы.

Ø отказ в рассмотрении проекта муниципального правового акта не является препятствием для повторной подачи документов в порядке реализации правотворческой инициативы при условии устранения нарушений, явившихся основанием для отказа.

Проверка документов, представленных для реализации правотворческой инициативы:

- для проверки подписей формируется комиссия

- подпись может быть признана действительной либо недействительной, достоверной либо недостоверной.

Недостоверными признаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом.

Рассмотрение правотворческой инициативы:

1. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы с соблюдением процедур, установленных настоящим Положением, подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в течение трех месяцев со дня его официального представления инициативной группой в соответствующий орган местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления.

2. Орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления в письменной форме уведомляет уполномоченных представителей инициативной группы о времени и месте рассмотрения проекта муниципального правового акта и обеспечивает им возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

Результаты рассмотрения правотворческой инициативы:

Орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления принимает в виде правового акта одно из следующих решений:

- о принятии (утверждении) муниципального правового акта.

- об отклонении муниципального правового акта (в случае несоответствия законодательству)

Решение по результатам рассмотрения правотворческой инициативы должно быть мотивированным и, в случае отклонения муниципального правового акта, должно содержать основания отклонения.

Результат рассмотрения правотворческой инициативы подлежит обязательному официальному опубликованию (обнародованию) и должен быть официально в письменной форме доведен до сведения организатора, организаторов правотворческой инициативы.

Заключение.

Формы участия населения в правотворческом процессе тесно связаны с одним из ключевых понятий современного российского конституционного права - категорией народовластия. В настоящее время народовластие представляет собой не столько совокупность форм и методов участия граждан в правотворческом процессе, сколько комплекс стратегий вовлечения населения в управление государством. В условиях постоянного поиска оптимальных механизмов взаимодействия власти и общества становится актуальным изучение нового для российского конституционализма права реализации гражданами правотворческих инициатив. Правотворческая инициатива позволяет выявлять реальные общественные потребности в правовом регулировании тех или иных отношений, учесть интересы групп граждан, стимулировать правовую активность населения.

В современной России правотворческая инициатива граждан пока маловостребованное политическое право граждан. Интерес к изучению данного правового института связан с необходимостью повышения его роли в системе народовластия, обеспечения населения реальной возможностью участия в управлении делами государства посредством выдвижения правотворческой инициативы. Определенным шагом в данном направлении явилась трансформация правотворческой инициативы граждан на местном уровне из права факультативного в право, гарантированное законом. Это обстоятельство диктует необходимость разработки и принятия на местах значительного числа нормативных правовых актов, регламентирующих институт правотворческой инициативы граждан, от качества которых будет напрямую зависеть эффективность его функционирования.

Вместе с тем современная конструкция нормативно-правового закрепления института правотворческой инициативы граждан в России не представляется четкой и понятной. Совершенно очевидно, что данный правовой институт в нашей стране не развит ни в рамках определенной стратегии, ни на основе глубоко разработанной теоретической базы. Немаловажной проблемой является и тот факт, что в отличие от местного уровня на региональном возможность внесения жителями правотворческих инициатив предусмотрена лишь в небольшом числе субъектов Российской Федерации. В результате рассматриваемое право не выступает равно гарантированным для граждан России, проживающих на различных территориях.

Однако население по различным причинам не так активно пользуется данным ему правом как хотелось бы в силу многочисленных причин:

-отсутствие четко определенного механизма реализации правотворческой инициативы;

-недоверие населения к органам власти;

-правовой нигилизм граждан;

-не владение приемами юридической техники (знание которой необходимо при составлении проекта муниципального правового акта) и другие причины.

Таким образом, существует масса проблем, препятствующих нормальному функционированию данного демократического института, которые необходимо преодолеть нашему государству.

Список использованной литературы.

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1994.

2. Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» // Собрание законодательства РФ. 08.05.2006. № 19. ст. 2060.

3. Постановление городской Думы города Нижнего Новгорода от 20 марта 2002 г. № 17 О Положении и порядке реализации народной правотворческой инициативы по вопросам местного значения // Нижегородский рабочий.29.03.2002. № 70 (14987).

4. Абрамова А.И. Право законодательной инициативы: проблемы обеспечения и защиты // Журнал Российского права. 2006. № 3. С. 12-21.

5. Важное С.С. Гарантии прав граждан при реализации правотворческой инициативы // Вопросы теории и практики Российской правовой науки: Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза. 2006.

6. Важнов С.С. Реализация правотворческой инициативы граждан как форма местного самоуправления // Вопросы теории и практики Российской правовой науки: Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза. 2006.

7. Ермолаева A.B. Документирование правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации на примере Саратовской области. Саратов. ПАГС, 2004. 192 С.

Наши рекомендации