II. Установление юридической основы дела — выбор и анализ юридических норм (юридическая квалификация фактических обстоятельств).
Установление юридической основы дела есть юридическая квалификация фактических обстоятельств дела.
Юридическая квалификация — правовая оценка всей совокупности обстоятельств дела путем соотнесения данного случая с определенными юридическими нормами.
Указания на правовые последствия содержатся в диспозиции (санкции) нормы права.
Установление юридической основы дела (юридическая квалификация фактических обстоятельств) включает:
1.Выбор отрасли, подотрасли, института права и нахождение нормы, которая может быть применена к данному случаю. Нельзя подгонять факты под гипотезу избранной нормы;
2.Проверку подлинности текста того акта, в котором содержится искомая норма, т.е. установление официального текста нормы. Нельзя ссылаться на неофициальные тексты. Необходимо руководствоваться последней редакцией официального издания закона со всеми изменениями и дополнениями надень применения норм права;
3.Анализ нормы с точки зрения ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Требуется установить:
а) действовала ли норма права в момент, когда совершались исследуемые обстоятельства;
б) действует ли она в момент рассмотрения конкретного дела;
в) действует ли она на территории, где рассматривается дело;
г) распространяется ли она на лиц, которые связаны с этим делом.
При определении действия закона во времени необходимо соблюдать правило: «Законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица»
При обнаружении в процессе выбора норм противоречий или несовпадений содержания двух или более формально действующих норм необходимо разрешать коллизию нормследующим образом:
а) если нормы имеют разную юридическую силу, то действует та норма, которая имеет большую силу;
б) если нормы имеют равную юридическую силу, то действует та норма, которая принята позднее.
4. Уяснение содержания нормы права. Необходима проверка, нет ли официального толкования нормы.Если правотворческий орган издал нормативно-правовой акт, а затем — акт, в котором дано официальное толкование, то такое толкование является обязательным для того, кто применяет норму.
Недостаточно проверить, было ли официальное толкование. Правоприменительный орган должен сам ее толковать, ибо без толкования нельзя применять правовую норму.
Все указанные действия являются главными требованиями применения норм права и служат одной цели — правильной квалификации фактов, а значит — укреплению законности и правопорядка.
III. Решение дела и документальное оформление принятого решения.
Результат решения юридического дела выражается в индивидуальном государственно-властном велении, предписании, акте-документе, который называется правоприменительным актом. Правоприменительный акт может иметь двоякую правовую функцию:
1) юридической констатации, т.е. признания существования определенных фактов, их правомерности (неправомерности), признания того илииного права за данным лицом или констатации по данному событию факта правонарушения;
2) новой юридической обязанности, т.е. после вынесения решения (как-то: наложить наказание, установить обязанность совершить определенные действия в установленный срок, передать имущество, уплатить долг и др.) необходима дополнительная деятельность, новая обязанность компетентных органов по исполнению решения.
IV. Исполнение решения – необходимая и заключительная стадия применения права, означающая фактическое достижение целей принятого решения.
Исполнение правоприменительного решения – меры органов государства, государственных и иных организаций, граждан, связанные с фактическим исполнением решения, вынесенного правоприменительным органом.
Вывод:Сложный порядок применения норм права, как правило, состоит из четырех стадий правоприменительной деятельности: 1) установление фактических обстоятельств дела; 2) установление юридической основы дела — выбор и анализ юридических норм (иначе: юридическая квалификация фактических обстоятельств); 3) решение дела и документальное оформление принятого решения.