Предпосылки формирования информационного права.

Информационное право

Программа дисциплины

(Стандарт ПД-ОПД.Ф.14)

направление 032000 «Документоведение и архивоведение»

для бакалавров очной формы обучения

Екатеринбург

Предпосылки формирования информационного права. - student2.ru

Программа дисциплины «Информационное право» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 032000 «Документоведение и архивоведение» по циклу «Общепрофессиональных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Семестр 6

Общая трудоемкость дисциплины 60 часов,

в том числе:

Лекций - 16

Практических - 16

Контрольные мероприятия:

В соответствии с графиком проведения практических занятий

Составитель (разработчик): КИЛИН АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ, к.и.н., доцент кафедры документационного и информационного обеспечения управления Уральского государственного университета им. А.М. Горького

Рекомендовано к печати проколом заседания кафедры Документационного и информационного обеспечения управления, протокол № 1 от 15 февраля 2010 г.

© Уральский государственный университет, 2010

© Килин А.П., 2010

I.ВВЕДЕНИЕ

Всё явственнее проступающие черты информационного общества требуют при подготовке специалистов самого разнообразного профиля больше внимание уделять работе с информацией. Это в первую очередь относится к студентам, обучающимся по специальности «Документоведение».

Основной целью их подготовки, нам видится, выработка умения ориентироваться в многообразии информационных проблем, подвергать анализу информационные потоки, подготавливать качественные информационные продукты, продвигать их на информационный рынок, соблюдая существующие правовые нормы.

Курсы, предусмотренные учебным планом этой специальности можно условно подразделить на несколько блоков: математический, информационный, правовой, управленческий и общегуманитарный. Наличие столь широко спектра направлений вполне закономерно. Следует учитывать тот факт, что специальность «документоведение» носит междисциплинарный характер. По нашему мнению, было бы недальновидно сводить подготовку специалистов в информационной сфере, получающих университетское образование, исключительно к изучению делопроизводства. Специалист, вышедший из стен Университета в начале третьего тысячелетия, должен уметь ориентироваться в предельно широком комплексе проблем, находить нестандартные решения, основанные на междисциплинарном подходе.

Курс «Информационные ресурсы: правовое регулирование» формально относится к правовому блоку, но, по сути, носит междисциплинарный характер. В рамках курса изучаются структура, источники и проблемами информационного права. Информационная сфера в целом, и информационные ресурсы в частности, являются объектами правового регулирования. Проблема состоит в том, что общественные отношения столь динамичны, что их регламентация сильно отстает от современных потребностей. Мы постоянно сталкиваемся с этими проблемами либо в процессе профессиональной деятельности, либо как граждане – обратившись за необходимой информацией в органы власти.

На наш взгляд правовой блок, который представлен в учебном плане гражданским, административным, трудовым и финансовым правом, с необходимостью должен быть дополнен правом информационным. Проблемы информационного права рассматриваются в ряде курсов. Так, в курсе «Архивоведении» изучают Закон «Об архивном деле в РФ», в «Истории государственных учреждений», рассматриваются функции органов власти, в том числе и в информационной сфере, «Защита информации» знакомит слушателей с техническими средствами защиты информации. Однако комплексного представления о системе информационного права у студентов не складывается. Данный курс, посвященный, по сути, информационному праву, частично решает эту проблему.

Изучение информационного законодательства специалистами – документоведами, не должно ограничиваться лишь знакомством с системой права и источниками этой отрасли права, но и предполагает выработку конкретных навыков. В частности, приступая к работе, начиная сбор информации необходимо четко представлять свои права и обязанности, уметь квалифицированно заключить договор на информационное обслуживание своей организации, отследить законность использование произведенного информационного продукта и т.д.

Эти проблемы «всплывают» и в ходе обучения, в частности, при написании курсовых и дипломных работ. Неоднократно приходится акцентировать внимание на отличие понятий «компиляция» и «плагиат». Наличие ссылок на использованную литературу, это не столько формальность, сколько показатель общей информационной культуры специалиста – документоведа, свидетельство знания и соблюдения им правовых и этических норм. Особое внимание в последнее время привлекает проблема использование студентами информации распространяемой при помощи глобальных компьютерных сетей, которая может быть решена при соблюдении норм авторского права. В связи с этим в курсе предусмотрена тема, посвященная правовому регулированию сети Интернет.

Целью данного курса являются:

Изучить основные характеристики и принципы классификации информационных ресурсов, научиться ориентироваться во всем многообразии имеющихся продуктов, уметь их использовать в своих целях.

Изучить основные аспекты нормативно-правового регулирования информационных отношений в РФ. Правовая культура не только рядовых граждан, но и представителей всех ветвей власти, предопределяет качество той информационной среды, в которой нам приходиться жить. Знание основ информационного права, в этой связи, представляется нам необходимым элементом информационной культуры граждан.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- терминологию, характеризующую информационные ресурсы;

- существующую классификацию информационных ресурсов;

- основные особенности информационного права как самостоятельной отрасли

- базовые определения, нормы-дефиниции

- структуру, систему права и структуру законодательства в информационной сфере

- содержание информационных процессов и основные законы развития информационной сферы общества

- особенности информации как объекта права

- основные методы правовой защиты информации

- особенности правового регулирования отношений в различных предметных областях, в отношении различных информационных ресурсов

- специфику правового регулирования информационных процессов в глобальных сетях

- права и обязанности субъектов – участников информационных отношений (в том числе свои собственные)

Уметь:

- грамотно и последовательно излагать свои мысли в конкретной предметной области

- определять тип, свойства, состав информационных ресурсов, классифицировать ресурсы по различным признакам и соотносить их с информационными потребностями различных категорий пользователей;

- ориентироваться в системе российского информационного права

- использовать терминологию курса в своей практической деятельности, в том числе при составлении документов

- определять правовой режим информационных ресурсов и правовой статус субъектов, участвующих в информационных отношениях

- анализировать структуру информационного законодательства

- применять действующие нормы права для решения проблемных ситуаций в профессиональной сфере

- определять структуру и основные положения локальных нормативных актов, регламентирующие информационные процессы в организации

Владеть (методами, приемами):

- навыками использования различных информационных ресурсов;

- навыками качественной оценки информационных ресурсов, в связи с потребностями пользователей, организации;

- поиска в правовых информационных системах

- системного анализа при рассмотрении институтов информационного права

- анализа локальных нормативных актов, на предмет их соответствию законодательству

- защиты информации ограниченного доступа

- основами правовой информационной культуры

Данный курс опирается на знания студентов, полученные в ходе изучения курсов: Конституционное право, Гражданское право, Административное право, Трудовое право, История и организация государственных учреждений России, Теория и практика управления, Документоведение, Организация и технологии ДОУ.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Место курса в системе подготовки. Структура и логика курса. Описание контрольных мероприятий и механизмов отчетности. Входной контроль (тестирование)

Информационные ресурсы.

Состав информационных ресурсов. Понятия «документ», «документный поток», «документный массив». Мировые, национальные, региональные и локальные ресурсы, общая характеристика. Свойства информационных ресурсов. Определение информационных ресурсов. Принципы классификация информационных ресурсов. Понятие «правовой режим». Правовой режим информационных ресурсов.

Право на информацию.

Основные информационные права и свободы, основания для их ограничения. Законодательное регулирование права на информацию. Право на доступ к информации. Нормы информационного права во Всеобщей декларации прав человека и в Конституции РФ.

Контрольные мероприятия

Форма контроля

Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе опроса на лекциях, практических и контрольных работ. Комплексный контроль самостоятельной работы студента включает: контроль за развитием способности к самообразованию и контроль за достижением планируемых результатов обучения.

Контроль за достижением планируемых результатов обучения предполагает: проверку знаний, умений, навыков, усвоенных способов деятельности и уровня компетентности.

Виды контроля выполнения самостоятельной работы студентов включают:

1. выполнение тестов;

2. создание продукции, соответствующей изучаемой теме с заданными параметрами;

3. выполнение видов деятельности, соответствующих целевым (предметным) установкам изучаемой темы;

4. индивидуальный анализ организации самостоятельной работы.

Контроль выполнения самостоятельной работы традиционно делится на промежуточный и итоговый. Промежуточный контроль проводится по итогам освоения каждого модуля учебной дисциплины. Итоговый - по результатам изучения курса в целом.

Текущий контроль (100 баллов)

Мероприятия текущего контроля Количество баллов
Выступление, участие в обсуждении на лекциях, семинарах
Написание реферата по теме
Контрольные точки:
1. Входной контроль по проблематике курса
2. Самостоятельная работа по теме: «Анализ информационного спора. Доступ к информации»
3. Самостоятельная работа по теме: «Анализ информационного спора в сфере СМИ»
4. Самостоятельная работа по теме: «Анализ информационного спора в сфере защиты интеллектуальной собственности»
5. Самостоятельная работа по теме: «Анализ лицензионного договора»
Итого

Итоговый контроль (100 баллов)

Форма итогового контроля:

- Тест по курсу (25 баллов)

- Проведение собеседования по итогам тестирования (25 баллов)

- Решение информационного спора как задачи (50 баллов)

Коэффициент соотношения текущего и итогового контроля:

Текущий контроль Итоговый контроль
60% 40%

Вопросы для самостоятельной работы.

  1. Технологические революции в информационной сфере. Информация и общество.
  2. Основания для формирования информационного права в качестве самостоятельной отрасли права.
  3. Связь информационного права с другими отраслями права.
  4. Предмет, объект и предметная сфера в информационном праве.
  5. Методы информационного права и их специфика. Информационное право как комплексная отрасль.
  6. Понятие «информационное право».
  7. Структура информационного права.
  8. Классификатор предметных областей правового регулирования отношений в информационной сфере.
  9. Источники информационного права.
  10. Структура законодательства в информационной сфере.
  11. Проблемы полноты и целостности отечественного информационного законодательства.
  12. Международное право в информационной сфере.
  13. Информационные процессы.
  14. Понятие и структура информационной сферы.
  15. Объективные законы развития информационной сферы.
  16. Основные признаки и юридические свойства информации.
  17. Информационные системы как объекты права.
  18. Информационные технологии как объекты права.
  19. Понятие информационных ресурсов их классификация.
  20. Правовой режим информационных ресурсов.
  21. Человек и гражданин как субъект права в информационной сфере.
  22. Органы государственной власти как субъекты права в информационной сфере.
  23. Правовой статус организаций и учреждений в информационной сфере.
  24. Основные информационные права и свободы, основания для их ограничения.
  25. Нормы информационного права в Конституции РФ.
  26. Особенности правоотношений в сфере массовой информации.
  27. Правовое регулирование рекламной деятельности в СМИ.
  28. Информация, информационные ресурсы как предмет института собственности и исключительных прав.
  29. Понятие, предмет информационной безопасности.
  30. Доктрина информационной безопасности об основных угрозах в информационной сфере и их источниках.
  31. Понятие, признаки и структура информации с ограниченным доступом.
  32. Специфика правового регулирования отдельных видов информационных ресурсов.
  33. Электронно-цифровая подпись как институт информационного права.
  34. Проблемы правового регулирования российского сегмента Интернет.
  35. Основные цели и принципы правового регулирования отношений, связанных с Интернет.
  36. Ответственность за нарушения, допущенные в информационной сфере.

III. Форма итогового контроля- зачет

V. Учебно-методическое обеспечение курса

Рекомендуемая литература

Основная литература

- Родичев Ю.А. Информационная безопасность: нормативно-правовые аспекты : учеб. пособие для вузов . СПб. [и др.], 2008.

- Международное информационное право / метод. материалы к междисциплинар. Спецкурсу. М., 2002.

- Бачило И.Л. Информационное право : учебник для вузов . М., 2009.

- ШарковФ.И. Правовое регулирование коммуникационной деятельности: в рекламе, связях с общественностью, журналистике : учеб. пособие . М., 2009.

Дополнительная литература

- Антопольский А. Б. Информационные ресурсы России : науч.-метод. пособие / А. Б. Антопольский .— М. : ЛИБЕРЕЯ, 2004

- Бачило И.Л. Информационное право: учебник для вузов / И.Л. Бачило. – М., 2009

- Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право. СПб., 2001

- Информационное право : актуальные проблемы теории и практики : колл. Монография / под общ. Ред. И.Л. Бачило. – М., 2009

- Информационные ресурсы развития РФ: правовые проблемы. / Антопольский А., Бачило И. и др. М., 2003

- Информационные ресурсы развития Российской Федерации: Правовые проблемы /Ин-т государства и права. / Антопольский А.Б., Бачило И.Л. и др. – М.: Наука, 2003 – 403 с.

- Информационные ресурсы региона: принципы формирования, организации и видовая структура. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАИ, 2000. – 167 с.

- Информационные ресурсы России. / НТЦ «Информрегистр». – М., 1999.

- Информационные ресурсы России. Национальный доклад. // Информационные ресурсы России. – 2002. - № 4

- Автоматизированные информационные ресурсы России. Национальный доклад. // Вестник Российского общества информатики и вычислительной техники. М., ВИМИ. – 1994. - № 4 – 5

- Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России: научно-методическое пособие. – М., 2004.

- Информационные ресурсы России. / НТЦ «Информрегистр». – М., 1999.

- Информационные ресурсы России. Национальный доклад. // Информационные ресурсы России. – 2002. - № 4

- Информационные ресурсы России. Национальный доклад. М., 1999; URL: http://www.nasledie.ru/politvnt/19_35/index.shtml#

- Информационные технологии : учебник / под ред. Проф. В.В. Трофимова. – М., 2009

- Калятин В.О. Право в сфере Интернета. М., 2004

- Ковалева Н.Н. Информационное право России. Учебное пособие. М., 2007.

- Ковлер А.И. Антропология права. – М., 2002

- Копылов В.А. Информационное право. М.: Юрист, 2002

- Коротков А.В., Кристальный Б.В., Курносов И.Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. / науч. Ред. А.В. Коротков. М., 2007

- Кузнецов И.Н. Информация : сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе. / И.Н. Кузнецов. М., 2001

- Никитов В.А., Орлов Е.И., Старовойтов А.В., Савин Г.И. Информационное обеспечение государственного управления / Под ред. Ю.В. Гуляева. – М., 2000

- Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В. Л. Иноземцева. М., 1999.

- О развитии электронного правительства в Российской Федерации и готовности федеральных органов исполнительной власти к переходу на оказание государственных услуг населению с использованием Интернета. Доклад Института современного развития /Институт развития информационного общества. 2009. – апрель // URL: http://www.ifap.ru/library/book422.pdf

- Обычай и закон. Исследование по юридической антропологии / Отв. Ред. Н.И. Новикова, В.А.Тишков. – М., 2002

- Попов Л.Л. Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Информационное право: учебник., М., 2010.

- Правовое обеспечение информационной безопасности: учебник / Под общей редакцией В.А. Минаева, А.П. Фирсун, С.В. Скрыля, С.В. Дворянкина, М.М. Никитина, Н.С. Хохлова.- М., 2008

- Прохоров А. Электронное правительство в цифрах и фактах // КомпьютерПресс. – 2006. - №5

- Рулан Н. Юридическая антропология. – М., 1999

- Смолян Г. Л, Черешкин Д. С., Вертинская О. Н., Костюк В. Н., Савостицкий Ю. А. Путь России к информационному обществу (предпосылки, индикаторы, проблемы, особенности). М., 1997

- Справочник информационного работника / Науч. ред. Р. С. Гиляревский, В. А. Минкина .— 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Профессия, 2007

- Тишков В.А. Этничность, право и закон. / Тишков В.А. Этнология и политика : статьи 1989 – 2004 гг. / В.А. Тишков. – 2-е изд., доп. – М.: Наука, 2005Ковлер А.И. Антропология права и правовой плюрализм (права человека и права народов) // Олень всегда прав. Исследование по юридической антропологии. Отв. Ред. Н.И. Новикова. М.: Издательский дом «Стратегия», 2003. – С. 24 – 52

Нормативно-правовые акты:

- Окинавская хартия глобального информационного общества //URL: http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html

- Модельный информационный кодекс для государств - участников СНГ. Часть первая. : Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств. : Соглашение вступило в силу 14 марта 2002 года.

- Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации : Соглашение вступило в силу 14 марта 2002 года.

- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2008 года) : принята всенародным голосованием 12.12.1993

- О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации (с изменениями на 12 мая 2009 года) : Федеральный закон Российской Федерации от 13.01.1995 № 7-ФЗ

- О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации : Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ

- Об информации, информационных технологиях и защите информации : Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ

- Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления : Федеральный закон Российской Федерации от 09.02.2009 № 8-ФЗ

- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации Совет безопасности : Утверждена Распоряжением Президента Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр-212

- О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена : Указ Президента от 17.03.2008 № 351

- О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (с изменениями на 10 марта 2009 года) : Постановление Правительства РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65

- Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти (с изменениями на 26 ноября 2008 года) : Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2003 № 98

- О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) (с изменениями на 4 мая 2008 года) : Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679

- Об утверждении Положения о ведении реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещаются указанные реестры (с изменениями на 15 июля 2008 года) : Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2006 № 807

- О создании системы мониторинга использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти : Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2006 № 298

- Об утверждении Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами : Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 № 147

- Федеральная целевая программа «Культура России (2006 - 2010 годы)» (с изменениями от 14 января 2009 г.) : Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 740

- О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям (с изменениями на 10 марта 2009 года) : Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 № 931

- О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет : Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 478

- Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 № 1244-р

- О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и плане мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах (с изменениями на 10 марта 2009 года) : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р

- Концепция региональной информатизации до 2010 года : Распоряжение Правительства РФ от 17.07.2006 № 1024-р

- Типовая программа развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации : Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.2007 № 871-р

- Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года : одобрена Распоряжением Правительством Российской Федерации от 06.05.2008 № 632-р

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р

- План мероприятий по реализации Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года Правительственная комиссия по проведению административной реформы : утверждена Председателем Правительственной комиссии по проведению административной реформы 14.02.2009 № 604п-П16

- ГОСТы Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД) // URL: http://www.ifap.ru/library/gost/sibid.htm

Ресурсы удалённого доступа

- Президент Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/

- Официальная Россия. Сервер органов государственной власти Российской Федерации // URL: http://www.gov.ru/

- Интернет-портал Правительства Российской Федерации // URL: http://www.government.ru/content/

- Портал государственных услуг. Общероссийский государственный информационный центр // URL: http://www.ogic.ru/cs/ContentServer?pagename=Design/MainPage

- Сopyright : Интеллектуальная собственность. Авторские и смежные права. Патентное право. // URL: http://www.copyright.ru/

- Информация для всех. Программа ЮНЕСКО в России // URL: http://www.ifap.ru/library/index.htm

- Интернет и право. Юридическая фирма // URL: http://www.internet-law.ru/map.htm

- Институт развития свободы информации // URL: http://www.svobodainfo.org/info/page/

- Институт развития информационного общества. // URL: http://www.iis.ru/index.html

- Электронный регион // URL: http://www.eregion.ru/

- Электронное общество. Журнал. // URL: http://www.infosoc.iis.ru/

- Официальный сайт компании "Консультант Плюс" // URL: http://www.consultant.ru/

Методические разработки

- Электронные презентации

Информационное право

Программа дисциплины

(Стандарт ПД-ОПД.Ф.14)

направление 032000 «Документоведение и архивоведение»

для бакалавров очной формы обучения

Екатеринбург

Предпосылки формирования информационного права. - student2.ru

Программа дисциплины «Информационное право» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 032000 «Документоведение и архивоведение» по циклу «Общепрофессиональных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Семестр 6

Общая трудоемкость дисциплины 60 часов,

в том числе:

Лекций - 16

Практических - 16

Контрольные мероприятия:

В соответствии с графиком проведения практических занятий

Составитель (разработчик): КИЛИН АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ, к.и.н., доцент кафедры документационного и информационного обеспечения управления Уральского государственного университета им. А.М. Горького

Рекомендовано к печати проколом заседания кафедры Документационного и информационного обеспечения управления, протокол № 1 от 15 февраля 2010 г.

© Уральский государственный университет, 2010

© Килин А.П., 2010

I.ВВЕДЕНИЕ

Всё явственнее проступающие черты информационного общества требуют при подготовке специалистов самого разнообразного профиля больше внимание уделять работе с информацией. Это в первую очередь относится к студентам, обучающимся по специальности «Документоведение».

Основной целью их подготовки, нам видится, выработка умения ориентироваться в многообразии информационных проблем, подвергать анализу информационные потоки, подготавливать качественные информационные продукты, продвигать их на информационный рынок, соблюдая существующие правовые нормы.

Курсы, предусмотренные учебным планом этой специальности можно условно подразделить на несколько блоков: математический, информационный, правовой, управленческий и общегуманитарный. Наличие столь широко спектра направлений вполне закономерно. Следует учитывать тот факт, что специальность «документоведение» носит междисциплинарный характер. По нашему мнению, было бы недальновидно сводить подготовку специалистов в информационной сфере, получающих университетское образование, исключительно к изучению делопроизводства. Специалист, вышедший из стен Университета в начале третьего тысячелетия, должен уметь ориентироваться в предельно широком комплексе проблем, находить нестандартные решения, основанные на междисциплинарном подходе.

Курс «Информационные ресурсы: правовое регулирование» формально относится к правовому блоку, но, по сути, носит междисциплинарный характер. В рамках курса изучаются структура, источники и проблемами информационного права. Информационная сфера в целом, и информационные ресурсы в частности, являются объектами правового регулирования. Проблема состоит в том, что общественные отношения столь динамичны, что их регламентация сильно отстает от современных потребностей. Мы постоянно сталкиваемся с этими проблемами либо в процессе профессиональной деятельности, либо как граждане – обратившись за необходимой информацией в органы власти.

На наш взгляд правовой блок, который представлен в учебном плане гражданским, административным, трудовым и финансовым правом, с необходимостью должен быть дополнен правом информационным. Проблемы информационного права рассматриваются в ряде курсов. Так, в курсе «Архивоведении» изучают Закон «Об архивном деле в РФ», в «Истории государственных учреждений», рассматриваются функции органов власти, в том числе и в информационной сфере, «Защита информации» знакомит слушателей с техническими средствами защиты информации. Однако комплексного представления о системе информационного права у студентов не складывается. Данный курс, посвященный, по сути, информационному праву, частично решает эту проблему.

Изучение информационного законодательства специалистами – документоведами, не должно ограничиваться лишь знакомством с системой права и источниками этой отрасли права, но и предполагает выработку конкретных навыков. В частности, приступая к работе, начиная сбор информации необходимо четко представлять свои права и обязанности, уметь квалифицированно заключить договор на информационное обслуживание своей организации, отследить законность использование произведенного информационного продукта и т.д.

Эти проблемы «всплывают» и в ходе обучения, в частности, при написании курсовых и дипломных работ. Неоднократно приходится акцентировать внимание на отличие понятий «компиляция» и «плагиат». Наличие ссылок на использованную литературу, это не столько формальность, сколько показатель общей информационной культуры специалиста – документоведа, свидетельство знания и соблюдения им правовых и этических норм. Особое внимание в последнее время привлекает проблема использование студентами информации распространяемой при помощи глобальных компьютерных сетей, которая может быть решена при соблюдении норм авторского права. В связи с этим в курсе предусмотрена тема, посвященная правовому регулированию сети Интернет.

Целью данного курса являются:

Изучить основные характеристики и принципы классификации информационных ресурсов, научиться ориентироваться во всем многообразии имеющихся продуктов, уметь их использовать в своих целях.

Изучить основные аспекты нормативно-правового регулирования информационных отношений в РФ. Правовая культура не только рядовых граждан, но и представителей всех ветвей власти, предопределяет качество той информационной среды, в которой нам приходиться жить. Знание основ информационного права, в этой связи, представляется нам необходимым элементом информационной культуры граждан.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- терминологию, характеризующую информационные ресурсы;

- существующую классификацию информационных ресурсов;

- основные особенности информационного права как самостоятельной отрасли

- базовые определения, нормы-дефиниции

- структуру, систему права и структуру законодательства в информационной сфере

- содержание информационных процессов и основные законы развития информационной сферы общества

- особенности информации как объекта права

- основные методы правовой защиты информации

- особенности правового регулирования отношений в различных предметных областях, в отношении различных информационных ресурсов

- специфику правового регулирования информационных процессов в глобальных сетях

- права и обязанности субъектов – участников информационных отношений (в том числе свои собственные)

Уметь:

- грамотно и последовательно излагать свои мысли в конкретной предметной области

- определять тип, свойства, состав информационных ресурсов, классифицировать ресурсы по различным признакам и соотносить их с информационными потребностями различных категорий пользователей;

- ориентироваться в системе российского информационного права

- использовать терминологию курса в своей практической деятельности, в том числе при составлении документов

- определять правовой режим информационных ресурсов и правовой статус субъектов, участвующих в информационных отношениях

- анализировать структуру информационного законодательства

- применять действующие нормы права для решения проблемных ситуаций в профессиональной сфере

- определять структуру и основные положения локальных нормативных актов, регламентирующие информационные процессы в организации

Владеть (методами, приемами):

- навыками использования различных информационных ресурсов;

- навыками качественной оценки информационных ресурсов, в связи с потребностями пользователей, организации;

- поиска в правовых информационных системах

- системного анализа при рассмотрении институтов информационного права

- анализа локальных нормативных актов, на предмет их соответствию законодательству

- защиты информации ограниченного доступа

- основами правовой информационной культуры

Данный курс опирается на знания студентов, полученные в ходе изучения курсов: Конституционное право, Гражданское право, Административное право, Трудовое право, История и организация государственных учреждений России, Теория и практика управления, Документоведение, Организация и технологии ДОУ.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Место курса в системе подготовки. Структура и логика курса. Описание контрольных мероприятий и механизмов отчетности. Входной контроль (тестирование)

Предпосылки формирования информационного права.

Технологические революции в информационной сфере. Углубление разделения труда. Специализация видов деятельности при работе с информацией. Информация и общество. Основания для формирования информационного права в качестве самостоятельной отрасли права.

Наши рекомендации