Третья стадия — заключительная

Она начинается в день выборов. Ее цель состоит в обеспечении постепенного выхода кандидата или избирательного объединения из предвыборной кампании, в анализе и оценке эффективности проведенной кампании.

Маркетинговое исследование

Остановимся на некоторых особенностях и технологиях каждой стадии избирательной кампании.

Продвижение на политическом рынке конкретного товара — кандидата с его программой начинается с фиксации намерений и отношений избирателей к проблемам в экономической, социальной, культурной и прочих сферах с целью выявить их вероятные реакции на конкретного кандидата или политическую партию. С этого начинает формироваться стратегия позиционирования.

Первоначально следует определить приоритетность тех или иных проблем для различных слоев населения. На основе опросов, позволяющих выявить страхи и опасения, которые выступают важнейшими мотивами электорального поведения, создается социальная карта проблемного поля. В ней ответы избирателей ранжируются по значимости проблем.

Конечно, цель опросов общественного мнения состоит в выявлении точной картины установок и мнений людей на момент проведения выборов. Однако этого недостаточно — следует идти дальше простого ожидания намеченных установок и мнений, выявить вероятные реакции избирателей на кандидатов, политические партии, средства массовой информации.

Наряду с этим необходимо выявить вероятную реакцию избирателей на те проблемы общественного развития, которые могут быть использованы кандидатами. По этой причине нейтральные, неценностные формулировки вопросов следует заменить ценностно акцентированными, которые заставят «заговорить» сокровенные чувства избирателей.

При этом необходимо иметь в виду, что избиратели часто на хотят откровенно отвечать на вопросы анкеты, поскольку либо не доверяют власти, либо еще не задумывались над собственным политическим выбором. Ближе к выборам избиратель начинает задавать себе простые, а не гипотетические вопросы о том, какой кандидат или партия в состоянии реально улучшить уровень жизни его семьи.

Здесь следует заметить, что общественное мнение не является зеркалом, отражающим реальные мотивы политического выбора. Обусловленность мотивов голосования экономическими, политическими, социальными и культурными факторами достаточно условна, если вспомнить избирательную кампанию 1968 г. Л. Джонсона, когда, казалось, что он опирался на поддержку своих действий во Вьетнаме большинством американцев. Однако действия меньшинства, выступавшего против войны, были настолько страстными и активными, что оказались в состоянии перевесить позицию большинства, и действующий президент Л. Джонсон не стал выставлять свою кандидатуру на очередной срок, а демократическая партия в итоге потерпела поражение.

Кроме того, понятие «общественное мнение» достаточно размыто. Оно представляет собой агрегацию (обобщение) частных мнений, которые публикуются в печати, то есть «мнение для анкеты о мнении». По этой причине «истинного общественного мнения» не существует, есть только вера в правильный способ его понимания и измерения.

Наконец, мониторинг общественного мнения в пределах 300 интервью, проводимых ежедневно, позволяет руководителям избирательной кампании отслеживать динамику общественного мнения по мере развертывания коммуникационного процесса, вносить поправки и изменения в избирательную кампанию.

В политике относительно легко обнаружить, какие именно проблемы избиратели считают наиболее важными в каждый конкретный промежуток времени. Значительно сложнее оценить уровень их важности для каждого избирателя, поскольку актуальность той или иной проблемы имеет свойство то возрастать, то снижаться.

Правильный выбор проблем, актуальных для избирателей, четкое определение главной идеи своей политики и преимуществ своей личности позволили кандидату в президенты США Р. Рейгану в конце 1980-х гг. победить демократа Дж. Картера, несмотря на то, что республиканцев поддерживали только 28% избирателей.

Р. Рейган обратился к ценностям, которые были близки не только республиканцам, но и демократам, независимым избирателям. В каждом интервью Рейган по мере возможностей старался рассматривать привычные и устоявшиеся ценности и проблемы, связанные с семьей, соседями, работой, миром и свободой.

Одним из результатов данного этапа избирательной кампании является определение тех социальных групп, возможные реакции которых на предлагаемый вами «товар» будут благоприятными. Теперь их надо убедить в том, что они сделали правильный выбор. Достичь этого позволяют средства и методы политической коммуникации.

Политическая реклама

Важную роль в маркетинговой стратегии избирательной кампании играет политическая реклама. Ее роль обусловлена повышением массовости политики, вхождением в нее широких слоев населения. Для управления их сознанием и поведением необходимы ценности, стандарты, правила, которые создаются и распространяются средствами массовой коммуникации. Они формируют устойчивые системы воздействия, порождают социальные связи.

Доминирующий тип коммуникации задает типы социальных структур. «Коммуникация, — замечает известный французский социальный психолог С. Московичи, — это в высшей степени социальный продукт. Измените ее форму, ее средства — она тут же изменит природу групп и форму власти. Этому нас учит история. Было бы ошибочным рассматривать коммуникацию как простой инструмент в руках людей, стремящихся овладеть толпами. На самом же деле это она навязывает им свои правила, с которыми они обязаны считаться».

Политическая реклама представляет собой не просто набор конкурирующих сообщений, она обнаруживает себя в качестве спе-

сыщенным и лучше обеспечивающим эффект узнаваемости (например, лозунги «Голосуй сердцем!» или «Голосуй или проиграешь!» в избирательной кампании Б.Н. Ельцина во время выборов президента в 1996 г.).

Главное с точки зрения пропагандистского воздействия — основная идея должна соответствовать насущным ожиданиям избирателей и убеждениям самого кандидата.

Следует заметить, что при проведении политической рекламы необходимо учитывать время и место воздействия на избирателя. Ей не должны мешать какие-либо внешние события: бессмысленно выступать по телевидению, если по другому каналу транслируется футбольный матч с участием национальной сборной.

Воздействие на поведение избирателя можно осуществлять посредством убеждения, обращаясь к рациональной сфере сознания, и методом внушения, используя эмоциональные аргументы.

Если метод убеждения основан на критическом восприятии идей, понятий, представлений, на индивидуальном опыте, достоверных фактах, логике, аргументах, то метод внушения предполагает способность людей воспринимать информацию без предъявления достоверных доказательств, он обращен к чувствам, привычкам, стереотипам, традициям, символам.

Кроме того, существует и большой спектр грязных технологий: подкуп избирателей, угрозы в адрес кандидатов, фальсификация результатов выборов, манипулирование сознанием избирателей, психологические и информационные войны и т.д.

Личный имидж кандидата

Определяющее эмоциональное воздействие на избирателей, их психологическую установку оказывает личный имидж кандидата. Внешний имидж рекламирует то, что есть внутри: умения, компетенцию, достоинства, преимущества. Для кандидата важно определить то, что он желает рассказать о себе.

Привлекательный образ кандидата может быть сформирован и на основе ярких поведенческих образов, демонстрации харизмы, и с использованием привлекательности некоторых биографических деталей, природных способностей. Естественно, что может применяться и комбинация этих способов.

Личный имидж кандидата представляет собой сложный набор внутренних и внешних факторов:

1) природные качества личности (темперамент, коммуникабельность, эмпатичность, рефлективность, то есть то, что составляет умение нравиться другим);

2) свойства, приобретенные в процессе социализации, воспитания (нравственность, такт, культура, вкус);

ки. Она обнаруживается в особенностях речевых структур, использование которых подчеркивает психологический тип личности.

Например, частое использование местоимения «я» означает зацикленность на себе, завышенную самооценку. Это было свойственно президенту США Д. Эйзенхауэру, который всегда использовал местоимение «я». Напротив, редкое употребление местоимения «я» выражает высокую степень отчуждения, боязнь подчиненности, доверия.

В свою очередь, использование политиками местоимения «мы» обычно связано со стремлением придать дополнительную политическую значимость своей персоне. Этим отличались президенты США Л. Джонсон и Р. Никсон.

Использование определенного местоимения характеризует политический стиль лидера или кандидата, манеру принятия решений единолично (частое использование местоимения «я») или имперский характер политических устремлений. Если же политический лидер слишком часто употребляет вводные уточняющие слова («я думаю, что...», «вероятно», «я считаю») или противопоставления (типа «но», «хотя», «однако», «тем не менее»), это говорит о его неуверенности, нерешительности, стремлении избежать в будущем каких-либо обязательств. Подобным вербальным стилем характеризуется риторика президентов США Дж. Форда, Р. Рейгана, Дж. Буша, советского президента М.С. Горбачева. Этот стиль непригоден для кризисных ситуаций, поскольку такие лидеры могут оказаться не в состоянии принимать быстрые и эффективные решения.

Наши рекомендации