Геополитическая и геоэкономическая составляющая интеграционных процессов в Западном полушарии
Более-менее крупные и известные интеграционные группировки в регионе: Организация американских государств ОАГ (35 членов), НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле), МЕРКОСУР (Общий рынок стран Южной Америки), УНАСУР (Союз южноамериканских наций), АЛБА (Боливарианский Альянс для народов Америки), СЕЛАК (Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна), ЦАОР (Центральноамериканский общий рынок), ЛАИ (Латиноамериканская ассоциация интеграции: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Куба, Мексика, Панама, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор), КАРИКОМ (Карибское сообщество), Андское сообщество(Боливия, Колумбия, Эквадор , Перу), Тихоокеанский Альянс, Трансатлантическое партнерство, Транстихоокеанское партнерство
Среди определяющих черт международных отношений в Западном полушарии, безусловно, в первую очередь следует выделить резкую активизацию интеграционных процессов. Мощный импульс им придала «Инициатива для Америк», провозглашенная президентом США Дж. Бушем в 1990 г.
Существуют 42 интеграционных объединения, охватывающих 90% товарооборота стран ЛА и Карибского бассейна. В том числе действуют 24 соглашения, которые устранили пошлины на не менее чем 80% тарифных позиций (соглашения о ЗСТ). В Латинской Америке сформировалось 3 неполноформатных Таможенных союза (Меркосур, Андское сообщество и ЦАОР) и 1 неполноформатный общий рынок (КАРИКОМ).
Организация американских государств — международная организация, созданная 30 апреля 1948 года на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, существовавшего с 1889 года. Штаб-квартира расположена в Вашингтоне. Организация была создана в целях достижения мира среди его государств-членов, как это предусмотрено в статье 1 Устава: Поддерживать мир и справедливость, способствовать солидарности, укреплять сотрудничество и защищать свой суверенитет, свою территориальную целостность, и независимость. Сегодня ОАГ объединяет 34 государства Северной и Южной Америки (кроме Кубы) и является главной политической, юридической и социальной силой в полушарии. Организация использует четыре направления для эффективного осуществления своей основной цели, исходя из её основных принципов: демократии, прав человека, безопасности и развития.
Процесс латиноамериканской интеграции начался в 1960-е гг., когда были подписаны соглашения о трех группировках.
Латиноамериканская зона свободной торговли – ЛАСТ. Создана на основе Договора Монтевидео 1960 г., поставившего цель формирования зоны свободной торговли в Западном полушарии. В ее состав вошли 11 стран: Мексика, Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Парагвай, Перу, Уругвай, Венесуэла.
Организация преследовала цель содействовать индустриализации экономик и расширению рынков сбыта. Огромная экономическая дифференциация между странами не позволила быстро реализовать проект.
В рамках ЛАСТ была создана система взаимных торговых преференций, основу которых составляли преимущественно товары, не являвшиеся предметом взаимного экспорта. Страны продолжали протекционистскую торговую политику, положенную в основу концепции импортозамещения. Были подписаны торговые соглашения в субрегиональных рамках, призванные снизить экономическую дифференциацию, повысить уровень экономического развития на основе проведения политики импортозамещения.
В 1980 г. ЛАСТ переименована в ЛАИ (Латиноамериканскую ассоциацию интеграции) – более гибкое соглашение, позволявшее заключать торговые соглашения между 2-3 партнерами. Цель – оживление интеграционных процессов. Но зона свободной торговли так и не была создана.
В рамках ЛАИ действуют двусторонние соглашения, представляющие собой списки товаров, подлежащих тарифным преференциям в размере до 100%.
Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР). Образован в 1960 г. в составе 5 стран: Сальвадор, Гватемала, Коста-Рика, Гондурас, Никарагуа. Страны-члены намеревались создать таможенный союз, но достигли поначалу лишь зоны преференциальной торговли. В первые годы снижение пошлин способствовало росту взаимной торговли, но в дальнейшем доля взаимного товарооборота в совокупной торговле снизилась.
В 1993 г. страны предприняли попытку возродить группировку на основе подписания нового соглашения. Хотя в 1990-е гг. интеграционные мероприятия в ЦАОР стагнировали, но с началом нового века удалось преодолеть неблагоприятные тенденции и сформировать таможенный союз. В 2000г. страны ввели общий таможенный тариф со ставками пошлин 0-15%.
Одновременно активизировалась деятельность ЦАОР в формировании зон свободной торговли с другими странами – США (о создании Центральноамериканской зоны свободной торговли – КАФТА), с Доминиканской республикой. Страны Северного треугольника (Сальвадор, Гватемала, Гондурас) подписали соглашение с Мексикой в 2000г. Есть соглашения о двусторонних зонах свободной торговли – между Никарагуа и Мексикой (1997г.), между Коста-Рикой и Мексикой (1994г.).
Андское сообщество (1969 г.) 4 страны: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу. Венесуэла входила с 1973 по 2006 г. С 1969 по 1973 также входила Чили, теперь с 2006 г. – ассоциированный член.
С 1995 г. функционирует таможенный союз с немалыми исключениями. Стратегической целью группировки является создание общего рынка (продвигается – в 2001 г. был введен единый образец «андского паспорта», с 2005 г. между странами действует безвизовый режим).
Имеется соглашение о сотрудничестве с Меркосур, таким образом члены Меркосур являются ассоциированными членами Андского сообщества с 2005 г. (а именно – Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай).
Так как Боливия почти вступила в Меркосур, перспективы блока неясны, вполне вероятно объединение блоков в будущем под знаменем Меркосур или другой организации.
В 1973 г. создано Карибское сообщество (КАРИКОМ). В настоящее время в составе КАРИКОМ 15 государств, ещё есть 5 ассоциированных членов и 8 наблюдателей.
Полноправные члены: Антигуа и Барбуда, Багамы (не входят в таможенный союз), Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Гаити, Ямайка, Монтсеррат (британская заморская территория), Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам, Тринидад и Тобаго.
Ассоциированные: Ангилья, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Тёркс и Кайкос (все – заморские территории Великобритании)
Таможенный союз в рамках КАРИКОМ существует с 1993 г., в 2008 г. провозглашено создание «единого рынка», а в 2009 г. запущен процесс создания экономического союза с перспективой введения общей валюты.
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, было подписано 17 декабря 1992 года и вступило в силу 1 января 1994 года. Присоединение Мексики к НАФТА было подготовлено десятилетиями «молчаливой» интеграции, в результате которой сформировался сложный комплекс двусторонних отношений. Его составляющими являлись и проблемы общей границы протяженностью 3 тыс. км, масштабные внешнеторговые связи (объем взаимной торговли на начало десятилетия достиг 60 млрд. долл.), присутствие в США 6-миллионной мексиканской общины, нелегальная иммиграция 1 млн. человек в год, усилившаяся экологическая взаимозависимость, а также проблемы наркотрафика.
В то время как североамериканский интеграционный проект сталкивался с немалыми внутренними трудностями, все более заметную роль в международных отношениях начинало играть другое интеграционное объединение - Общий рынок стран южного конуса (МЕРКОСУР), Договор о создании объединения был подписан в марте 1991 г. в г. Асунсьон (Парагвай). Штаб-квартира находится в Монтевидео, Уругвай.
Члены – Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла. Боливия подписала в 2012 году договор о присоединении, но он пока не был ратифицирован парламентами всех стран-членов (остались Бразилия и Парагвай).
Таможенный Союз создан к 1995 г. на основе ликвидации пошлин и введения общего таможенного тарифа 0-20%. Имеется ЗСТ с Чили и Боливией. В 1999 г. в качестве стратегической цели предложено создание валютного союза, а в среднесрочной перспективе - формирование общего рынка.
За первоначальным периодом успешного взаимодействия внутри блока (внутрирегиональная торговля выросла в пять раз между 1990 и 1997 гг.), последовала череда торговых споров, первый из которых был связан с девальвацией бразильского реала в 1999 г. Несмотря на то что страны-члены формально договорились о свободном перемещении товаров и услуг, каждая страна оставляет за собой право исключать те или иные продукты или сектора с целью защиты национальных производителей. В рамках Меркосур также существует ряд соглашений, регулирующих вопросы обменного курса, инвестиций, налогообложения, образовательных обменов. Целью данных соглашений является гармонизация норм и правил регулирования в различных областях и стимулирование взаимной кооперации.
Усилия Аргентины и Бразилии по реализации проектов региональной интеграции вылились в подписание Декларации Куско в 2004 г., обозначившую создание Союза Южноамериканских Государств (UNASUR). Штаб-квартира в Эквадоре. В УНАСУР вошли государства-члены Южноамериканского общего рынка МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Парагвай и Уругвай), Андского сообщества (Боливия, Колумбия, Перу и Эквадор), а также Чили, Гайана и Суринам. В Учредительном договоре были обозначены три стратегические задачи объединения. Первой из них стала координация внешнеполитических курсов участников, имеющая целью превращение Южной Америки в самостоятельный субъект международных отношений. Второй – формирование Южноамериканской зоны свободной торговли (ALCSA), планы создания которой восходят еще к концу 1980-х годов. Третьей – стимулирование так называемой "физической интеграции" региона посредством объединения энергетических, коммуникационных, транспортных и инфраструктурных систем связей.
УНАСУР - живой пример стремления латиноамериканских стран перейти от обеспечения интересов США к следованию собственным нуждам. Ресурсный потенциал УНАСУР является одним из крупнейших в мире. Объединение самодостаточно в области обеспеченности энергоресурсами. Однако привлекает внимание не только экономический потенциал объединения, но и его военно-политическая ориентация. Бразилия выступила с идеей создания Единого совета обороны объединения. Это было спланировано как бы в противовес Межамериканскому совету обороны при ОАГ, подчеркивая тем самым его невостребованность. Несмотря на впечатляющую структуру (созданы советы по инфраструктуре, энергетике, социальному развитию, науке, инновациям,…) и провозглашенные далеко идущие цели(в Декларации Куско ставилась задача «развивать политическую и экономическую интеграцию с целью повысить роль государств в мировой политике»), следует отметить, что фактически УНАСУР еще находится в стадии становления. Отсутствие политического лидера, особенно очевидного после окончания президентства Лулы в Бразилии и кончины У.Чавеса стало одной из причин вступления УНАСУР в состояние некоего анабиоза.
В декабре 2004 г. Венесуэла совместно с Кубой провозгласила создание принципиально нового интеграционного объединения АЛБА как альтернатива АЛКА, переговоры по которой в тот момент как раз вступали в завершающую стадию. В состав АЛБА входят 11 стран: Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Гренада и Сент-Китс и Невис. Первоначально объявленные цели нового объединения выглядели расплывчато. Провозглашались некапиталистические принципы отношений, основанные на экономической взаимодополняемости и взаимной солидарности. Своеобразным экономическим фундаментом новой группировки стали венесуэльские нефтедоллары. Режим У. Чавеса снабжал нефтью своих союзников по льготным ценам и оказывал им иную финансовую помощь. В начале десятилетия Венесуэлой была создана организация «Петрокарибе», призванная обеспечивать нефтью на льготных условиях малые карибские государства и превратить Карибский бассейн в зону геополитического влияния этой страны, к чему Венесуэла стремилась на протяжении второй половины ХХ века. Кончина Чавеса в 2013 году кардинальным образом изменила ситуацию. В Венесуэле: внутриполитический кризис, дефицит госбюджета, запредельный уровень инфляции, отсутствие единства в правящем блоке=>ослабленные внешнеполитические позиции Венесуэлы. Учитывая эти события, АЛБА ждут не лучшие времена.