Ситуация в Афганистане: проблемы борьбы с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. Миссия ISAF в Афганистане и ее завершение. Афганистан и государства Центральной и Южной Азии
Ключевым событием для современного Афганистана, без которого невозможно описать нынешнюю обстановку в этой стране, явилась военная операция, инициированная США и Великобританиейв октябре 2001 года в ответ на террористические акты 11 сентября. Ее целью было провозглашено уничтожение баз террористов в Афганистане и захват главарей "Аль-Каиды", скрывавшихся в этой стране (лидеры движения "Талибан", удерживавшего власть в Афганистане, отказали США в выдаче террористов).
Операция, получившая название "Несокрушимая свобода" (Enduring Freedom), началась с бомбардировки стратегических объектов талибов в крупных городах. Она не была одобрена Совбезом ООН. США и Великобритания лишь уведомили СБ ООН о начале военных действий в Афганистане, квалифицировав их "как реализацию права на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН".
В декабре 2001 года с санкции СБ ООН (резолюция 1386) были созданы Международные силы содействия безопасности в Афганистане (International Security Assistance Force in Afghanistan, ISAF; ИСАФ). В общей сложности в период с 2001 по 2014 годы в состав ISAF входили подразделения 50 стран - 28 стран НАТО и 22 стран-партнеров альянса. При этом многие страны оговорили свое участие в коалиции рядом ограничений. Например, французские, немецкие и итальянские войска не могли быть переброшены в опасные районы страны, согласно мандатам, выданным национальным контингентам парламентами этих государств.
На начальном этапе руководство силами коалиции осуществлялось государствами на добровольной основе по полгода. С августа 2003 года они начали действовать под руководством НАТО (первая операция альянса за пределами Европы). Первоначально зона ответственности ISAF охватывала только Кабул. В 2003-2006 годах она была расширена на всю территорию страны. Целями ISAF были объявлены содействие правительству Афганистана в расширении и закреплении центральной власти на всей территории страны, поддержание безопасности, создание условий для соблюдения законности. Для реализации восстановительных проектов в ключевых населенных пунктах страны были расквартированы "провинциальные группы реконструкции", включавшие военных и гражданских специалистов.
ISAF оказывали помощь правительству Афганистана в проведении президентских и парламентских выборов, обеспечивали деятельность Кабульского международного аэропорта, содействовали руководству страны в создании национальной армии и реформировании органов безопасности. В то время как ISAF сосредоточили усилия на стабилизации и безопасности, часть контингента США, не входящая в состав коалиции, продолжала осуществлять операции по поиску и ликвидации отрядов талибов и "Аль-Каиды" в рамках операции "Несокрушимая свобода". 2 мая 2011 года американским спецназовцам удалось ликвидировать в Пакистане руководителя "Аль-Каиды" Усаму бен Ладена.
Летом 2013 года силы международной коалиции передали территорию страны под контроль афганской армии и служб безопасности. С этого времени началось постепенное сокращение численности коалиционных войск (в разное время дислоцированный контингент составлял до 130 тысяч человек). В декабре 2014 года США и НАТО объявили о формальном завершении боевой миссии по содействию безопасности в Афганистане.
За 13 лет ISAF потеряли в Афганистане более 3,5 тыс. военнослужащих, из которых около 2,4 тыс. - граждане США. Правительственные войска Афганистана потеряли свыше 13 тыс. человек. Кроме того, погибли около 15 тыс. афганских мирных жителей (статистика ООН ведется с 2007 года), около 500 тыс. афганцев стали беженцами. Потери талибов, по разным оценкам, составили 20-35 тыс.
С начала 2015 года НАТО развернула в Афганистане небоевуюмиссию"Решительная поддержка" (Resolute Support), правовой базой для которой стало соглашение между НАТО и Афганистаном. Целью миссии является обучение и повышение профессионализма сотрудников служб безопасности Афганистана, полиции и армии. Ее численность - порядка 12 тыс. военнослужащих. Миссия продлится предположительно два года.
Несмотря на столь длительную и масштабную операцию, её результаты неоднозначны. Несостоятельность военной кампании, пожалуй, можно объяснить недооценкой многих важных составляющих. Во-первых, Афганистан — это исламское государство и установление демократии в ее западном понимании здесь невозможно. Во-вторых, в Афганистане сильно развита клановость отношений, поэтому, возможно, именно переговоры в большей степени, чем оружие, позволили бы решить многие проблемы. В-третьих, из-за бездействия американцев и миссии НАТО ситуация с выращиванием опиумного мака и производством наркотиков вышла из-под контроля и породила новые проблемы. За 15 лет площадь незаконных посевов опиумного мака возросла в 32 раза (свыше 200 тыс. га), а объемы производства – в 50 раз, выдвинув Афганистан в мировые лидеры по производству героина (90% всего объема)!
Основную работу по выстраиванию национальных институтов власти, принятию новой конституции и нормализации обстановки в стране должны выполнить все-таки сами афганские политики. Необходимо, чтобы конфликтующие стороны в Афганистане наладили отношения друг с другом. Причем будет лучше, если данный процесс обойдется без внешних сил — без Пакистана и других региональных и внерегиональных игроков. Однако, по всей видимости, по этому сценарию события развиваться не будут. Так что сейчас соседям Афганистана следует укреплять границы. Узбекистан и Таджикистан укрепили границу. Туркмения, всегда довольно халатно относившаяся к охране границы с Афганистаном, по-иному взглянула на этот вопрос, поскольку на протяжении последних двух лет там все чаще происходят военные инциденты. Что же касается пакистано-афганской границы, то с ней что-либо поделать невозможно, поскольку многие тысячи человек пересекают ее ежедневно в обе стороны.
У центрально-азиатских стран нет ресурсов не только для помощи Афганистану в решении многочисленных проблем в экономике и других сферах, но и для защиты от этих угроз у себя в стране. Весьма негативно сказывается и фактор террористической угрозы со стороны ИГ. Перетягивая местных боевиков и террористов к себе, эта группировка размывает традиционные клановые иерархические связи, десятилетиями существующие в Афганистане, что приводит к дополнительной дестабилизации. Надеяться на то, что одни террористы уничтожат других, тоже не приходится, хотя в США и КНР подобные идеи обсуждаются, в том числе возможное сотрудничество с «Талибаном» на этом направлении. Даже Пакистан вел себя весьма сдержанно по отношению к афганской проблеме, хотя в Пакистане сейчас наблюдается тенденция к тому, чтобы активнее влиять на происходящее в соседней стране.
Проведение президентских выборов в Афганистане в 2014 году считалось достижением международной коалиции, пусть и завершившей миссию, однако обеспечившей к этому времени соответствующий уровень безопасности. Однако американский план политического устройства в Афганистане, согласно которому победивший кандидат становится президентом, а второй по результатам претендент – премьер-министром, имеет под собой шаткую основу. Так, Ашраф Гани Ахмадзай стал главой государства, а Абдуллу Абдуллу, первоначально не признавшего результаты голосования, едва уговорили стать главой правительства.
Сложный этнический состав населения Афганистана (пуштуны, таджики, узбеки, хазарейцы, туркмены, белуджи и др.) не позволяет найти компромиссный вариант разделения власти по национальному принципу, поскольку каждая из групп населения (особенно пуштуны и таджики) преувеличивает свою долю в общем количестве жителей страны, которое также достоверно неизвестно, поскольку перепись населения не проводилась с 1980-х годов.
Таким образом, ситуация в Афганистане настолько сложная, что с ней не может справиться уже никто: ни прогрессивно настроенная часть афганского населения и власти страны, ни соседи Афганистана, ни крупные державы. Решительное вмешательство со стороны США не оказало должного позитивного эффекта, однако никакая другая страна или международная организация не была готова предпринимать подобные меры и брать на себя ответственность. Поэтому использование отрицательной статистики по производству наркотиков или экономическому положению в Афганистане исключительно в контексте политической борьбы с США и НАТО при том, что никаких альтернатив не предложено больше никем, не вполне корректно. А на фоне экономического кризиса и появления новых горячих точек (Сирия, Ирак, Украина) предлагать существенные планы по разрешению афганского кризиса просто некому – Афганистану придется разбираться с национальными проблемами во многом самому.
52. Операция ‘ коалиции желающих’ в Ираке. Реакция международного сообщества. Развитие ситуации в Ираке в период президентства Б. Обамы: новые факторы (региональные, международные аспекты)
Новое обострение иракского кризиса произошло после начала «глобальной антитеррористической операции» США. 29 января 2002 г. президент Дж. Буш-мл. причислил Ирак к странам «оси зла». 4 марта 2002 г. премьер-министр Великобритании Энтони Блэр заявил, что Багдад продолжает программу создания химического и биологического оружия. 12 сентября 2002 г. президент Дж. Буш на Генеральной Ассамблее ООН заявил, что, если С. Хусейн отказывается сотрудничать с международным сообществом, Вашингтон оставляет за собой право на его принудительное разоружение. 10 октября 2002 г. Конгресс США предоставил президенту право использовать силу против Ирака.
Действия США вызвали недовольство России, Франции, Германии и КНР, увидевших в политике Белого дома опасный прецедент принудительного разоружения враждебного Вашингтону режима. Представители России и Франции подготовили компромиссную резолюцию Совета Безопасности ООН, в которой содержалось требование возобновить работу инспекторов ЮНСКОМ (специальная комиссия ООН по Ираку) и фиксировалась возможность применения силы против Ирака в случае его отказа выполнить это решение. (Резолюция не вводила механизма верификации в отношении докладов ЮНСКОМ.) 8 ноября 2002 г. Совет Безопасности ООН проголосовал за резолюцию № 1441. В ноябре 2002 г. работа комиссии в Ираке возобновилась.
Однако зимой 2003 г. Вашингтон заявил о невыполнении Ираком резолюции № 1441. Госсекретарь США К. Пауэлл продемонстрировал в Совете Безопасности ООН серию «закрытых материалов» о продолжении Багдадом работ по созданию химического и биологического оружия. В январе 2003 г. Белый дом потребовал принять новую резолюцию, допускающую принудительное разоружение Ирака. Против нее выступили Франция, Россия и КНР. Неудачной оказалась и попытка администрации Дж. Буша-мл. инициировать обсуждение операции в Совете НАТО. 19—20 февраля 2003 г. против нее выступили Германия, Франция и Бельгия.
Администрация Дж. Буша попыталась для обоснования своей позиции сослаться на резолюцию Совета Безопасности ООН № 1441. Но эта резолюция, констатируя нарушения Ираком решений ООН о проведении инспекций на его территории, не предусматривала автоматического применения силы против Багдада, т.е. ее использования без повторного рассмотрения этого вопроса в Совете Безопасности ООН. Ставка была сделана на формирование коалиции против Ирака с опорой на американо-британское двустороннее партнерство. 18 марта 2003 г. США предъявили Ираку ультиматум, главным требованием которого был отказ С. Хусейна от власти и выезд его из Ирака вместе с родствен в течение 48 часов. Одновременно американские представители заявили, что будут бойкотировать заседанияСовета Безопасности ООН, на которых по требованию Франции и России предполагалось рассмотреть ситуацию в связи с американским ультиматумом. Позицию США поддержали Британия, а также Испания и Болгария, которые являлись непостоянными членами Совета Безопасности ООН.
20 марта 2003 г. началось вторжение в Ирак сил коалиции во главе с США. Участие в коалиционных силах приняли также Британия, Италия, Испания, восточноевропейские члены НАТО, ряд государств Латинской Америки и Океании. Операция «Иракская свобода» (Iraqi Freedom) завершилась быстрым поражением С. Хусейна: после подавления нескольких очагов сопротивления 9 апреля 2003 г. союзники вступили в Багдад. По официальным данным, за полтора месяца войны потери коалиции составили 183 человека (149 американцев и 34 британца), число погибших иракских военнослужащих оценивались в 7-9,5 тыс. 1 мая 2003 г. президент Дж. Буш-мл. заявил об окончании активной фазы операции против Багдада.
Приоритетной задачей Вашингтона стал поиск ОМП в Ираке. Еще в мае 2003 г. США добились создания комиссии во главе с американским дипломатом Дэвидом Кэем. Однако 10 октября 2003 г. Д. Кэй признал, что найти химическое и биологическое оружие комиссии не удалось. Пресс-секретарь администрации президента США Скотт Маклеллан заявил 13 января 2005 г., что поиски химического и биологического оружия в Ираке прекращены.
29 мая 2003 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1483 «О послевоенном восстановлении Ирака», и в Багдаде открылась миссия ООН. Но 19 августа 2003 г. против нее был совершен теракт, после чего миссия свернула свою деятельность. Управление Ираком стала осуществлять американская администрация во главе с генерал-лейтенантом Джемом Гарнером, а позднее — бывшим послом США в Нидерландах Полом Бремером. Только 8 июня 2004 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1546, легализовавшую пребывание в Ираке войск международной коалиции по просьбе нового иракского правительства. 14 октября 2004 г. Генеральная Ассамблея ООН восстановила членство Ирака в этой организации.
Но мирного урегулирования иракского кризиса не произошло. Арабы-сунниты, составлявшие основу партии БААС и старой иракской армии, рассматривали американскую администрацию как «изначально враждебную» своим интересам. Среди арабов-шиитов были сильны настроения в пользу создания исламского государства по образцу Ирана. Мелкие этнические группы — ассирийцы, йезиды, туркоманы, сабеи — опасались притеснений со стороны арабов-шиитов. Проживающие на северо-западе Ирака курды стремились создать свое государство — Курдистан. Серьезной ошибкой США и Британии стал также роспуск старой иракской армии и полиции. Большое количество вооруженных и хорошо обученных военному делу людей быстро пополнили ряды иракского сопротивления или террористических организаций.
Летом 2003 г. в Центральном Ираке возник «суннитский треугольник» — территория вокруг городов Багдад, Тикрит и Ар-Рамади. В этом районе власть перешла к вооруженным суннитским общинам, одну из которых возглавил иорданец, лидер организации «Единобожие и джихад» Абу Мусаб аз-Заркави. Он сумел объединить часть бывших функционеров партии БААС, радикальных суннитов и даже боевиков «Аль-Каиды». Центром суннитского сопротивления стал город Эль-Фаллуджа, расположенный к западу от Багдада на берегу реки Евфрат. Только в ноябре 2004 г. вооруженным силам США после кровопролитных боев удалось овладеть городом. Потери Пентагона составили около 70 человек убитыми и 425 ранеными, что было сопоставимо с военной операцией 2003 г. Силы аз-Заркави были вытеснены к ирако-сирийской границе.
Одновременно началось восстание радикальных шиитов. В декабре 2003 г. мулла города Эн-Наджафа (юго-запад от Багдада, берег реки Евфрат) Муктада ас-Садр потребовал вывода иностранных войск и создания на иракской территории «демократического исламского государства». Муктада ас-Садр создал вооруженное ополчение — «Армию Махди», с помощью которой он 4 апреля 2004 г. поднял восстание в ряде областей Центрального и Южного Ирака. На фоне тяжелых боев за Фаллуджу США предпочли не начинать боевой операции в Эн-Наджафе. 29 августа 2004 г. командование коалиции подписало с Муктадой ас-Садром Соглашение о перемирии. В обмен на прекращение сопротивления американцы согласились с созданием вооруженной гвардии М. ас-Садра в Эн-Наджафе.
Сложно развивалась ситуация и в Иракском Курдистане. В новой конституции Ирака были оговорены его особые права — вплоть до возможности выхода из состава государства в случае нарушения центральным правительством своих обязательств. 12 июня 2005 г. парламент Курдистана провозгласил Масуда Барзани президентом Иракского Курдистана. 2 сентября 2006 г. М. Барзани издал указ, запрещающий вывешивать в Курдистане флаг Ирака, который курды считают символом притеснений со стороны режима Саддама Хусейна. Летом 2006 г. правительство Иракского Курдистана подготовило проект закона об углеводородах, разрешавший проводить самостоятельную политику в сфере добычи и экспорта углеводородов. Конфликт был урегулирован при посредничестве США только в 2008 г.
Волна терактов и высокие потери в боях с повстанцами побудили союзников США начать вывод своих контингентов из Ирака. Первой после терактов в Мадриде 11 марта 2004 г. это сделала Испания. Ее примеру последовали Доминиканская Республика, Никарагуа, Сингапур, Филиппины, Таиланд, Новая Зеландия, Венгрия, Португалия и Украина. Другие участники коалиции — Нидерланды, Норвегия, Италия, Польша — сохранили небольшие силы специального назначения, призванные помочь правительству Ирака сформировать армию и полицию. 17 декабря 2007 г. правительство Британии заявило о намерении вывести основные силы из Ирака, оставив военную базу около города Басры на юге страны.
После поражения республиканцев на выборах в Конгресс 7 ноябре 2006 г. в Соединенных Штатах началось обсуждение причин неудач Второй войны в заливе. В Конгрессе под руководством сенаторов — демократа Ли Гамильтона и Дж. Бейкера была создана комиссия по изучению Иракской войны (Iraq Study Group), известная также под названием «комиссия Гамильтона—Бейкера». 6 декабря 2006 г. она опубликовала доклад, в котором призвала администрацию Дж. Буша-мл. сделать ставку на укрепление иракской полиции и армии. Такой подход отчасти напоминал «Гуамскую стратегию» президента Р. Никсона 1969 г., призывавшего «вьетнамизировать войну».
Администрация Дж. Буша учла критику оппозиции. 18 декабря 2006 г. ушел в отставку министр обороны Д. Рамсфельд, и его место занял бывший руководитель ЦРУ Р. Гейтс. Для демонстрации успехов 30 декабря 2006 г. был казнен С. Хусейн. 10 января 2007 г. президент США Дж. Буш-мл. обнародовал новую стратегию в Ираке, получившую неофициальное название «Новый путь вперед» (The New Way Forward). Она предусматривала не отступление в духе гуамской доктрины, а, напротив, эскалацию силовых действий — отправку в Ирак дополнительно 21,5 тыс. военнослужащих и усиление мер по охране границы. Новый главнокомандующий вооруженными силами коалиции генерал Дэвид Петреус выстроил стратегию на двух компонентах: 1) заключение союза с лояльными США религиозными и этническими кланами; 2) создание и обучение полноценных иракских вооруженных сил. Д. Петреус заключал соглашения с различными политическими силами Ирака, вступая в конфликт с правительством Н. аль-Малики. К середине 2008 г. силам коалиции и иракской национальной гвардии удалось взять под контроль Багдад, Басру и Мосул.
По мере снижения напряженности в Ираке Белый дом склонялся к идее вывода основного воинского контингента из этой страны. 31 декабря 2008 г. истекал срок действия мандата Совета Безопасности ООН на пребывание коалиционных сил в Ираке. Накануне этого события 17 ноября 2008 г. президент Дж. Буш-мл. и премьер Н. аль-Малики подписали соглашение о статусе американских войск в Ираке после 31 декабря 2008 г. Оно предусматривало вывод американских вооруженных сил из населенных пунктов к 1 июля 2009 г.; полный их вывод из страны — к 31 декабря 2011 г. До конца этого срока США обязались согласовывать все военные операции с властями Ирака, передать ему полный контроль над его воздушным пространством. Вашингтон также гарантировал неиспользование территории Ирака для нападения на другие страны.
Администрация Б. Обамы следовала условиям Багдадского соглашения. 1 сентября 2010 г. вице-президент США Джозеф Байден объявил об окончании операции «Иракская свобода» и о начале новой небоевой операции американской армии под кодовым названием «Новый рассвет» во главе с генералом Ллойдом Остином. 15 декабря 2011 г. США спустили флаг своих вооруженных сил над Багдадом, символически завершив военную кампанию в Ираке. В стране осталось около 200 военных консультантов, а также сотрудники частных военных и охранных компаний в количестве около 5500 человек.
После того, как начался вывод американского контингента в 2011 г., правительство Нури аль-Малики не смогло удержать ситуацию под контролем. Вооруженные формирования радикальных суннитов участвовали в гражданской войне в соседней Сирии. Наиболее значимой из них была возникшая в 2006 г. группировка Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ). Ее основу составили одиннадцать радикально-суннитских групп, объединившихся с иракским подразделением «Аль-Каиды». ИГИЛ выступала за создание Исламского халифата на основе правовой системы шариата.
В июне 2014 г. силы ИГИЛ, получив подкрепление из Сирии, перешли в наступление. В течение нескольких недель им удалось повторно захватить город Мосул и прилегающие к нему территории. 29 июня 2014 г. лидер ИГИЛ Абу Бакир аль-Багдади провозгласил создание халифата, выбрав себе имя халифа Ибрагима. Столицей нового квазигосударства был объявлен город Мосул. 5 июля 2014 г. Абу аль-Багдади призвал всех мусульман мира подчиниться ему и присоединиться к джихаду под руководством группировки. 3 августа 2014 г. силы ИГИЛ захватили город Синджар в Северном Ираке.
В настоящее время в Ираке боевики ИГ контролируют ряд городов в провинциях Анбар, Дияла, Салах-эд-Дин и Найнава.
53. Вопросы ближневосточного урегулирования в современных МО. Интифада "Аль-Акса" и "дорожная карта" по Ближнему Востоку, деятельность "международного квартета" посредников, фактор "Хамас" в урегулировании палестино-израильского конфликта
В случае если не знаете, что было до «Аль-Аксы».
Процесс Осло – ряд закрытых палестино-израильских контактов при посредничестве норвежцев. В сентябре 1993 г. – Декларация о принципах организации временного палестинского самоуправления (соглашение Осло-1). Предполагала: постепенный вывод израильских войск с оккупированных территорий и их передача под власть палестинцев.
Принципы соглашения:
- признание права Израиля на существование в мире и безопасности;
- признание резолюций 242 и 338 Совета Безопасности ООН (предполагали вывод израильских войск с территорий оккупированных в ходе шестидневной войны);
- обязательство по решению конфликта мирным путём;
- отказ от терроризма и других форм насилия;
- принятие ответственности за исполнение этих обязательств всеми элементами и структурами ООП;
- объявление недействительными пунктов Палестинской хартии, отрицающих право Израиля на существование;
- обязательство внести необходимые изменения Палестинской хартии на рассмотрение Палестинского Национального Совета.
В рамках соглашения Осло-1:
4 мая 1994 г. – соглашение Газа-Иерихон: определение статуса этих территорий (израильская армия остаётся в Газе только для охраны поселений), определяет структуру Палестинской национальной автономии (ПНА)
29 августа 1994 – соглашение о дальнейшей передаче полномочий ПНА(в областях культуры, здравоохранения, туризма и др.)
28 сентября 1995 г. – соглашение Осло-2. Предполагало: дальнейшее расширение полномочий ПНА, создание Палестинского Совета – выборного органа самоуправления.
Создание трёх зон контроля – А, В и С. Создание вооруженного палестинского ополчения для выполнения полицейских функций (10 000 чел.) К 1995 году израильские войска покинули большую часть зон А и В (зона С оставалась под контролем Израиля, там находились поселения и военные объекты). Далее начались споры о конечном урегулировании, статусе Иерусалима, перекройка зон контроля. К 1999 году процесс зашёл в тупик.
Чтобы придать толчок урегулированию в 2000 г. – саммит в Кемп-Девиде. Но американцы заняли произральскую позицию, переговоры закончились неудачей.
В итоге весь процесс Осло провалился. Причины:
a. Террористическая деятельность палестинцев и попустительство ПНА. Серия терактов с использованием самоубийц;
b. Ответный еврейский терроризм в пещере Патриархов, Хевроне;
c. Блокада территорий ПНА израильской армией: мешает нормальной экономической жизни;
d. Нежелание властей ПНА выдавать Израилю террористов;
e. Проблемы сотрудничества служб безопасности;
f. Неэффективность, коррумпированность ПНА;
g. Смена правительства в Израиле в мае 1996 -1999 г. (правые во главе Нетаньяху);
h. Непрекращающаяся поселенческая деятельность (1993 - 2000 г. численность выросла на две трети).
Провал переговоров вызвал интифаду «Аль-Акса» (2000 – 2004 гг.) – вооружённое восстание палестинцев, сопровождавшееся большим количеством террористических атак, жертвами среди мирного населения. Распространено мнение, что интифаду, по сути, начал Арафат, решив добиться своих требований насильственным путём.
Результатом интифады, помимо всего прочего, стало строительство разделительной стены (начало строительства – 2003 г.) Стена в том числе захватила и 20% палестинских территорий.
В 2002 г. в разгар интифады создаётся Квартет по ближневосточному урегулированию (Ближневосточный квартет) – США, РФ, ЕС, ООН. Цель: возродить мирное урегулирование. Специальный уполномоченный квартета – Тони Блэр (ушел в отставку в 2015 г.)
В 2003 г. была выработана «дорожная карта» по возобновлению мирного процесса. Цель: реализация принципа двух государства (создание на территории Палестины двух государств - Израиля и Палестины), достижение соглашения об окончательном статусе Палестины к 2005 году.
План состоял из трёх этапов:
Этап 1: Окончание террора и насилия, нормализация условий жизни палестинцев, формирование палестинских институтов. Палестина и Израиль без всяких условий прекращают насилие и возобновляют взаимодействие в сфере безопасности. Израиль помогает нормализации жизни палестинцев. Израиль выводит войска с оккупированных палестинских территорий после 28 сентября 2000 года.
Этап 2: Все усилия концентрируются на создании независимого палестинского государства во временных границах и суверенитете на основе конституции. В случае успешного реформирования гражданских институтов и структур безопасности палестинцы получат поддержку со стороны «Четверки».
Этап 3: Предположительно окончательное урегулирование, переход к третьему этапу на основе консенсусного решения «четвёрки» и результатов действий обеих сторон. Цель — продолжение реформ, укрепление институтов, выполнение обязательств в сфере безопасности.
План провалился по причине: 2006 г. – начало войны в Ливане, 2007 г. – на выборах в Секторе Газа победила «ХАМАС» (ХАМАС – исламисты)
2007 г. – конференция в Анаполисе, новая попытка урегулирования. Переговоры между Аббасом (председатель ПНА) и Ольмертом (премьер-министр Израиля). Достигли договорённости об обмене землями (взамен на те, что заняли израильские поселенцы). Затем в Израиле произошёл коррупционный скандал, Ольмерт был вынужден уйти в отставку, переговоры застопорились.
В 2010 г. Нетаньяху вводит мораторий на переведение переговоров. На сегодняшний день: прогресса нет. Израиль хочет вести переговоры без предусловий, в то время как ПНА требует прекращения поселенческой активности до начала переговоров (сейчас около 600 тыс. поселенцев).
В 2015 году в связи с действиями в Иерусалиме (политика по выселению арабов), высказываниями израильских публичных лиц (по вопросу статуса Иерусалима и его святынь) началась так называемая «интифада ножей». Она выразилась в массовых одиночных нападений на израильтян с помощью кухонных ножей и других подсобных орудий, автомобильных наездах. Важно отметить, что в отличие от предыдущих интифад, «интифада ножей» является спонтанным, никем не координируемым явлением. Палестинцы разочарованы в урегулировании, в Фатхе, Аббасе, ПНА и это толкаёт молодёжь на отчаянные акты насилия.
+у Аббаса сейчас довольно слабая власть, авторитет ПНА падает, возможна ситуация, когда переговоры будет не с кем вести. При этом на Израиль сильно давит мировое сообщество, особенно ЕС, настойчиво требуют возобновить мирный процесс.
Фактор «ХАМАС». ХАМАС – исламисты, их считают террористами в США, Канаде, Японии, Израиле, Египте, Иордании. При этом их политическое крыло набирает популярность, в то время как популярность «Фатх», светской палестинской организации, падает. Это может поспособствовать обострению ближневосточной проблемы.