Иран в современных международных отношениях. Ядерная программа Ирана - международный аспект. Переговоры «шестерки» с Ираном. Подписание СВПД

После прихода к власти духовенства в ходе исламской революции в Иране основной целью внешней политики ИРИ стало превращение страны в региональную державу. Эта цель зафиксирована в «Двадцатилетней перспективе развития Ирана». Согласно этому документу, к 2025 г. Иран должен занять первое место в регионе по экономическому, научному и культурному развитию, а также стать «государством-вдохновителем мусульманского мира».

Принципами политики страны стали справедливость, независимость, самодостаточность и исламское благочестие. Отсюда борьба с США и Израилем, поддержка палестинцев и строительство «экономики сопротивления» (достижение самообеспеченности).

В последние годы ядерная программа ИРИ стала одной из ключевых международных проблем. В представлении духовного лидера Ирана аятоллы Хаменеи в ней воплотились главные лозунги революции: борьба за независимость, обвинение иностранных государств в несправедливости, стремление к самодостаточности и исламская традиция уважения к науке.

В 2002 г. инспекторы МАГАТЭ обнару­жили в Иране следы незадекларированных экспериментов по обогащению урана. Одновременно американские спутники сфотог­рафировали строящиеся ядерные объекты на иранской территории, прежде всего предприятие по обогащению тяжелой воды в городе Араке. Чиновники МАГАТЭ заговорили о том, что Тегеран нарушает условия соглашения о гарантиях с агентством 1974 г. Используя эти заявления, администрация Дж. Буша-мл. с августа 2003 г. стала заяв­лять о возможности нанесения военных ударов по иранским ядерным объектам.

Однако ведущие страны ЕС и Россия настороженно отнеслись к планам США. Речь шла не только о неприемлемости новой войны на Ближнем Востоке. Если бы Иран был лишен права на обогащение урана, возник прецедент пересмотра статьи IV ДВЗЯИ: разделение не­ядерных стран на «достойных» и «недостойных» иметь ЗЯТЦ. Поэтому Россия, Франция, Германия и КНР настаивали на применении к Ира­ну иного, переговорного, подхода.

Диалог между Ираном и ЕС по проблемам атомной энергетики на­чался осенью 2002 г. Для его ведения внутри Евросоюза была создана «евротройка» (Франция, Британия и Германия), которая от имени ЕС предложила идею «выкупа» у Ирана его ядерной программы. 30 августа 2003 г. ЕС обратился к Тегерану с призывом возобновить нормальное сотрудничество с МАГАТЭ и подписать Дополнительный протокол агентства 1997 г. После года переговоров 15 ноября 2004 г. «евротройка» и Иран заключили в Париже предварительное соглашение на уровне эк­спертов. Тегеран обязался приостановить работы по обогащению урана, а Европейский союз подтвердил готовность к техническому сотрудни­честву, в том числе поставкам реактора на легкой воде. «Евротройка» пообещала в течение полугода представить детальный план урегулиро­вания конфликта вокруг ядерной программы Ирана. 22 ноября 2004 г. Тегеран заявил о прекращении работ по обогащению урана.

По мере продвижения успехов европейской дипломатии (и одно­временно растущих неудач Соединенных Штатов в Ираке) админис­трация Дж. Буша-мл. стала смягчать свою позицию. В ходе европей­ского турне 31 января 2005 г. госсекретарь США К. Райс указала, что Белый дом занят выработкой совместного с ЕС подхода к урегулиро­ванию кризиса вокруг иранской ядерной программы.

Поддержку позиции «евротройки» оказала и Россия. 27 февра­ля 2005 г. Москва подписала договор с Тегераном об обязательном возвращении в Россию отработанного ядерного топлива с будущей Бушерской АЭС. Такой шаг Москвы выглядел как стремление создать гарантии мирного характера иранской ядерной программы. Во время визита в Иерусалим 28 апреля 2005 г. В. Путин заявил, что Россия вы­ступает за отказ иранской стороны от создания технологий ядерного цикла и постановку под контроль МАГАТЭ атомных объектов Ирана.

Однако найти компромисс по иранской ядерной программе в 2005 г. не удалось. На переговорах в Женеве 25 мая 2005 г. «евротрой­ка» не представила план урегулирования иранской проблемы. Иран­ская сторона потребовала от США представить письменные гарантии безопасности Тегерану и получила отказ. 26 июня 2005 г. президентом Ирана был избран консервативный политик Махмуд Ахмадинежад, который отказался от рассмотрения инициатив «евротройки». 8 авгу­ста 2005 г. Тегеран возобновил обогащение урана и вышел из режима переговоров с «евротройкой». В ответ Совет управляющих МАГАТЭ передал «иранское досье» Совету Безопасности ООН, к работе которо­го присоединилась и Германия. Возникла угроза проведения военной операции США и/или Израиля против Ирана.

В 2006-2008 гг. Совет Безопасности ООН ввел серию обратимых санкций (действуют до момента принятия противоположной стороной определенных решений) против Ирана.

Резолюция 1737 требовала от Ирана деятельность по обогащению урана и предусматривала санкции за применение ядерных технологий в военных целях. Речь шла о заморозке активов физических и юридических лиц, вовлеченных в деятельность, связанную с ядерной программой и программой по разработке баллистических ракет (в частности замораживались активы Организации по атомной энергии Ирана, Энергетической компании «Месбах», Организации военной промышленности).

Резолюции Совета Безопасности 1747 (от 24.03.2007) и 1803 (от 3.03.2008) ужесточили санкции в отношении иранской ядерной программы. Так, в соответствии с резолюцией 1747 был расширен список юридических и физических лиц, чьи активы подлежали заморозке в связи с их причастностью к реализации ядерной программы.

Роль посредника на переговорах по ядерной программе Ирана по­пыталась взять на себя Россия. 27 июня 2007 г. президент М. Ахмади­нежад на встрече с министром иностранных дел С. В. Лавровым заявил о намерении искать компромисс с МАГАТЭ. 21 авгус­та 2007 г. страны выработали план решения остающихся спорных во­просов относительно соблюдения Тегераном соглашения о гарантиях с МАГАТЭ.

Ободренная успехом переговоров по плутониевой проблеме, Рос­сия попыталась выступить посредником и по проблеме обогащения урана, 1 октября 2009 г. предложив Ирану создать совместное с Росси­ей и Францией предприятие по обогащению урана.

Первоначально Женевским переговорам сопутствовал успех. 23 ок­тября 2009 г. Россия, США и Франция согласились с предложением МАГАТЭ. 29 октября 2009 г. Иран заявил, что заинтересован в предло­жении агентства, хотя и с некоторыми оговорками. Однако «шестерка» требовала от Тегерана представить ответ до 2 января 2010 г., угрожая в противном случае ужесточением санкций. Такая позиция вызвала недовольство Ирана. 20 января 2010 г. он отказался передавать про­цесс обогащения урана другим странам.

Неудача Женевских переговоров побудила Россию ужесточить по­зицию. Москва разорвала подписанный в 2007 г. контракт с Тегераном на поставку зенитно-ракетных комплексов С-300. 9 июня 2010 г. Рос­сия и КНР вместе с другими постоянными членами проголосовали за резолюцию Совета Безопасности ООН № 1929, которая ввела первые необратимые санкции (действуют до принятия специ­альной резолюции об их отмене) против Ирана. Документ запрещал поставлять иранской стороне шесть категорий вооружений: бронетранспорте­ры, танки, артиллерийские системы, вертолеты, боевые и транспорт­ные самолеты, корабли, ракетные системы. Резолюция также вводила запрет на предоставление Ирану технологий и технической помощи по разработке средств доставки ядерного оружия и предусматривала заморозку средств КСИР и морского флота ИРИ.

Наиболее опасной ситуация вокруг ядерной программы стала осенью 2011 г. К этому времени Тегеран добился успехов в реализа­ции ядерной программы. 12 сентября 2011 г. в Бушере состоялась це­ремония пуска первого энергоблока АЭС. В ноябре 2011 г. МАГАТЭ опубликовало отчет по поводу ядерной программы Ирана, в котором указывалось на то, что он осуществлял шаги, «имеющие отношение к разработке ядерного взрывного устройства». Доклад МАГАТЭ вызвал жесткую реакцию Израиля: 4 ноября 2011 г. президент Ш. Перес за­явил, что Тель-Авив оставляет за собой право на любые шаги (включая силовые) для недопущения получения Тегераном ЯО.

С августа 2013 года, когда Хасан Роухани сменил Махмуда Ахмадинежада на посту президента страны, Иран взял курс на снижение напряженности вокруг своей ядерной программы. Первым положительным результатом этой политики стало подписание Ираном и МАГАТЭ соглашения по "дорожной карте" дальнейшего сотрудничества 11 ноября 2013 года. ИРИ обязалась своевременно предоставлять агентству информацию о своих ядерных объектах, а МАГАТЭ согласилось учитывать интересы Ирана в области национальной безопасности, в том числе за счет использования регулируемого доступа и защиты конфиденциальной информации.

Прорывом в переговорах Ирана с "шестеркой" стало подписание 24 ноября 2013 года в Женеве Совместного плана действий. В соответствии с этим соглашением Иран взял на себя обязательство прекратить обогащение урана свыше 5%, уничтожить все запасы обогащенных до 20% ядерных материалов и остановить строительство новых центров по обогащению урана. В ответ Иран получил подтвержденное международным сообществом право на обогащение урана до 5% и ослабление санкций, которые серьезно препятствовали развитию иранской экономики. Соглашение сроком на полгода вступило в силу 20 января 2014 года, впоследствии срок его действия был дважды продлен – сначала до 24 ноября 2014 года, затем до 30 июня 2015 года.

14 июля 2015 года Иран и "шестерка" международных посредником согласовали положения Совместного всеобъемлющего плана действий, а 20 июля 2015 года СБ ООН принял резолюцию в поддержку этого документа. Согласно документу, ни один из ядерных объектов в Иране не будет демонтирован. В соответствии с договоренностями, ИРИ обязуется в течение 15 лет иметь в распоряжении не более 300 кг обогащенного до 3,67% урана. Высокообогащенный уран и оружейный плутоний, необходимые для создания ядерного оружия, Тегеран производить не будет. Завод по обогащению урана в Форду будет перепрофилирован в технологический центр. Кроме этого, исключительно в мирных целях будет использоваться ядерный комплекс в Араке. При этом все отработанное топливо будет вывозиться оттуда за пределы Ирана в течение всего времени действия реактора. Эксперты МАГАТЭ будут проводить мониторинг ядерных объектов в течение 25 лет, что позволит организации следить за тем, чтобы иранская ядерная программа носила исключительно мирный характер. Все международные санкции будут сняты с Ирана через 10 лет при условии выполнения соглашения.

Наши рекомендации