Япония в современных международных отношениях. Японо-американские и японо-китайские отношения 1991-2016 гг.
Япония уже не первый десяток лет пытается бороться с ситуацией «экономического гиганта и политического карлика». Япония является членом ООН с 56-го года и вторым после США донором ООН, порядка 10 раз была непостоянным членом СБ ООН, претендует на постоянное кресло, состоит в «8ке», АТЭС, АРФ; кооперируется с АСЕАН по линиям АСЕАН+3, +6, участвует в ВАС. Важным инструментом японской дипломатии является Официальная помощь развитию.
Особую важность для Японии имеет зелёная дипломатия, в сент.2009 г. инициатива по сокращению Японией к 2020 г. выбросов парниковых газов на 25% по сравнению с 1990 г.
В 2009-2011 возобновляется обсуждение территориального вопроса с Россией (встреча Ю.Хатояма и Д.Медведева в Москве). 2002-2009 – Упор на Восточную Азию, с 2002 г. – курс на заключение со странами региона соглашений о свободной торговле (ССТ) и об экономическом партнерстве (СЭП) на двусторонней и многосторонней основе. Соглашения заключены с Сингапуром, Малайзией, Филиппинами, Индонезией и другими странами ЮВА, а тж. с блоком АСЕАН. К концу 2000х гг. – соглашения с Южной Кореей и Индией.
Япония и США
Японо-американский союз с 1951 года (Сан-Францисский мирный договор); 1960 - Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией; законодательная основа альянса двух стран; оговаривает присутствие американского военного контингента на территории Японии.
В 90е гг. с распадом биполярной системы происходит трансформация японо-амер. союза. Японское правительство взяло курс на активное участие в создании нового мирового порядка и глобальных механизмах – ООН, ВТО, «восьмерка» и т.д., а тж. в международных усилиях по поддержанию мира. Во время кризиса в Персидском заливе Япония выделила 13 млрд долл для оплаты расходов многонациональных сил. В 1992 г. крупная миссия была направлена в Камбоджу, хотя скорее для инженерных и строительных работ, чем для ведения боевых действий.
В «Основных направлениях программы национальной обороны на период с 1996 г.» были значительно расширены функции Сил самообороны (противостояние стих. бедствиям, межд. сотрудничество по поддержанию мира. При возникновении угрозы, функции Сил самообороны не ограничиваются лишь обороной Японии, а распространяются на весь АТР). 17 апреля 1996 г. - Совместная декларации по вопросам безопасности (сохранение японо-американского союза как ключевого элемента поддержания стабильности в регионе и обеспечения безопасности Японии). 1997 г. – новые «Руководящие принципы двустороннего сотрудничества в области обороны». Концептуально изменен характер союзнических обязательств: с «узкой» задачи отпора прямой агрессии против Японии они были переориентированы на совместное обеспечение стабильности в АТР, предупреждение обострения региональных конфликтов и их урегулирование. В 1998 г. Япония дает согласие на участие в исследованиях по созданию систем ПРО ТВД для защиты военных баз.
2001-2006: Премьер Дз. Коидзуми. Отличительные особенности: про-американская внешняя политика, «открытый регионализм» (избежать регионального сепаратизма, упор на интересы глобального экономического сотрудничества, Япония выступала против закрытых региональных организаций и за участие США), частые разногласия по вопросам истории (визиты японских официальных лиц в храм Ясукуни, «проблема учебников»: недовольство ряда стран из-за оценки, которую имеет агрессивная политика Японии во Второй мировой войне в японских учебниках). Появляется активная антитеррористическая линия. На основании принятого в окт.2001 г. Закона о специальных мерах по борьбе с терроризмом Япония участвовала в 2001-2009 гг. в миротворческих операциях по тыловой поддержке операций антитеррористической коалиции в Ираке и Афганистане. В 2004-2007 гг. Япония развернула в г. Самава на юге Ирака контингенты сил самообороны для проведения строительных работ и осуществления гуманитарных проектов. В
Афганистане миссия Японии заключалась в дозаправке в Индийском океане топливом и питьевой водой судов коалиции (в сент.2009 г. миссия свернута). В рамках ооновской дипломатии по борьбе с пиратством Япония в марте 2009 г. направила несколько эсминцев и разведывательных судов к побережью Восточной Африки.
С осени 2009-го года у власти Демократическая партия Японии. Упор на тезис о равноправном партнерстве с США при сохранении зависимости Японии от американского потенциала ядерного сдерживания. Договор о безопасности с США – фактор стабильности в Азии. Япония-США. Поддержка США в борьбе с терроризмом. В октябре принимается т.н. «антитеррористический пакет», в соответствии с которым Япония до 2007-го года оказывает тыловое снабжение коалиции в Афганистане и эскорт американских судов в японских водах. 2003: Япония начинает участвовать в строительство ПРО-ТВД (зенитные ракеты Пэтриот ПАК3 + комплексы AEGIS на эсминцах). 2009 – Проблема американской военной базы Футэнма – Япония хотела вывести базу за пределы префектуры, а в идеале и за пределы страны, но не получилось (Ю.Хатояма уходит в отставку). В апреле 2013 г. Япония договорилась с США о присоединении к переговорам вокруг Транстихоокеанского партнерства (условие Японии: отказ от абсолютно всех имеющихся тарифов не станет обязательным условием для вступления в ТТП).
Япония и Китай
В начале 1990х гг. Япония активизировала свою политику на китайском направлении. В торг-эк. области повысилась взаимозависимость двух стран. Япония стремилась интегрировать Китай в региональные и межд.эк. и полит. орг-ии, включая Региональный форум АСЕАН, АТЭС, ВТО. В то же время Япония продолжает участвовать в американской политике стратегического сдерживания КНР, укрепляет нац.оборону на китайском направлении. 1993-1994 г., премьер Хосокава Морихиро придает динамизма отношениям, едет в марте 1994 г. с офиц.визитом в Пекин, затрагивает проблемы региональной безопасности (ракетно-ядерные программы КНДР), приносит извинения за вооруженную агрессию Японии в Китае в годы Второй мировой, дистанцируется от американского понимания прав человека, вместо этого опирается на нормы азиатской цивилизации.
Вторая половина 90х гг.: напряженность между Китаем и Японией. США не заинтересованы в укреплении японо-кит.сотрудничества. Как Япония, так и Китай превращаются в центры региональной силы и способствуют формированию в Восточной Азии нового баланса сил. Силы США, Японии, Китая асимметричны, каждый игрок видит в поведении партнера потенциальную угрозу своим нац.интересам. Япония поддерживала Китай по линии ОПР, поддержала его вступление в ВТО, но беспокоилась из-за силового потенциала КНР, закрытости его военного бюджета, увеличения закупок новейших видов вооружений и т.д. Япония болезненно реагирует на китайскую демонстрацию силы: 1994 г. – проведение КНР ядерных испытаний, Япония приостанавливает финансовую помощь в рамках ОПР, 1996 г. – вмешательство КНР в ход избирательной кампании на Тайване, организация учений в Тайваньском проливе. Япония в ответ на это занимает жесткую позицию: премьер-министр Обути Кэйдзо на переговорах с председателем КНР Цзян Цзэминем в 1998 и 1999 г. не осудил колониальное прошлое Японии в Китае + демонстративное посещение святилища Ясукуни.
2000 – 2006 – на фоне экономического сотрудничества охлаждение в политических отношениях (реакция на посещение Коидзуми храма Ясукуни)
2006 – 2010 – потепление, визит в Токио Председателя КНР Ху Цзиньтао. Начат стратегический диалог по экономическим вопросам, на второй план отходит историческая проблема. Беспрецедентная договоренность о совместном освоении ресурсов в Восточно-Китайском море. Апрель 2009 – премьер Т.Асо наносит ответный визит в КНР, никаких значительных прорывов.
2010 – по н.в. – охлаждение, в Японии растут опасения относительно усиления Китая и ужесточения его внешней политики. В 2013 г. Китай принимает решение об увеличении оборонных расходов на 10% (второе место после США) и болезненно реагирует на перспективы модернизации японо-американского военно-политического союза, ремилитаризации Японии. В Китае также осуждают попытки японских националистов ревизовать пацифистскую конституцию страны. Япония в свою очередь в Белой книге по обороне-2012 проявляет максимальную бдительность в отношении Китая, именно подъем Китая позиционируется как главная угроза в постбиполярном мире.
2010 – охлаждение отношений, сентябрьский инцидент - Арест патрульным катером сил безопасности Японии китайской рыболовецкого судна в акватории Сэнкаку (спорная территория между госудаствами).
Экономическое сотрудничество. Взаимодополняемость экономик – Япония поставляет технологии и капитал, КНР – трудовые ресурсы и производственные мощности. По данным за 2012 фискальный год объем экспорта Японии в США вырос на 10%, составив 11,4 трлн иен ($116 млрд). Это выше объема японского экспорта в Китай – 11,3 трлн иен.