КНР в современных международных отношениях. Китайско-американские отношения 1991-2016 гг.: достижения и проблемы. КНР и тайваньский вопрос

План:

  • 90-е годы: Китай ведет скромную внешнюю политику; играет роль «младшего партнера» США и Западной Европы.
  • 2000: активизация внешней политики. Причины: 1) экономическое развитие – усиление мощи; с Китаем надо считаться 2) потребность в ресурсах и рынках сбыта – и то, и другое за пределами страны 3) внутренние проблемы Китая – избыток рабочей силы и проблемы с окр.средой – стали затрагивать другие страны.
  • Важнейшие события в XXI веке:

1) 2001: вступление в ВТО; ускорило темпы роста экономики; в 2010 году Китай занял второе место после США; доля Китая в мировом ВВП – 16-18%.

2) 2007: увеличил военный бюджет на 18%; это породило опасения, что он будет проводить более агрессивную ВП

3) 2008: Китай запустил человека в космос – стал третьей страной после СССР и США; + на конф. ООН по разоружению Россия и Китай предложили проект договора о предотвращении размещения оружия в космосе, но США против

  • Отношения с не-западом:

1) 2010: ЗСТ Китай-АСЕАН

2) Сотрудничество в рамках БРИКС

3) Борьба с Индией за влияние в Азии

4) С Японией сложные отношения: с одной стороны, экономическое сотр-во; с другой – 2012-13 обострился конфликт за острова Дяоюйдао (Сенкакку)

5) Китай считает себя главным игроком для урегулирования корейской проблемы, т.к. единственный имеет влияние на КНДР. Осудил ядерные испытания в КНДР.

  • Отношения с западом

1) Конфликты: в 2000 США ввели санкции, обвинив Китай в передаче ракетных технологий Ирану и Пакистану; Китай недоволен тем, что США продают оружие Тайваню; США недовольны тем, что 1) Китай занижает курс юаня 2) расширяет влияние в Африке, ЛА и др. развив странах 3) занимает слишком мягкую позицию по иранской ядерной программе и оказывает недостаточное давление на КНДР

2) Позитивные тенденции: 1) общие интересы: после 9.11 - борьба с терроризмом (Китай озабочен угрозой роста исламизма в Синцзян-Уйгурском АО); были заинтересованы в том, чтобы Мушарраф остался на посту президента Пакистана; при поддержке США Китай был принят в ВТО.

3) Средства у США для сдерживания Китая: 1) военная помощь Тайваню 2) планы создания ПРО ТВР (противоракетной обороны театра военных действий) в акватории Тихого океана 3) развитие отношений с Индией (начало – при Клинтоне): один из элементов создания прозападного «демократического четырехугольника» США, Япония, Австралия, Индия.

  • Тайваньский вопрос – по-прежнему стоит остро

1) Позиция Китая: считает Тайвань неотъемлемой частью (закреплено в конституции и договорах о ДО с др. странами); намеревается применить систему «одна страна-две системы» (как Гонконг и Макао); в 2005 году принят закон о единстве родины, провозглашавший, что Китай может силой восстановить суверенитет над Тайванем; Китай угрожает применить силу, если Тайвань объявит о независимости; выступает против официальных встреч между тайваньскими и японскими высшими должн лицами

2) Тайвань: 2000-2008 у власти партия Чэнь Шуйбянь (Демократическая прогрессивная партия); призывала к независимости, Китай угрожал применить силу. В 2003 году готовились к референдуму о создании независимого государства, но США призвали не изменять статус-кво. 2008 – к власти пришел Гоминьдан (президент Ма Инцзю, развитие экономических и культурных связей с Китаем; в 2013 почетный председатель Г. Лянь Чжань посетил материковый Китай и встретился с Си Цзиньпином

3) Обострение отношений из-за Японии: Тайвань тоже претендует на о-ва Дяоюйдао (Сенкакку) и самостоятельно проводит переговоры с Японией, но Китай против встреч между официальными лицами, т.к.эта политика ведет к созданию «двух Китаев».

На XII съезде (сентябрь 1982 г.) была сформулирована концепция «независимой и самостоятельной внешней политики», предполагавшая невступление в союзнические отношения с любой из сверхдержав, т.е. уравнивание США и СССР как партнеров или противников, но главное – подчинение внешней политики целям экономического развития страны.

После трагических событий на площади Тяньаньмэнь 1989 года, перемен в Восточной Европе и распада СССР, когда позиции Китая в мире были очень неустойчивыми, Дэн Сяопин завещал своим преемникам вести скромную и незаметную политику. В апреле 1992 года Дэн Сяопин сказал: «Еще некоторое количество лет нам нужно работать, скрывая свои возможности, только так можно стать сравнительно крупной политической силой, вот тогда весомость китайских выступлений станет иной». Такое позиционирование КНР своей роли в мире сохранялось на протяжении всех 90-х годов. В отношении с США и странами западной Европы в этот период Китай играл роль «младшего партнера», пытаясь найти свое место в новой формирующейся системе МО и развивая свою экономику.

В 2000-х годах произошло смещение приоритетов во внешней политике Китая, который взял курс на активизацию своей роли в мировой политике. Во-первых, в результате успешного экономического развития последних десятилетий мощь страны настолько усилилась, что без участия Пекина трудно было бы представить себе решение многих экономических и политических проблем, касающихся всего мира. Во-вторых, модель экономического развития Китая, основанная на бурном росте и экспорте, ведет к нехватке ресурсов, прежде всего сырья, и необходимости искать новые рынки сбыта. И то, и другое находится за пределами территории КНР. В-третьих, проблемы с окружающей средой, избыточной рабочей силой и ряд других внутренних проблем Китая начали непосредственно затрагивать другие страны, прежде всего соседние.

Теперь Пекин стремится к тому, чтобы его мнение учитывалось мировым сообществом, а разработка новой системы МО и правил игры в ней проходила с его участием.

В 2001 году Китай вступил в ВТО, что придало значительное ускорение его экономическому развитию (темпы роста ВВП страны колебались в этом десятилетии колебались в пределах 8-10% в год, и лишь в третьем квартале 2012 года в связи с мировым финансовым кризисом несколько снизились до 7 с небольшим процентов) В 2010 году Китай стал второй экономикой мира после США, обогнав Японию по показателю ВВП по ППС. По разным оценкам, ВВП Китая составляет от 16 до 18% мирового ВВП. В связи с этим появилась точка зрения о том, что КНР постепенно становится новой сверхдержавой, хотя до уровня США Китаю, безусловно, еще далеко.

Китай активно занимается освоением космоса. В 2008 году Китай впервые запустил человека в космос, став третьей державой после СССР и США, проводившей пилотируемый космический полет. На Конференции ООН по разоружению Китай и Россия совместно предложили проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов, в чем многие увидели попытку затормозить прогресс США в этом направлении, однако США не присоединились к этой инициативе.

КНР наращивает свой военный бюджет, увеличив его в 2007 году на 18%. Это породило слухи о том, что он будет проводить более агрессивную внешнюю политику. Тем не менее, во всех Белых книгах Китая с 1998 года говорится, что он придерживается исключительно оборонительных позиций и выступает за мирное развитие. КНР ведет диалог по проблемам изменения климата, одной из причин является нежелание Китая признавать свою ответственность за большие выбросы в атмосферу, спихивая вину на США и другие страны Запада за то, что они производят выбросы десятилетиями и это их историческая ответственность.

Китай стремится к центральной интегрирующей роли со странами АСЕАН (к слову, в 2010 была создана Зона Свободной торговли Китай-АСЕАН). Активно развивается сотрудничество с РФ, Индией и Китаем в рамках БРИКС, где Китай во многом задает тон. Параллельно продолжается борьба с Индией за влияние в Азии. По-прежнему сложными остаются отношения с Японией, особенно на фоне обострившегося в 2012-2013 конфликте по поводу островов Дяоюйдао (Сенкакку), но активное экономическое партнерство между странами продолжается. Китай рассматривает себя в качестве ключевого игрока и для урегулирования корейской проблемы, так как де факто КНР – единственная страна, имеющая на Северную Корею хотя бы какое-то влияние. В ходе очередного обострения ситуации на Корейском полуострове в связи с ракетно-ядерными испытаниями КНДР, Китай занял достаточно жесткую позицию, потребовав от Северной Кореи прекратить начатые действия.

Основное место занимает вопрос мирового и регионального лидерства и «китайского фактора», другими словами, встраивания КНР как глобального государства в мировую систему. Появление КНР в рядах экономических супердержав может поставить под вопрос существующий мировой и региональный экономический порядок, во многом потому, что Китай в прошлом всегда был стороной, страдавшей от структурно-экономического лидерства Запада и не скрывавшей своего недовольства прошлым и настоящим положением дел. Формирование новых мировых политико-экономических правил в рамках Большой Двадцатки, вероятно, будет происходить эволюционным путем, о чем свидетельствует сравнительно мирный выход из мирового финансового кризиса. Формирование этих правил может стать важнейшей частью глобальной повестки дня, в которой от характера и уровня отношений России с США и ЕС, а также крупнейшими азиатскими странами – Японией, Китаем, РК, странами АСЕАН зависит его место в биполярном мире. Многие западные и российские аналитики обсуждают проблему «мирного вхождения» Китая в систему МО, а их китайские коллеги задаются вопросами, как должен вести себя Китай, приобретет ли он статус «даго – Великой державы», и должен ли он становиться «фуцзэго – Ответственным государством» и что последний термин обозначает в китайской терминологии в отличие от западных наук.

В 2003 году китайскими идеологами была разработана концепция «мирного подъема», которая была принята высшим руководством страны. Идея подъема, пусть и мирного, вызвала неоднозначную реакцию в мире, и в результате китайское руководство сменило эту идею на концепцию «гармоничного мира».

Западные эксперты отмечают более «самоуверенный подход» Китая к внешнему миру, стремление проявлять большую жесткость в отношениях с партнерами, меньшую склонность к уступкам, желание отвечать ударом на удар, давлением на давление. Эта тенденция усилилась после кризиса, в котором Китай понес меньшие потери, чем страны Запада.

Отношения с США и странами Запада у КНР традиционно складывались непросто. В 2000 году США ввели санкции в отношении Китая, обвинив его в передаче ракетных технологий Ирану и Пакистану. В 2001 году американский самолет-разведчик, совершавший полет вблизи южного побережья Китая, столкнулся с китайским истребителем (китайский летчик погиб) и совершил вынужденную посадку на китайском аэродроме. После длительных переговоров американские летчики и самолет вернулись в США, что негативно сказалось на двусторонних отношениях и показало ограниченность возможностей Вашингтона в давлении на Пекин. Новое обострение началось с официального объявления Вашингтона о продаже очередной значительной партии оружия Тайваню на сумму 6,4 млрд. долларов.

США недовольны растущей международной активностью Китая, а также его экономической экспансией в Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке, позицией Китая по глобальному потеплению, где он позиционирует себя как лидер развивающихся стран, стремящихся переложить всю ответственность за изменения климата на развитой мир. Но наибольшее разочарование в США вызывает упорное нежелание Китая идти на повышение курса юаня. Заниженный курс рассматривается на западе как скрытое субсидирование экспорта, что способствует росту и без того огромного внешнего дефицита большинства западных стран с Китаем. Не удовлетворены в Вашингтоне и позицией КНР по ряду региональных проблем, в частности в урегулировании северокорейской проблемы, так как по мнению США, Китай оказывает на КНДР недостаточное давление. То же касается и иранской ядерной проблемы, по которой Китай и Россия проводят линию на смягчение санкций, проводимых Западом.

Тем не менее, в двусторонних отношениях есть и позитивные тенденции. События 11 сентября 2001 года усилили взаимную заинтересованность сторон, так как для США было важно заручиться поддержкой КНР в борьбе с международным терроризмом, а Китай был озабочен угрозой исламского фундаментализма в Синцзян-Уйгурском автономном районе. Новым общим интересом стало и сохранение в Пакистане режима генерала Мушаррафа как союзника в афганской войне и заслона на пути радикальной исламизации Пакистана. К концу 2001 года при поддержке США Китай был принят в ВТО, что облегчило доступ товаров на рынки обеих стран. Президент США Джордж Буш-младший предоставил Китаю статус наибольшего благоприятствования в торговле.

Все же, у США остаются средства для военно-стратегического сдерживания КНР, главными рычагами которого являются военная помощь Тайваню и планы создания ПРО ТВД в акватории Тихого океана, грозившие в случае своей реализации нейтрализовать ракетно-ядерные силы КНР. Еще одним средством сдерживания является развитие отношений США с главным конкурентов КНР – Индией, начатое еще при президенте Клинтоне. Оно явилось важнейшей частью большого геополитического маневра американской дипломатии по созданию прозападного «демократического четырехугольника» в составе США, Индии, Японии и Австралии в качестве противовеса КНР и ШОС, где тон задают Китай и Россия.

Тайваньский вопрос стоит по-прежнему остро. С 2000 по 2008 на посту президента Тайваня находился Чэнь Шуйбянь (Демократическая Прогрессивная Партия), призывавший к созданию независимого государства.

Китай угрожал применить против Тайваня военную силу, если тот объявит о своей независимости. Тем временем США согласились поставить Тайбэю крупные партии оружия, что вызвало серьезные противоречия и осложнения в отношениях США и КНР. В 2003 году Правительство Тайваня начало подготовку к общенациональному референдуму по вопросу независимости. Это вызвало бурные протесты Китая, который считает Тайвань неотъемлемой частью, что закреплено даже в конституции страны и во всех договорах об установлении дипломатических отношений с другими государствами. Китай намеревается применить на Тайване формулу «одна страна – две системы», которая успешно работает с Гонконгом и Макао. США призвали Тайвань не изменять статус-кво, в результате чего формулировки референдума были смягчены, и в конце концов он провалился. В 2005 году в Китае был принял закон о единстве родины, провозглашавший, что он может силой восстановить свой суверенитет над Тайванем. Таким образом позиция Китая по тайваньскому вопросу еще раз была официально закрепоена на законодательном уровне. В 2008 году президентом Тайваня был избран Ма Иньцзю, представитель партии Гоминьдан, придерживающихся более лояльных позиций.

В этот период началось сближение с КНР, интенсифицировались экономические и культурные контакты. Почетный председатель Гоминьдан Лянь Чжань в феврале 2013 года даже посетил материковый Китай, где встретился с Председателем КНР Си Цзиньпином. Тем не менее, очередное обострение отношений произошло в 2012-2013 году в связи с активизацией конфликта Китая и Японии по поводу островов Дяоюйдао. Тайвань также претендует на данную территорию, к тому же самостоятельно проводит переговоры с Японией, хотя она официально и не признает Тайвань независимым государством. К примеру, КНР резко отреагировало на соглашение между Японией и Тайванем о разрешении тайваньским рыбакам рыбалки в районе островов, которые де факто находятся под контролем Японии. Китай не возражает против неофициальных контактов японских представителей с Тайванем, однако резко выступает против встреч японских и тайваньских официальных лиц, особенно высокого уровня, считая это политикой, ведущей к созданию «двух Китаев».


Наши рекомендации