Боснийский (1992-1995 гг.) и Косовский (1998-1999 гг.) кризисы: международные аспекты урегулирования. Провозглашения независимости Косово. Позиция России поданному вопросу
Босния и Герцеговина (БиГ) единственная в Югославии, была образована не по национальному, а по историко-географическому принципу. В социалистический период при поощрении политического руководства появляется новая народность (по конституции 1974 г. – нация) – мусульмане.
На территории этой республики традиционно проживали три народа: сербы, хорваты и боснийские мусульмане. В этническом и языковом плане эти народы почти не отличаются друг от друга. Вопросом их самоидентификации выступала религия: сербы исповедуют православие, хорваты — католичество, а боснийские мусульмане — ислам.
9 октября 1991 г. парламент Боснии и Герцеговины принял Меморандум о суверенитете. Республика Сербска и Герцег-Босна (созданные в рамках БиГ сербским и хорватским меньшинствами) заявили о намерении установить конфедеративные связи соответственно со СРЮ и Хорватией. Правительство БиГ во главе с президентом-мусульманином Алией Изетбеговичем не признало законности этих решений. 1 марта 1992 г. в БиГ прошел референдум о государственной независимости, который бойкотировали хорваты и сербы.
В сентябре 1991 г. в рамках Международной конференции по Югославии ее сопредседатель лорд Питер Каррингтон и посол Португалии Жозеф Кутилейру предложили план разделения БиГ по этническому принципу. Однако на территории БиГ на тот момент не было компактных этнических территорий. Население БиГ проживало смешанными этническими общинами по всей территории республики.
На первом этапе войны (до конца 1993 г.) каждой из конфликтующих сторон в БиГ требовалось создать собственные компактные этнические сектора. Основным инструментом для этого стали этнические чистки. Наибольших успехов достигли боснийские сербы: к концу 1993 г. они контролировали около 70% территории БиГ.
Международная конференция по бывшей Югославии (созданная в 1992 г. вместо Международной конференции по Югославии). Конференция разработала два плана урегулирования конфликта. Первый предполагал создание на территории БиГ конфедерации из самоуправляющихся кантонов-общин по образцу Швейцарской конфедерации. Этот план провалился на референдуме в Республике Сербской 15 мая 1992 г.
Второй предусматривал превращение БиГ в федерацию из трех республик: сербской, хорватской и мусульманской. Однако на Женевской конференции в августе 1993 г. конфликтующие стороны его отвергли.
Неудачное посредничество Международной конференции по бывшей Югославии усилило внимание Совета Безопасности ООН к Боснийскому конфликту, 30 мая 1992 г. он ввел экономические санкции против СРЮ, а 31 марта 1993 г. принял резолюцию № 816 о бесполетных зонах над БиГ. Ответственность за контроль над этими зонами взяло на себя НАТО. 6 мая 1993 г. Совет Безопасности ООН принял решение о создании «зоны безопасности» в БиГ, для защиты которой допускалось применение силы, а 25 мая 1993 г. (резолюция № 827) об организации Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) в нидерландском городе Гааге. Срок действия МТБЮ не был определен: формально ему предписывалось действовать до момента вынесения «последнего приговора».
На втором этапе войны (1994-1995) происходило постепенное вмешательство НАТО. Администрация Дж. Буша придерживалась нейтралитета, подчеркивая, что «югославский вопрос» — это прежде всего проблема стран ЕС. При Клинтоне Белый дом стал открыто поддерживать боснийских мусульман и обвинять в агрессии боснийских сербов. 18 марта 1994 г. в Вашингтоне было заключено соглашение о создании Мусульмано-Хорватской Федерации, означавшее заключение военно-политического союза между боснийскими хорватами и мусульманами.
Действия США по вовлечению в конфликт НАТО встретили противодействие со стороны России. Во время осады боснийскими сербами Сараева в феврале 1994 г. российская дипломатия взяла на себя роль посредника между сербской стороной и НАТО. 29 апреля 1994 г. вместо Международной конференции по бывшей Югославии была создана Контактная группа по БиГ в составе Британии, Германии, Италии, России, США и Франции.
Основной задачей Контактной группы была разработка планов территориального раздела БиГ. Летом 1994 г. группа предложила план, в соответствии с которым 51% территории отходил Мусульмано-Хорватской Федерации, а 49% — Республике Сербской. Лидеры мусульман и хорватов заявили о его принятии, лидер боснийских сербов Р. Караджич отказался, президент СРЮ С. Милошевич, напротив, согласился с ним.
В то же время США проводили серию силовых демонстраций против боснийских сербов. 28 февраля 1994 г. авиация НАТО сбила пять военных самолетов боснийских сербов в рамках операции по охране бесполетных зон над БиГ. (Этот шаг был первой в истории военной операцией альянса.) В ноябре 1994 г. последовали масштабные авиаудары альянса по военным объектам боснийских сербов в районе города Пале. В ответ на авиаудары весной 1995 г. боснийские сербы взяли в заложники миротворческие подразделения ООН, состоявшие в основном из голландских военнослужащих => персонал ООН был эвакуирован.
Ведущая роль в урегулировании Боснийского конфликта стала переходить от ООН к НАТО. НАТО, получив одобрение Генерального секретаря ООН, провело военную операцию для принуждения к миру боснийских сербов. С 30 августа по 14 сентября 1995 г. НАТО провело воздушную операцию «Обдуманная сила» (Deliberate Force) против вооруженных сил Республики Сербской. (Германия не принимала участия в ней.) Операция завершилась 14 сентября 1995 г., когда боснийские сербы согласились отвести вооруженные силы от Сараева.
На заседании Контактной группы 21 июля 1995 г. российская сторона выступила против применения силы в отношении боснийских сербов. Президент Б. Н. Ельцин квалифицировал военную операцию НАТО в БиГ как «разжигание войны в Европе».
12 ноября 1995 г. на американской военной базе в Дейтоне президенты БиГ, Хорватии и СРЮ подписали мирное соглашение. По его условиям Босния и Герцеговина была объявлена конфедерацией, состоящей из двух частей: Мусульмано-Хорватской Федерации и Республики Сербской. Каждая из них имела собственные парламент, правительство и вооруженные силы. В ведении общего правительства находились только вопросы финансовой и внешней политики. В БиГ вводились миротворческие силы ООН (Stabilisation forces или S-For). Их основу составляли контингент НАТО и российская бригада ВДВ.
Косовский конфликт
Неудачи югославский политики в Хорватии и Боснии привели к нарастанию трудностей в автономном крае Косово. Предпосылки для этого конфликта были заложены во второй половине 1940-х годов. Правительство И. Б. Тито принимало албанских эмигрантов, недовольных режимом Энвера Ходжи, создав автономию на территории Косова. К началу 1980-х годов албанское меньшинство в крае превратилось в албанское большинство. С 1989 г. автономия Косова была, по сути, заморожена из-за введения в крае чрезвычайного положения.
Ситуация в Косове обострилась из-за событий в соседней Албании. В марте 1997 г. в этой стране прошли массовые волнения, которые привели к падению правящего режима Сали Бериша. 28 марта 1997 г. Новое албанское правительство Реджепа Мейдани не скрывало своих симпатий к концепции «Великой Албании», что дало новый импульс развитию косовского сепаратизма. В ходе волнений были расхищены армейские склады. Оружие попало в руки Освободительной армии Косова (ОАК), которая активизировала боевые действия.
Зимой 1997/98 г. югославское руководство провело серию военных операций против ОАК. Это вызвало негативную реакцию на Западе. По инициативе Германии в декабре 1997 г. была создана Контактная группа по Косову. 23 марта 1998 г. с осуждением политики СРЮ в Косовском конфликте выступил Совет НАТО. На саммите «Группы восьми» в Бирмингеме (Британия) 17 мая 1998 г. лидеры стран НАТО заявили о возможности применения силы против Югославии.
23 сентября 1998 г. Совет Безопасности ООН принял компромиссную резолюцию № 1199. По ее условиям СРЮ и ОАК обязались отказаться от насилия в Косове. В случае ее невыполнения Совет Безопасности ООН оставлял за собой право применить дополнительные меры для принуждения сторон к миру. (Их характер не уточнялся.)
В феврале 1999 г. в пригороде Парижа Рамбуйе открылась мирная конференция, в ходе которой страны НАТО предложили проект мирного соглашения. По его условиям Косово признавалось частью СРЮ, но в страну должен был быть введен миротворческий контингент альянса. Югославская сторона отказалась подписывать соглашение в Рамбуйе, так как была против ввода контингента НАТО (они выступали за миротворцев из России, Швеции и Индии).
24 марта 1999 г. Совет НАТО начал военную операцию против СРЮ с целью принудить ее руководство принять соглашение в Рамбуйе. Основными целями для нанесения авиаударов были объекты экономической инфраструктуры Югославии.
Россия занята жесткую позицию. МИД России квалифицировал операцию НАТО как агрессию и попытался инициировать соответствующую дискуссию в Совете Безопасности ООН. Россия приостановила действие Основополагающего акта Россия — НАТО 1997 г. и работу обеих миссий альянса в Москве. 26 марта 1999 г. российская сторона пошла на такой угрожающий шаг, как выдвижение стратегических ядерных сил на боевые позиции.
В середине апреля 1999 г. политика России изменилась. В процессе консультаций спецпредставителю президента по Балканам В.С. Черномырдину удалось установить контакт с министром иностранных дел Финляндии Марти Ахтисаари. Миссия В. С. Черномырдина и М. Ахтисаари предложила компромисс: ввод в Косово миротворческих сил ООН (на основе сил НАТО) при одновременных гарантиях территориальной целостности СРЮ. 3 июня 1999 г. С. Милошевич согласился с этими предложениями. 9 июня 1999 г. Совет НАТО официально приостановил военные действия.
10 июня 1999 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1244. Основные ее условия сводились к четырем пунктам:
1) ввод миротворческих сил ООН (основу которых составит контингент НАТО);
2) вывод из Косова сил югославской армии;
3) создание в Косове временной администрации под контролем ООН;
4) гарантии территориальной целостности СРЮ со стороны Совета Безопасности ООН.
Резолюция не имела фиксированного срока действия. На Кельнском саммите «Группы восьми» 22 июня 1999 г. Участники «восьмерки» договорились, что ведущие страны НАТО поделят Косово на сектора ответственности, которые получили США, Британия, Германия, Франция и Италия. России не выделили военного сектора, но ей разрешалось военное присутствие во всех военных секторах. Вопрос о статусе Косова откладывался на неопределенный срок.
Независимость Косово
17 февраля 2008 г. Косово провозгласило независимость. США, Великобр и Франция признали на следующий день. Провозглашение независимости шло вразрез с резолюцией 1244, но в целом соответствовало «Всеобъемлющим предложениям по урегулированию статуса Косово» от 2007 г. (больше известным как «План Ахтисаари»). Фактически столкнулись два принципа МП – территориальной целостности и права народов на самоопределение. В 2010 г. Международный суд ООН признал, что провозглашение независимости Косово не противоречит нормам МП.
Вопрос о признании независимости Косово вызвал серьезный раскол в международном сообществе. На настоящий момент независимость признаёт более половины стран-членов ООН (98). Две страны-члена СБ не признают независимости (Россия и Китай; позиция РФ по этому вопросу полностью солидаризируется с позицией Сербии), как и ряд стран ЕС (Греция, Испания, Румыния, Словакия, Кипр). Сербия де-юре не признает независимости Косово.
Конституция Косово составлена в соответствии с «Планом Ахтисаари»: на начальном этапе Косово обладает «независимостью под международным контролем». В Косово сейчас действует институт международного гражданского представителя (МГП), который является высшей директивной инстанцией в вопросах государственного управления. Деятельность МГП дополняется институтами ЕС. Кроме того, сохраняется военное присутствие НАТО (KFOR).