Россия в системе межгосударственных отношений в Европе
В числеосновных процессов, формировавших систему межгосударственных отношений в Европе с середины 1990х гг., можно назвать:
· Дифференциация посткоммунистических государств по итогам трансформации;
· Интеграция в евроатлантические структуры стран ЦВЕ, в перспективе ЮВЕ;
· Ослабление роли ОБСЕ;
· Объединение большей части Европы на основеевроатлантических институтов;
Постсоветское пространство остается в стороне от этого процесса. Ряд стран бывшего СССР (Украина, Молдавия, Грузия) ставят цель интеграции в евроатлантические структуры. В то же время, происходит институционализация Евразийского сообщества (в рамках ЕАЭС;ОДКБ).
Три этапа российской политики в Европе:
1. До середины 90-х годов Россия - энтузиаст формирования общеевропейской системы коллективной безопасности на основе ОБСЕ. Стержневой линией российской политики долгое время оставалось противопоставление укрепления ОБСЕ расширению западных структур, прежде всего НАТО.
2. 1994-1995 - Российская политика начинает меняться, акцент переносится на постепенную институционализацию отношений с ведущими европейскими организациями на основе налаживания механизмов прямого политического диалога с ними. Это происходит в ущерб ОБСЕ. Причина - к середине 90-х годов обозначается магистральная линия формирования отношений в Европе, опирающаяся на вариант расширения евроатлантического сообщества государств. Выбор этого варианта отодвигает все остальные на периферию.
3. В первый период президентства Путина наша политика была очень прозападной. Активно обсуждался вопрос вступления России в НАТО. С нами готовы были это обсуждать. Но! Россия должна была соблюсти все условия и пройти все этапы. Но у нас - статусные соображения. В нашем понимании это должен быть одномоментный акт, Россию должны были пригласить. С середины 2000-х годов - вновь меняется наш вектор. Акцент переносится на формирование евразийского сообщества государств.
Основные направления Российской политики:
Противодействие расширению евроатлантических структур (визит Ельцина в Варшаву в 1993 г., где было заявлено, что стремление Польши вступить в НАТО не противоречит нашим долгосрочным интересам, но только при условии формирования общеевропейской системы без-ти; 1993-1995 - предложение о предоставлении странам ЦВЕ и Балтии гарантий безопасности со стороны России и НАТО). В 2008 г. вопрос о вступлении Украины и Грузии в НАТО отложен, т.к. на саммите в Бухаресте Украина и Грузия не получили план действий по членству в НАТО, а в 2010 г. Украина подтвердила свой «внеблоковый статус», Украина же делает ставку на сближение с ЕС. В то же время остается политика «открытых дверей» НАТО и программа«восточного партнерства ЕС».
Налаживание отношений с НАТО (но уже не преследуя цель вступления или ассоциации). В 1995 г. был запущен механизм «продвинутого» диалога, согласно Основополагающему акту 1997г был сформирован Совместный постоянный совет Россия-НАТО. В 2002 по Римской декларации о новом качестве отношений произошло формирование Совета Россия-НАТО, в 2010 г –Лиссабонское совместное заявление Совета Россия-НАТО - цель подлинного стратегического и модернизированного партнерства. Но после 2014 отношения фактически заморожены.
Налаживание отношений с ЕС.
1994 - СПС, 1999 - Стратегия ЕС в отношениях с РФ и Стратегия развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу. 2003 - решение о формировании стратегического партнерства на основе «четырех пространств», 2005 - подписание четырех «дорожных карт», в2008 - начало переговоров о новом базовом соглашении, 2010 - «Мезебергский меморандум»- предложение о формировании Совета по вопросам политики и безопасности.
Формирование отношений стратегического партнерства с ключевыми европейскими странами: Франция, Германия, Италия, Нидерланды *в области экономики*. Также действуют многосторонние форматы: трехсторонние встречи на высшем уровне РФ-Германия-Франция, на уровне министров ин.дел: РФ-Германия-Польша и четырехсторонние РФ-Германия-Франция-Польша (расширенный «Веймарский треугольник»)
Продвижение идеи «другой» Европы (Евразийский экономический союз, ОДКБ) и идея формирования европейской подсистемы МО на основе сочетания евроатлантических и евразийских составляющих. Сотрудничество ЕС-Евразийский экономический союз: формирование общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока., соглашение НАТО-ОДКБ.
Таким образом, Россия считает Евразийский союз более перспективным образованием, утверждая, что евразийская модель - альтернатива западной модели экономики и политики и все больше сдвигая вектор внешней политики в АТР, отмечая высокую роль Китая на в этом регионе и в мире в целом.