Конституционно-правовые нормы и отношения.

Общая характеристика места и роли КП позволяет правильно подойти к определе­нию сущности, особенностей и свойств конституционно-правовых норм, институтов и отношений. Наряду с тем, что им присуще все то, что относится к любой правовой норме, они обладают и своей спецификой, определяемой прежде всего своеобрази­ем их объекта.

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные пра­вила, установленные или санкционированные государством, обеспе­ченные гос. принуждением или его угрозой и регулирую­щие конституционный строй страны. Эти нормы содержатся прежде всего в конституции как высшем и основном законе страны, ФКЗ, ФЗ, и др.

Особенностями конституционно-правовых норм являются: а) их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого среза общественных отношений, связанного с конституционным устройством; б) широта охвата многими из них ре­гулируемых сфер и проблем; в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера, которые предполагают издание на их основе еще и других норм, разъясня­ющих, конкретизирующих и развивающих эти общие нормы; г) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, ко­торый широко используется в КП лишь при опре­делении прав и свобод человека; е) высшая юридическая сила боль­шинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами; ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций; з) особый поря­док и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.

Сами же конституционно-правовые нормы могут быть классифицированы: по характеру предписаний эти нормы могут быть импера­тивными, когда в них правило поведения предписывается повелитель­но, строго, однозначно, и диспозитивными, когда правило формулируется таким образом, что предоставляется возмож­ность выбора того или иного поведения. Примерами первых может служить ст. 116 Конституции РФ («Перед вновь избранным Президен­том РФ Правительство РФ слагает свои полномочия»). Примерами вторых являются: положе­ние ч. 4 ст. 117 Конституции, согласно которому, если ГД отказывает в доверии Правительству, то «Президент в течение 7 дн. принимает решение об отставке Правительства или о роспуске ГД и назначе­нии новых выборов».

По их назначению: материальные и процес­суальные. Первые - что именно регулируется, вторые — как осуществляется регулирование. В ч. 1 ст. 105 Конституции РФ содержится материальная норма: «ФЗ принимаются ГД», а в ч. 2 той же статьи — процессуальная норма: «ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов».

По методу правового регулирования, а) обязывающие б) запрещающие; в) дозволяющие.

По времени своего действия конституционно-правовые нормы под­разделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего дей­ствия, и временные, призванные действовать только в определенные периоды (в периоды чрезвычайного положе­ния).

Но наиболее дифференцированы конституционно-правовые нормы по форме выражения их конкретного содержания. Это — нормы-правила, нормы-принципы, нормы-определения, нормы-разъ­яснения, нормы-декларации, нормы-цели и др. Например, Нормы-правила говорят о том, как надо поступать при наступлении того или иного юридического факта (полномочия старого парламента истекают в день открытия сессии вновь избранного парла­мента). Нормы-принципы, как и нормы-декларации - в ст. 8 Конституции РФ гово­рится, что в РФ признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Институты конституционного права — это совокупность согласованных и взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных от­ношений и объединенных общностью конкретных целей такого регули­рования. Такими институтами являются институт гражданства, инсти­тут личных прав и свобод человека и гражданина, институт главы госу­дарства, институты парламента, правительства и др. Эти и другие конституционно-правовые институты далеко неодинаковы как по своей структуре, так и по масштабам регуляции, по числу норм. Ряд институтов носит сложный в структурном от­ношении, комплексный характер, включая в себя большее или меньшее число более частных институтов (например, институт прав и свобод человека и гражданина включает институты личных, политических, экономических, социальных, культурных прав). Системы конституционно-правовых институтов разных стран неоди­наковы и могут не включать те или иные конкретные институты. Ясно, например, что в республиканских конституционно-правовых системах отсутствуют отдельные институты, свойственные аналогичным монар­хическим системам.

Общественные отношения, регулируемые нормами КП, являются конституционно-правовыми отношениями.

Для общественных отношений и право­отношений характерно наличие как мини­мум двух субъектов. Субъектами кп-отношений выступают:

- народ (проведение референдумов, выборов в выс­шие органы Федерации); - Российское федеративное государство; - субъекты Российской Федерации (республики, края, области, АО); - административно-территориальные единицы (рай­оны, города, районы в городах); - государственные органы законодательной, испол­нительной и судебной власти; - органы местного самоуправления; - Президент Российской Федерации - глава Россий­ского государства; - общественные объединения граждан (партии, об­щественные организации);

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются либо прекращаются в связи с определенными обстоятельства­ми, условиями, именуемыми юридическими фактами. В зависимости от отношения к воле людей юридические факты подразделяются на события и действия. События - это явления, не зависящие от воли человека. Под дей­ствиями же понимаются юридические факты, которые происходят по воле людей (рождение и смерть человека, которые влекут за собой возникновение или прекращение кон­ституционно-правовых отношений гражданства).

Круг конституционно-правовых отношений широк. В основе классификации лежат те же признаки, что и при клас­сификации норм КП. Наиболее распространенным критерием классификации в юриди­ческой науке являются субъекты конституционно-правовых отношений. В зависимости от субъектов все эти отношения могут быть подразделены на группы, од­ной из сторон в которых являются перечисленные выше субъекты.

Кп - отношения классифицируются по целевому назначению (правоустановительные, правоохранительные), по времени дей­ствия (срочные, постоянные) и др.

Наши рекомендации