Проект: Развитие и проблемы реализации МП на региональном и муниципальном уровнях.
Молодежные консультативно-совещательные структуры муниципальных образований[24], играющие важнейшую роль в донесении инициатив и проблем молодежи конкретных территорий до органов государственной власти соответствующего уровня, на сегодня осуществляют свою деятельность не достаточно эффективно. Необходимо отметить, что молодежные муниципальные парламенты представляют собой неотъемлемую часть молодежного парламентского движения всей Российской Федерации, и перед ними стоят специфические задачи, касающиеся, в первую очередь, развития малых населенных пунктов, где молодежь сегодня наиболее остро нуждается в различных формах поддержки:
¾ в обеспечении рабочими местами;
¾ в формировании условий для досуга и занятия спортом;
¾ в улучшении жилищных условий;
¾ в качественном образовании.
Ввиду отсутствия полноценного взаимодействия молодежных парламентских структур всех уровней (муниципальный-региональный-федеральный уровни), проекты и инициативы молодежи, имеющие поддержку на местах, могут долгое время оставаться без внимания. Поэтому, рассматривая тему молодежного парламентаризма на муниципальном уровне, необходимо говорить не только о значимости создания и полноценного функционирования молодежного парламента на территории отдельно взятого муниципалитета, но и о возможности выстраивания взаимодействия молодых парламентариев муниципального и регионального уровней. Это необходимо для более глубокого анализа молодежных проблем и потребностей, а также вынесения наиболее актуальных идей и решений на обсуждение в органы законодательной и исполнительной власти региона с целью поступательного совершенствования молодежной политики на территории субъекта РФ и в России в целом.
Для повышения эффективности работы молодежных парламентов на муниципальном уровне в 2009 году на территории Приволжского федерального округа Ассоциацией молодежных парламентов ПФО был создан проект «Молодежный парламентаризм - кадры для будущего».[25]
Активной формой сотрудничества с молодёжью также стала школа российской политики - проект Центра социально-консервативной политики. Положительным моментом проекта является то, что принять участие в работе Школы может каждый. В основе методики Школы-практика и самоутверждение людей, которые претендуют на то, чтобы заниматься политикой. Учитывая положительных опыт создания таких школ на федеральном уровне, школы молодого парламентария создаются и во многих субъектах Российской Федерации. Необходимо отметить, что школы создаются как на региональном, так и на местном уровнях. К примеру, при администрации Ленинского района города Ульяновска такая школа действует уже ни один год. Думается, что в рамках школы молодого парламентария, в период подготовки к выборам, могли бы приглашаться школьники старших классов из разных муниципальных образований для участия в дебатах с политическими деятелями (на примере опыта Бельгии). В других субъектах (Дальний Восток, Забайкалье) практикуются иные формы работы с молодёжью, к примеру, ежегодно проводится конкурс «Молодой парламентарий -2008», «..2009» и т.д., главной целью которого также является самоутверждение молодёжи в сфере молодёжной политики[26].
Почему же в ряде субъектов Российской Федерации, муниципальных образованиях молодёжные парламентские структуры не отвечают принципам представительности, равенства прав молодых граждан, их равного доступа и равных возможностей, что зачастую мешает эффективной работе молодёжных парламентов, молодёжных парламентских структур на местном уровне. Может быть, пришло время законодательно закрепить правовой статус молодёжных парламентских структур. К примеру, статус юридического лица уже имеют Вологодская областная молодёжная общественная организация "молодёжный парламент", молодёжный парламент «Санкт-Петербурга», молодёжный парламент Республики Калмыкия и многие другие субъекты Российской Федерации. Ведь создаваясь сегодня при представительных органах власти, такие структуры, в основной своей массе, являются общественно консультативными, коллегиальными органами, осуществляют свою деятельность на общественных началах. Кроме того, несмотря на то, что согласно Хартии (которой многие руководствуются) и региональные и местные власти должны выделять таким структурам помещения, финансовые средства и оказывать материальную поддержку, необходимую для нормального и эффективного их функционирования, на практике эта происходит крайне редко. В итоге, финансирование мероприятий в сфере молодёжной политики осуществляется исключительно в рамках реализации программ, утверждённых по разделу «молодёжная политика». А порой бывает и так, что в этих программах вообще ни копейки не предусмотрено на функционирование молодёжных парламентских структур. Всё это затрудняет практическую работу молодых парламентариев, что приводит к тому, что молодёжная политика по прежнему остаётся за пределами деятельности государства, а сами парламенты в дрейфе. В итоге, многие из них прекращают существование уже после трёх месяцев после своего создания. Почему же так происходит? К примеру, если рассматривать молодёжные парламентские структуры, создаваемые при органах местного самоуправления, то необходимо справедливо отметить, что в большинстве своём они находятся в «правовой изоляции», так как отсутствуют механизмы, позволяющие молодёжи муниципальных образований оказывать влияние на принятии государственных решений в сфере молодёжной политики. Поэтому на сегодняшний день необходимо уделять особое внимание участию молодёжи муниципальных образований в форме молодёжных парламентских структур в реализации государственной молодёжной политики на территории Российской Федерации. Сегодня в обществе существует недостаточное понимание местной власти, её полномочий и компетенции. Поэтому при создании такого рода структур у властей возникает вопрос, является ли такое создание вопросом местного значения и расходным обязательством муниципального образования. Иногда ситуация сводится к абсурду: если в Уставе муниципального образования не закреплено полномочие за органами местного самоуправления по созданию молодёжных парламентских структур (например, молодёжных советов, палат) значит, их создание будет противоречить действующему законодательству. Именно такие заключения дают надзорные органы муниципальных образований при экспертизе нормативных правовых актов о создании молодёжных советов, палат.
Молодёжные парламентские структуры, создаваемые при органах местного самоуправления, обладают, наряду с иными парламентскими структурами, равным правом участия в осуществлении государственной молодёжной политики на территории Российской Федерации (статья 25 Проекта Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», 02.07.1999 г.) При этом представители парламентских структур от муниципальных образований в работе Молодёжной парламентской ассамблеи не участвуют.
Другой проблемой реализации государственной молодёжной политики в субъектах является недостаточное взаимодействие молодёжных парламентов субъектов Российской Федерации, а иногда и полное отсутствие такого взаимодействия с молодёжными правительствами. Представляется, что одним из механизмов взаимодействия могло быть стать введение института постоянного представительства в молодёжных парламентах субъектов Российской Федерации от молодёжных правительств. Аналогичный механизм должен действовать и в муниципальных образованиях.
Кроме того, было бы замечательно, если члены молодёжных парламентских структур муниципальных образований выступали бы в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов (проектов) в сфере молодёжной политики.
Мерами, положительно влияющими на работу молодёжных парламентских структур, могло бы стать создание при молодёжных парламентах субъектов экспертных советов (юридических советов) с включением в её состав молодёжи (молодых людей), имеющих высшее юридическое образование и занимающихся молодёжной политикой. Активное участие молодёжи в работе и подготовке выводов в сфере качества областного законодательства, эффективности применения областных законов в сфере молодёжной политики, изучение проблем, которые не нашли законодательного закрепления на федеральном уровне, все эти задачи, решаемые в рамках деятельности экспертных советов, существенно бы улучшило качество законодательных инициатив молодёжных парламентов субъектов Российской Федерации.
Думается, что введение такого экспертного совета (в том числе занимающегося антикоррупционной оценкой законопроектов в сфере молодёжной политики) при Молодёжной парламентской ассамблее, основными задачами и функциями которой являются содействие деятельности Совета Федерации в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодёжи, осуществление совместно с комитетами и комиссиями Совета Федерации экспертизы законопроектов, федеральных законов в сфере государственной молодёжной политики, могло быть положительно повлиять на работу ассамблеи в целом.
Наиболее важными задачами для молодежных парламентов муниципальных образованийна первом этапе работы будут являться:
· принятие Регламента молодежного парламента;
· утверждение организационной структуры молодежного парламента;
· выборы председателя молодежного парламента, утверждение председателей комитетов молодежного парламента, утверждение персональных составов комитетов молодежного парламента;
· определение предмета ведения каждого комитета и содержание его деятельности;
· знакомство членов молодежного парламента, формирование коллектива молодежного парламента;
· обсуждение и продвижение первых инициатив членов молодежного парламента, а также определение формата работы с инициативами.
Вторым этапом работы муниципальных молодежных парламентов будет переход к активной разработке и продвижению инициатив членов молодежного парламента, а также организации и проведению собственных мероприятий, направленных на привлечение молодежи к участию в развитии муниципальных образований.
Третьим этапом будет являться закрепление молодежными парламентами системы своей работы в различных направлениях деятельности, а также достижение ключевых результатов. Данный этап является «пиком деятельности», в ходе которого идеи и планы молодежного парламента реализуются наиболее полно. После окончания этого этапа вновь происходит процедура выборов в молодежные парламенты, а также осуществляется передача накопленного опыта парламентариями предыдущего созыва.
Таким образом, необходимо отметить, что на первом и втором этапах развития системы молодежного парламентаризма на территории муниципальных образований наиболее важной является организационная, методическая и информационная поддержка молодежных парламентов.
Заключение
Опыт работы молодежных парламентов в субъектах РФ показывает эффективность деятельности по привлечению молодежи к решению общественно-политических проблем. В ряде российских регионов Молодежные Парламенты имеют реальное право выступать от лица всей молодежи, активно взаимодействовать с властью и превращают молодежь из объекта в субъект государственной молодежной политики. Создание Общественной Молодежной Палаты при Государственной Думе Федерального Собрания РФ отразило позицию государства на федеральном уровне по вопросу развития молодежного парламентаризма. Обобщение подобного опыта работы молодежных представительных структур разных регионов и анализ их деятельности был необходим для определения наиболее оптимальной модели Молодежного Парламента и путей развития в тех регионах, где он не существует или находится в стадии формирования.
Парламент является площадкой для понимания молодежью своих прав, реально создает законотворческие инициативы и выполняет функцию школы парламентаризма, школы кадрового резерва для власти, прежде всего законодательной.
Человек, который понял, как работают эти механизмы, как работает законодательная власть, может потом пойти работать помощником депутата, чиновником, может сам стать депутатом. К счастью, сейчас в стране все больше появляется именно реально работающих молодежных парламентов.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ принятая от 12 декабря 1993
2. Федеральный закон РФ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" принятый от 26 мая 1995 год.
3. Указ президента российской федерации о первоочередных мерах в области государственной молодежной политики (в ред. указа президента РФ от 12.04.99 № 456).
4. Положение «Об общественной молодежной палате при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» от 27 июня 2008 г. № 688-5 ГД
5. Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. № 2 «О развитии молодежного парламентаризма в субъектах Российской Федерации»
6. Т.Н. Лебедева Парламентаризм как один из путей реализации молодежной политики // Трансформирующаяся Россия: проблемы молодежи и государственной молодежной политики: сб. науч. статей – Саратов: ПАГС,2008 г - С. 38-39
7. С.В. Юсов. Организационно-правовые основы создания и деятельности молодежных парламентов в Российской Федерации/. – М.: РЦОИТ: Крона, 2009. – 146 с.
8. О.Б Фурсов. Молодежный парламентаризм в современной России. – Самара, 2006.- 168 с.
9. О.Б Фурсов. Молодежный парламентаризм в современной России. – Самара, 2006, с.16
10. Аспирантский вестник Поволжья № 1(5) 2003. с.5-10. Самара, Государственный медицинский университет
11. Общественный Молодежный Парламент Рязанской области 2003-2004: Сборник материалов. – Рязань, 2004 С. 28.
12. Приложение к журналу «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации», 2008, № 4, С. 15
13. С.В. Юсов Крона Организационно-правовые основы создания и деятельности молодежных парламентов в Российской Федерации//М.: РЦОИТ, 2009. –С.80
14. Юсов С.В.. Крона Организационно-правовые основы создания и деятельности молодежных парламентов в Российской Федерации//М.: РЦОИТ, 2009. –С.64
15. Молодежный парламентаризм в Российской Федерации: Документы и материалы I Всероссийского семинара-совещания. Часть I: Официальные документы. – Рязань, 2003. – 140 с.,
16. Молодежный парламентаризм в Российской Федерации: Документы и материалы I Всероссийского семинара-совещания. Часть II: материалы семинара-совещания. – Рязань, 2003. – 44с.
17. Общественный совет при Самарской Губернской Думе. – Самара, 2005. – 46 с.
18. Рекомендации по развитию молодежного парламентаризма в Российской Федерации: Приложение к инструктивному письму Министерства образования Российской Федерации от 24.04.2003 года № 2. - ,., 2003. – 9 с.
19. Молодежный парламентаризм в Российской Федерации: Документы и материалы I Всероссийского семинара-совещания. Часть I: Официальные документы. – Рязань, 2003. -140 с.
20. Молодежный парламентаризм в российской Федерации: Документы и материалы I Всероссийского семинара-совещания. Часть II: Материалы семинара-совещания. – Рязань, 2003. -44 с.
21. Наша молодежь №08(26), август 2011, с.4
22. Наша молодежь №08(26), август 2011, с.6
23. Наша молодежь №9(39), сентябрь 2012 ,с 15
24. Наша молодежь №7(37),июль 2012,с. 7
25. Наша молодежь №9(39), сентябрь 2012 , с.13
26. Наша молодежь №9(39), сентябрь 2012 ,с 14
27. http://www.senato.it/relazioni/21614/29480/genpaginavetrina.html
28. http://www.lainsaatajat.fi
29. iacis.ru
30. http://www.newparlament.ru/projects/view/70
31. http://www.newparlament.ru/workspaces/view/28
32. http://www.dumai.ru/mdrlibrary/otherdocs/whovybyber.html 23.11.2005. - С.2
[1] Лебедева Т.Н. Парламентаризм как один из путей реализации молодежной политики // Трансформирующаяся Россия: проблемы молодежи и государственной молодежной политики: сб. науч. статей – Саратов: ПАГС,2008 г - С. 38-39
[2] Организационно-правовые основы создания и деятельности молодежных парламентов в Российской Федерации/С.В. Юсов. – М.: РЦОИТ: Крона, 2009. – 146 с.
[3] Фурсов О.Б. Молодежный парламентаризм в современной России. – Самара, 2006.- 168 с.
[4] Аспирантский вестник Поволжья № 1(5) 2003. с.5-10. Самара, Государственный медицинский университет.
[5] Общественный Молодежный Парламент Рязанской области 2003-2004: Сборник материалов. – Рязань, 2004 С. 28.
[6] Приложение к журналу «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации», 2008, № 4, с. 15
[7] Юсов С.В.. Крона Организационно-правовые основы создания и деятельности молодежных парламентов в Российской Федерации//М.: РЦОИТ, 2009. –С.80
[8] Юсов С.В.. Крона Организационно-правовые основы создания и деятельности молодежных парламентов в Российской Федерации//М.: РЦОИТ, 2009. –С.64
[9] Молодежный парламентаризм в Российской Федерации: Документы и материалы I Всероссийского семинара-совещания. Часть I: Официальные документы. – Рязань, 2003. – 140 с., Молодежный парламентаризм в Российской Федерации: Документы и материалы I Всероссийского семинара-совещания. Часть II: материалы семинара-совещания. – Рязань, 2003. – 44с.
[10] http://www.dumai.ru/mdrlibrary/otherdocs/whovybyber.html 23.11.2005. - С.2
[11] Общественный совет при Самарской Губернской Думе. – Самара, 2005. – 46 с.
Рекомендации по развитию молодежного парламентаризма в Российской Федерации: Приложение к инструктивному письму Министерства образования Российской Федерации от 24.04.2003 года № 2. - ,., 2003. – 9 с.
[12] Молодежный парламентаризм в Российской Федерации: Документы и материалы I Всероссийского семинара-совещания. Часть I: Официальные документы. – Рязань, 2003. -140 с.
Молодежный парламентаризм в российской Федерации: Документы и материалы I Всероссийского семинара-совещания. Часть II: Материалы семинара-совещания. – Рязань, 2003. -44 с.
[13] http://www.senato.it/relazioni/21614/29480/genpaginavetrina.html
[14] http://www.lainsaatajat.fi
[15] Наша молодежь №08(26), август 2011, с.4
[16] Наша молодежь №08(26), август 2011, с.6
[17] iacis.ru
[18] Наша молодежь №9(39), сентябрь 2012 , с.13
[19] Наша молодежь №9(39), сентябрь 2012 ,с 14
[20] Наша молодежь №9(39), сентябрь 2012 ,с 15
[21] Наша молодежь №7(37),июль 2012,с. 7
[22] Положение о Молодежном парламенте при Законодательном Собрании Пермского края, утвержденное Постановлением Законодательного Собрания от 19.07.2007 N 314.