Основные этапы становления внешней политики России (1992-2016 гг.)
После прекращения существования СССР начался процесс утверждения внешней политики России как политики суверенной великой державы-правопреемницы Советского Союза. В этом процессе можно условно выделить следующие этапы:
1 этап: 1991 - нач. 1996 - этап прозападного внешнеполитического курса, период становления основ внешней политики, разработка ее концептуальных основ.
Этот этап связан с деятельностью министра иностранных дел А. В. Козырева. Краткая характеристика:
· полная ориентация на страны Запада (США и Западную Европу);
· отказ от старых партнеров, подходов к ВП и концепций;
· проявление конструктивизма в международных делах, поддержка и одобрение (либо не противоречие) западных инициатив.
· Одновременно производились попытки налаживания дружеских связей с бывшими советскими республиками (с целью развития сохранившихся интеграционных факторов).
· Вместе с тем Москва предприняла определенные действия по налаживанию или расширению контактов со стабильными, умеренными и экономически сильными странами в развивающемся мире. Определенные шаги были сделаны для проникновения на рынки оружия стран Персидского залива. Продвинулось вперед экономическое сотрудничество с Ираном, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем, государствами АСЕАН, Австралией и Новой Зеландией.
· Однако в Латинской Америке и особенно в Черной Африке Москва действовала более вяло.
2 этап: 1996 - 1999 - отказ от Козыревской доктрины, изменение содержания внешней политики. Основной акцент был сделан на национальных интересах.
Стала действовать новая концепция Примакова (*она действовала по сути и во время, когда Иванов был министром ин дел, т.е. весь второй срок президентства Ельцина):
· приоритет российских интересов и отказ от роли «младшего брата» во взаимоотношениях с Западом, при этом не допускалось обострение отношений;
· поддержка концепции многополярного мира,
· многовекторность внешней политики и поиск новых союзников на Востоке;
· экономическая интеграция России в новый глобализирующийся мир;
· «разноскоростная» интеграция в СНГ, формирование высокоразвитого интеграционного ядра из наиболее заинтересованных в этом проекте стран.
· Россия заявила о себе и как об основном переговорщике в урегулировании конфликтов (эта цель провозглашается во внешнеполитических доктринах и сейчас)
В этот период произошла и концептуализация внешней политики и национальной безопасности РФ. Были разработаны два основополагающих документа «Послание по национальной безопасности Президента РФ Национальному собранию» 1996 г., которое стало первым в истории российской государственности документом, содержащим комплексную официальную трактовку национально-государственных интересов и «Концепция национальной безопасности», утвержденная 17 декабря 1997 года Указом и ставшая основным концептуальным документом для разработки внешнеполитических стратегий.
3 этап: 2000 – 2008 г. - многовекторность и прагматизм
Начало нового этапа связано с избранием нового президента и с принятием в 2000 Концепции внешней политики.
Главные черты: активное личное участие Путина в определении внешнего курса страны + широкая дипломатическая деятельность + курс, основанный на прагматизме и многовекторности.
В этот период происходит дальнейшая концептуализация внешней политики России: помимо Концепции ВП 2000 г. был также принят ряд новых концептуальных документов: Концепция национальной безопасности, Энергетическая стратегия, Военная доктрина и т.д.
Приоритетные ценности:
· национальная безопасность страны,
· укрепление суверенитета и территориальной целостности.
Особо подчеркивалось, что РФ является «великой державой, одним из влиятельных центров современного мира, активный участник его глобальных перемен, выступающий за стабильный и демократический миропорядок».
Первоочередные задачи внешней политики были также сформулированы с позиций защиты национальной безопасности: поддержка целей и принципов Устава ООН, общепризнанных норм международного права; создание благоприятных условий для внутренних преобразований в стране; формирование пояса добрососедства по периметру российских границ и содействие устранению там очагов напряженности; строительство системы международных партнерских и союзнических отношений; защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом; формирование позитивного восприятия России в мире.
В региональных приоритетах главным продолжало оставаться направление СНГ, но как процесс разноуровневой и разноскоростной интеграции, а также отношения с европейскими странами, как на двустороннем уровне, так и на уровне взаимодействия с ЕС (*на 3 месте - США). Также в Концепции ВП впервые упоминалось азиатское направление.
Таким образом, Концепция 2000 отражала качественно новый этап во внешней политике России, который обозначил проведение самостоятельной, прагматичной, предсказуемой ВП, которая исходит из национальных интересов и не связывает себя жесткими рамками союзнических обязательств.
4 этап: 2008 - 2013 гг - продолжение, и некоторое ужесточение взятого в предыдущем периоде курса.
* здесь можно выделить еще этапы в связи с президентствами Путина и Медведева и новыми ВП концепциями в 2008 и 2013, но, по сути, все они являются продолжением одной линии.
Главными основами внешней политики России продолжают оставаться многовекторность, прагматизм и реализм + главенство нац интересов. Приоритетным региональным направлением ВП продолжается оставаться развитие отношений со странами СНГ, также приоритетный характер сохраняет евро-атлантическое направление.
Россия все жестче высказывает свои позиции на различных международных площадках и по различным проблемам (пример, Ливия и Сирия, события на Кавказе в августе 2009). Все более активно участвует в различных группировках: вступление в ВТО, председательство в G-20 в 2012 , участие в решении проблем мирового финансового кризиса.
Новшества: больший упор на экономическую составляющую ВП (для создания благоприятных внешних условий для подъема экономики, ее перевода на инновационные рельсы, повышения уровня жизни людей); подчеркивание примата международного права; новые подходы к вопросу о правах человека (к традиционной «защите прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом», в Концепция-2013 добавляется ещё и «отстаивание российских подходов по теме защиты прав человека»); появление новых региональных аспектов, в Концепции 2008 даже косвенно появляется раздел по Северной Артике (*говорится о необходимости развития нормальных отношений с северными странами).
Главной чертой современного этапа международного развития являются глубинные сдвиги в геополитическом ландшафте, катализатором которых стал финансово-экономический кризис. Мировой потенциал смещается из Запада на Восток и в АТР. Большое значение по-прежнему придается экономическим, научно-техническим и экологическим факторам внешней политики. Делается акцент на соблюдении Россией норм МП. Подтверждается центральная роль ООН в обеспечении мира и безопасности. Россия будет наращивать взаимодействие в таких форматах, как <Группа двадцати>, БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), <Группа восьми>, ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), РИК (Россия, Индия и Китай), а также с использованием других структур и диалоговых площадок.
Объявлено, что Россия будет противодействовать попыткам отдельных государств или групп государств подвергать ревизии общепризнанные нормы международного права, отраженные в универсальных документах. Также Россия будет вести дело к завершению международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации.
5 этап: 2014 – н.вр. –(думаю, можно выделить в связи с последними событиями):
· еще большее ужесточение внешнеполитического курса;
· конфронтация с Западом и некоторыми бывшими партнерами (Турция);
· присоединение Крыма, санкции и ответные санкции;
· Новая военная доктрина 2015 г.: наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации, больший акцент сделан на опасности глобального экстремизма и терроризма.
Эволюция внешнеполитических приоритетов России в 1990-е - 2000-е годы (на основе внешнеполитических документов РФ - концепций внешней политики 1992, 2000, 2008 и 2013 гг., концепций национальной безопасности 1997, 2000 и 2009 гг., Военных доктрин 2000, 2010 и 2014 гг.