Новый путь развития России - это идея единения России и Европы», - в середине XVIII в. утверждали:.
а) западники;
б) анархисты;
в) славянофилы;
г) социал-демократы.
21. «Право—это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого», утверждал:
а) Г.Гегель:
б) И. Кант;
в) Ш.Л. Монтескье;
г) О. Конт.
22. «Сила правительства ограничивается равновесием сил народных. В нем состоит внутренний образ правления», - в начале XIX в. писал:
а) М.М. Сперанский;
б) Н.М Карамзин;
в) П.Я. Чаадаев;
г) Ф. Прокопович.
23. Обычно теория «официальной народности» связывается с именем:
а) К.П. Победоносцева;
б) Г.В. Плеханова;
в) С.С. Уварова;
г) М.М. Сперанского.
24. Кто в 18 веке сформулировал принцип закономерности общественно-политического развития народов и под свободой понимал «право делать все, что дозволено законом»:
а) Ж. Руссо
б) Ш.Л. Монтескье
в) О. Конт
г) Вольтер
Занятие 3.
Укажите правильные ответы:
1. В каких значениях употребляется в гегелевской философии права понятие «право»?:
а) право как свобода
б) право как определенная ступень и форма свободы
в) право как проявление частных и публичных интересов
г) право как закон
2. Классификация законов, выдвинутая декабристом П. Пестелем:
а) естественные
б) гражданские
в) религиозные
г) духовные
3. О. Конт (XIX в.) убеждал людей в том, что человеческое право есть бессмысленная анархия. Поэтому право должно:
а) находиться в состоянии постоянного совершенствования
б) постоянно находиться в динамике развития
в) быть упразднено
г) подчинено закону
4. Кто считал, что произвол – это свобода действий, противоречащая нравственности:
а) Г.Гегель
б) Л. Штейн
в) О. Конт
г) Гумбольдт
5. Кому из мыслителей XIX в. принадлежит изречение: «цель есть творец права»?:
а) О. Конт
б) Л. Штейн
в) Р. Иеринг
г) Б. Констан
6. Кто из мыслителей XIX в. дал следующее определение права: «право есть защищенный государством интерес»?:
а) Р. Иеринг
б) Л. Штейн
в) О. Конт
г) Гумбольдт
7. Кому принадлежит следующее определение права: «Право – специфический комплекс нормативных предписаний, особый внешний регулятор совокупной социальной деятельности»?:
а) Р. Иеринг
б) Гумбольдт
в) Р. Штаммлер
г) О. Конт
8. Дж. Остин (XIX в.) ввел следующие элементы правовой системы:
а) божественное право
б) позитивное право
в) религиозное право
г) общинное право
9.Кто утверждал, что нельзя возводить убеждения и совесть индивида в ранг закона:
а) Р. Иеринг
б) Л. Штейн
в) Г. Гегель
г) О. Конт
10. Кто из русских мыслителей XIX в. объявил юридические законы деспотическими?:
а) А. Герцен
б) Н. Чернышевский
в) Н. Добролюбов
г) М. Бакунин
11. Кто из русских либералов XIX в. дал следующее определение права: «Право – система общих юридических норм, вытекающих из человеческого разума и долженствующих служить мерилом (справедливостью) и руководством для положительного законодательства. Оно сочетает свободу и общий закон»?:
а) В. Соловьев
б) П. Новгородцев
в) М. Ковалевский
г) Б. Чичерин
12. Кому из русских консерваторов XIX в. принадлежит изречение: «Русское право в наше время есть право европейское, слегка окрашенное византизмом там, где государственность соприкасается с религией»?:
а) Н. Данилевский
б) Ф. Достоевский
в) К. Леонтьев
д) В. Соловьев
13. Кто из русских мыслителей XIX в. считал, что правовое государство – есть ступень к высшей форме человеческого общения»?:
а) Л. Толстой
б) Ф. Достоевский
в) В. Соловьев
г) К. Леонтьев
14. Кто из мыслителей России XIX в. особо отмечал нравственную ценность права, правовых институтов и принципов?:
а) Ф. Достоевский
б) Л. Толстой
в) К. Леонтьев
г) В. Соловьев
15. Кто считал, что свобода - это соединение разума и воли, познанная необходимость:
а) Р. Иеринг
б) Л. Штейн
в) О. Конт
г) Г. Гегель
16. Представитель, какой теории происхождения государства утверждал, что рабство возникает из войны с чужими общинами, племя победителей подчиняет себе племя побежденных работать на победителей, платить им дань и подати:
а) договорная – Г. Гроций
б) патриархальная - Р. Филмер
в) органическая - Г. Спенсер
г) насилия – К. Каутский
17. Джон Остин является теоретиком:
а) юридического позитивизма
б) социологической юриспруденции
в) утилитаризма
г) концепции гипотетического состояния
18. Дж. Остин выделяет право:
а) в прямом и переносном смысле
б) в строгом и нестрогом смысле
в) в точном и широком смысле
г) общепринятом и научном смысле
д) позитивном и негативном смысле
19.Гегель считал, что договорная концепция происхождения государства носит идеалистический характер, потому что:
а) государство создано богом
б) государство – результат исторического развития семьи
в) народ как неорганизованная масса не способен к совместным действиям
г) государство – произведение сил природы
20.Идея народного суверенитета и прямого народовластия принадлежит теоретику Нового времен:
а) А. Токвилю
б) Ж. – Ж. Руссо
в) Б. Констану
г) Ш. Монтескье
21.Концепция гражданского общества, конституционной монархии и сословно-корпоративной демократии принадлежит теоретик:
а) И. Канту
б) И. Бентаму
в) Г. Гегелю
г) Б. Констану
22. Природа правовых отношений, абсолютизируемых в марксизме:
а) антропологическая
б) классовая
в) гражданская
г) психологическая
23.Разработка теории разделения власти принадлежит мыслителю:
а) Гоббсу
б) Руссо
в) Монтескье
г) Гегелю
24.Мыслитель, связывавший прогресс с развитием идеи свободы:
а) Гроций
б) Кант
в) Гегель
г) Локк
25.Критерием содержания закона в естественно-правовой теории является:
а) соответствие закона индивидуальной психике человека
б) соответствие закона естественной природе человека
в) соответствие закона духовной природе человека
г) соответствие закона биологической сущности человека
26.Источник права по Канту заключается:
а) в велениях государства
б) в нормах
в) в разуме людей
г) в божественной воле
27.Впервые обосновал концепцию гражданского общества:
а) М.Вебер
б) К.Маркс
в) Ф.Гегель
г) Ж.-Ж. Руссо
28.Право, как волю господствующего класса, возведенную в закон, определил:
а) Руссо
б) Маркс
в) Кант
г) Гегель
29. Школа права, трактовавшая право как фактически сложившийся порядок общественных отношений:
а) теологическая школа права
б) естественная школа права
в) социологическая школа права
г) историческая школа права
30. Марксистская теория отрицает самоценность права как основы регулятивной системы общества, потому что:
а) преувеличивает ценность права в реализации заложенной в нем цели
б) преувеличивает субъективное представление личности о должном порядке общественных отношений
в) преувеличивает связь права с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием
г) преувеличивает взаимосвязь права и государства как составных частей единого способа выражения и осуществления свободы людей в их с социальной жизни
Тема№7 Политические и правовые учения в странах Европы во второй половине XIX в.
Занятие 1.
Дайте ответы на следующие вопросы:
1.К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что в будущем коммунистическом обществе государство отомрет. Какая логика стояла за этой идеей?
2.Как вы считаете, какие черты марксистской теории сделали ее особенно популярной в России на рубеже веков?
3.На Западе частная собственность традиционно рассматривается как основа свободы личности. Как вопрос о взаимосвязи собственности и свободы решался в теории марксизма-ленинизма?
Дайте правильный ответ:
1.Сторонники материалистической теории происхождения государства:
а) Гоббс и Спиноза
б) Маркс и Энгельс
в) Энгельс и Петражицкий
г) Маркс и Дюринг
д) Ленин и Троцкий
2. Что лежит в основе формационной концепции типологии государств?:
а) эволюционное развитие общества
б) способ производства материальных благ
в) религия и культура
г) право и политика
д) форма и содержание
3.Что лежит в основе цивилизационной концепции типологии государств?:
а) эволюционное развитие общества
б) способ производства материальных благ
в) религия и культура
г) право и политика
д) форма и содержание
4.Ведущие теоретики цивилизационного подхода к типологии государств:
а) Шпенглер
б) Тойнби
в) Макиавелли
г) Гоббс
д) Маркс
5. Ведущие теоретики формационного подхода в типологии государств:
а) Шпенглер
б) Энгельс
в) Макиавелли
г) Фейербах
д) Маркс
6. Работа «Происхождение семьи, частной собственности и государства» относится к:
а) психологической теории
б) патриархальной теории
в) материалистической теории
г) теории насилия
д) органической теории
7. Какой русский правовед 19 века написал пятитомную «Историю политических учений»? Он выступал как либеральный консерватор и решительно боролся с крайностями либерального и радикального общественного мнения:
а) М. Бакунин
б) Н. Бердяев
в) Чичерин
г) А. Хомяков
д) П. Чаадаев
8. Кто из русских мыслителей 19 в считал, что в основе мира лежит «всеединство» сверхприродного духовного начала Абсолютно-Сущего (Бог) и деятельности Мировой Души-Премудрости Божией (Софии):
а) П.Чаадаев
б) Н.Бердяев
в) В.Соловьев
г) А.Хомяков
д) М.Лавров
9.Возникновение политико-правового учения марксизма?:
а) II половина XVIII в.
б) I половина XVIII в.
в) I половина XIX в.
г) II половина XIX в.
д) I половина XX в.
10. В каком году была написана работа О. Холмса “Путь права“?:
а) в 1861 г.
б) в 1897 г.
в) в 1862 г.
г) в 1860 г.
д) в 1879 г.
11.Тенденция к социологизации проблематики государства и права и пересмотра юридического формализма наметилась в трудах ученых ХIХ века:
а) Э. Дюркгейма, Г. Спенсера, Д. Милля;
б) Р. Иеринга, С. Муромцева, К. Маркса;
в) Р. Иеринга, С. Муромцева, Э. Дюркгейма, М. Вебера.
г) Р. Иеринга, П. Новгородцева, К. Маркса.
12. Г. Спенсер выделял следующие типы государства:
а) рабовладельческий, феодальный, буржуазный, коммунистический
б) хороший и плохой
в) воинственный и промышленный
г) воинственный и мирный
д) земледельческий и промышленный
е) простой и сложный
13. Г. Спенсер проводил аналогию политически организованного общества с:
а) организмом
б) аппаратом
в) божеством
г) семьёй
д) преступным сообществом
14. Р. Иерингу принадлежит следующее высказывание:
а) борьбе обретёшь ты право своё
б) и вновь продолжается бой
в) ваше право - это возведённая в ранг закона воля господствующего класса
г) воля, определяемая материальными условиями его существования
д) мы не верим, что народы не могут идти вперед иначе, как по колена в
крови
е) мы преклоняемся с благоговением перед мучениками, но от всего сердца желаем, чтоб их не было
15. Р. Иеринг критиковал воззрения:
а)исторической школы права
б) сторонников теории общественного договора
в) представителей немецкой классической философии
г) русской философии права конца XIX - начала XX вв.
д) Полибия
е) Ленина
16. Гумплович - это:
а) австрийский государствовед
б) французский государствовед
в) немецкий государствовед
г) русский государствовед
д) советский детский писатель
17. Гумплович считал, что насилие - это:
а) обязательный признак состава преступления, предусмотренного ст. 162 УК РФ
б) родители и повивальная бабка государства
в) крёстный отец революции
г) главный признак тирании
д) единственное условие построения платоновского идеального государства
18. К. Бергбом считал, что теория права должна изучать:
а) объективно существующее право, созданное государством
б) вопросы соответствия позитивного права естественному
в) наиболее общие категории отраслевых юридических наук
г) роль и место Конституции в правовой системе
д) вопросы преступления и наказания
19. А. Эсмен, считал что исполнительная власть должна быть ответственна перед:
а) парламентом
б) народом
в) монархом
г) судом
д) сформировавшей её политической партией
е) не должна быть ответственна ни перед кем
ё) он не выделял исполнительной власти в качестве особой ветви власти.
20. Г. Еллинек выделял следующие виды конституций:
а) писанную и фактическую
б) писанную и не писанную
в) прогрессивную и реакционную
г) буржуазную и пролетарскую
д) немецкую и французскую
е) не выделял особых видов конституции
21. Ф. Ницше лучшей формой правления считал:
а) конституционную монархию
б) олигархию
в) демократию
г) тиранию
д) аристократию
е) республику Советов
ё) считал, что лучшей формы правления не существует
22. Ф. Ницше:
а) элитист
б) этатист
в) эгалитарист
г) анархист
д) социалист
е) антисоциалист
23. Р. Штаммлер выдвинул концепцию:
а) естественного права с меняющимся содержанием
б) позитивного права с неизменным содержанием
в) совпадения естественного и позитивного права
г) возрождённого естественного права
д) постепенного отмирания государства и права
24. Р.Штамлер утверждал:
а) приоритет юридической формы отношений собственности перед их экономическим содержанием
б) приоритет экономических отношений собственности перед их юридической формой
в) что право- это ненарушимое самовластное регулирование социальной жизни людей
г) что право делится на справедливое и несправедливое
д) что марксизм является искажением подлинного материалистического понимания истории.
25. Главой школы «возрожденного естественного права» в России считался:
а) Г.Ф. Шершеневич;
б) Б.А. Кистяковский;
в) П.И. Новгородцев;
г) Г.В. Плеханов.
26. Русские теоретики правового государства дореволюционного периода:
а) Г.В.Плеханов. В.И. Ленин;
б) П,А. Кропоткин, М.А. Бакунин;
в) Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев;
г) К.П. Победоносцев, К.Н. Леонтьев. Н.Я.Данилевский.
27. Классовый характер государства и права во второй половине XIX века в Западной Европе обосновывают:
а) А. де Токвиль и О. Конт;
б) А. Смит и Д. Рикардо;
в) К. Маркс и Ф. Энгельс;
г) Дж. Остин и Г. Спенсер.
28. «Мы представляем себе общество в виде организма, в котором отношения между отдельными его членами определяются не законами а взаимными соглашениями», — утверждал один из представителей отечественного:
а) консерватизма;
б) либерализма;
в) национализма;
г) анархизма.
29. «Правовые отношения коренятся в материальных жизненных отношениях, анатомию этих отношений следует искать в политической экономии», - утверждал:
а) К. Маркс;
б) А. де Токвиль;
в) Г. Гегель;
г) К.Ф. Савиньи.
30. Видным теоретиком революционного анархо-коллективизма в середине 60-70 гг. XIX в. был:
а) М.А. Бакунин;
б) П.Л. Лавров;
в) Г.В. Плеханов;
г) А, И. Герцен.
Занятие 2.
Тесты:
1. Кто из русских мыслителей 19в. утверждал, что все законы, кроме законов природы, внешне навязанные, деспотичные. «Свобода без социализма – это привилегия, несправедливость; социализм без свободы – это рабство и скотство»?:
а) М. А.Бакунин
б) К. Маркс;
в) А. де Токвиль;
г) Г. Гегель
2.Кто из русских мыслителей в 19в. разработал учение «о кооперации», о « социальном идеале», считая, что ведущей силой прогресса является «критическая личность»?:
а) Чаадаев
б) Герцен
в)Михайловский
г) Кропоткин
д) Ломоносов