Тема№4 Политические и правовые учения в Европе в период ранних антифеодальных революций

Занятие 1.

Ответьте на следующие вопросы:

1.Как соотносится благо народа, государства и государя в концепции Н. Макиавелли?

2.Какова для Макиавелли взаимосвязь целей и средств в политике? Справедливо ли называть «макиавеллизмом» любые виды политического аморализма? Аргументируйте свой ответ.

3.Почему светская власть в трактовке М. Лютера есть скорее бремя, чем привилегия?

4.Как учение Ж. Кальвина связано с идеями Августина? Что общего между этими учениями и в чем вы видите различия?

Дайте ответы:

1. «Власть государя должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти... служат хорошие законы и хорошее войско»,- утверждал:

а) Гуго Гроций;

б) Никколо Макиавелли:

в) Жан Боден;

г) Мартин Лютер.

2. Крупнейшим вкладом Ж. Бодена в развитие политико-теоретического знания является:

а) формирование теории естественного права;

б) развитие идеологии Реформации;

в) разработка проблемы суверенитета государства;

г) введение термина «государство» в политическую науку Нового времени.

3.Кто считал, что « Государство незыблемо, если правительство не дает повода заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь – в презрение»:

а) Ж. Боден

б) Н.Макиавелли

в) М.Лютер

г) Ж.Кальвин

д) Ф.Аквинский

4. Кто считал, что «Самое опасное для правителя – посягать на имущество подданных… Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства»:

а) Спиноза

б) Ф.Аквинский

в) Макиавелли

г) М.Лютер

д) Ж.Кальвин

5.Кто в канун Реформации порицал католическую церковь и духовенство, прозорливо предсказывая, что католическая религия «близка к своей гибели либо к мучительным испытаниям»:

а) Ян Гус

б) Н.Макиавелли

в) М.Лютер

г) Ж.Кальвин

д) Ф.Аквинский

6. Кто из лидеров Реформации осуждал крестьянские волнения и считал, что «Мятеж - подобен большому пожару»:

а) Мюнцер

б) Ян Гус

в) Лютер

г) Кальвин

д) Ян Жижка

7.Кто считал, что «народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя:

а) Эрлих

б) Аристотель

в) Монтескье

д)Макиавелли

8.Кто является автором знаменитой работы «Левиафан», где изложены проблемы происхождения государства, и социально-этическая сущность человека: « Homo homini lupus est» (Человек человеку - волк):

а)Т. Гоббс

б) Монтескье

в) Макиавелли

г) Д. Локк

д) Б. Спиноза

9.Кто из мыслителей 17 века считал, что «Государство - есть результат человеческого творчества и главное условие культурного развития народа». Его идеал — монархия, и он выступал против разделения властей:

а) Монтескье

б) Макиавелли

в) Д. Локк

г) Т.Гоббс

д) Б. Спиноза

10. Кто в Новое время (17 в.) разработал системное учение о социальных аспектах общества. Он утверждал, что государство - это «искусственное тело», «механическое чудовище», созданное не по воле Божьей, а по естественным причинам... до образования государства люди находились в состоянии «войны всех против всех»:

а) Д. Дидро

б) Т. Гоббс

в) Ф. Бэкон

г) Локк

д) Р.Декарт

11.Кто в начале 17 века утверждал, что верховная власть - душа государства, судьи и чиновники - суставы, советники - память, законы - разум и воля:

а) Г. Гроций

б) Макиавелли

в) Монтескье

г) Т. Гоббс

д) Ж. Боден

12. Кто в 17 веке утверждал, что « законы подобны изгородям по краям дороги, поэтому лишний закон вреден и не нужен»:

а) Т. Гоббс

б) Г. Гроций

в) Д. Локк

г) Монтескье

д) Б. Спиноза

13. Кто обосновал разделение властей на исполнительную, законодательную и природную?:

а) Платон

б) Монтескье

в) Вольтер

г) Макиавелли

д) Локк

14. Кто в начале 17 века решал вопросы войны и мора с позиций юриспруденции, а не политики?:

а) Монтескье

б) Макиавелли

в)Г. Гроций

г) Т. Гоббс

д) Б.Спиноза

15.Представители договорной (естественно-правовой) теории происхождения государства:

а) Т.Гоббс,Д. Локк

б) Платон, Михайловский

в) Г. Гроций,Ж.Руссо

г) Конфуций, Аристотель

д) А. Радищев, Ф. Аквинекий

16. Кто сказал: «Человеку только кажется, что он поступает свободно: людьми владеют страсти»:

а) Б. Спиноза

б) Т.Гоббс

в)Д.Локк

г) Г Гроций

д)Ж.Руссо

17. Кто считал, что двигателем деятельности человека являются эмоции, страсти, стремление к выгоде, власти, богатству:

а) Монтескье

б) Макиавелли

в)Г. Гроций

г) Т. Гоббс

д) Б.Спиноза

18. Кто в 17 веке предлагал прекратить рассуждения о душе, а заняться «делом»: он описал свойства и закономерности внимания, исследовал объем памяти, а также реакции человека в различных ситуациях:

а) Ш. Монтескье

б) Ф. Бэкон

в)Д.Локк

г) Г Гроций

д)Ж.Руссо

19. Кто считал, что «существующие законы служат только для прикрытия насилия… Причина этого – частная собственность»:

а) Платон

б) Монтескье

в) Вольтер

г) Макиавелли

д) Беккариа

20. Кто считал, что «Государство - есть результат человеческого творчества и главное условие культурного развития народа». Его идеал – монархия, и он выступал против разделения властей:

а) Б. Спиноза

б) Т.Гоббс

в)Д.Локк

г) Г Гроций

д)Ж.Руссо

21. Назовите «волеустановленные формы права», которые были определены Г. Гроцием?:

а) божественное право;

б) государственные законы;

в) естественное право;

г) право народов.

22. Что по Г. Гроцию означает «право в собственном смысле слова»?:

а) договорное право;

б) государственные законы;

в) естественное право;

г) божественное право.

23. Кому принадлежит тезис о том, что право не получает своего внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь?:

а) Ж.Руссо

б) Протагору

в) Г. Гроцию

г) Спинозе.

24. Почему, по мнению Спинозы, «естественное право каждого… в гражданском состоянии не прекращается»?:

а) как в естественном, так и в гражданском состоянии человек действует по законам своей природы, побуждаемый страхом и ради своей пользы

б) исключительно из-за страха

в) исключительно из-за пользы

г) исключительно из-за стремления выжить

25. Какой фактор, по мнению Т. Гоббса, может превратить естественные законы, исполнение которых не обязательно, в безусловный императив?:

а) государство

б) гражданское общество

в) монарх

г) сила

26. «При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки, также как и сами разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре...»,- утверждал:

а) Фома Аквинский;

б) Марсилий Падуанский;

в) Аврелий Августин;

г) Ирнерий.

27. Автором работы «О граде Божием» является:

а) Фома Аквинский;

б) Марсилий Падуанский;

в) Аврелий Августин;

г) Ирнерий.

28. Четыре вида законов: вечный, естественный, человеческий и божественный в своем учении обосновывал:

а) Фома Аквинский;

б) Марсилий Падуанский;

в) Аврелий Августин;

г) Ирнерий.

29. В своем сочинении «Защитник мира» ответственность за все беды и несчастья человечества возлагал на церковь:

а) Фома Аквинский.

б) Марсилий Падуанский;

в) Аврелий Августин;

г) Ирнерий.

30. Основателем школы глоссаторов в Болонье является:

а) Фома Аквинский;

б) Марсилий Падуанский;

в) Аврелий Августин;

г) Ирнерий.

Занятие 2.

Дайте ответы на следующие вопросы:

1.Каковы были этические последствия кальвинистского учения для развития европейской политической культуры?

2.Каких принципов необходимо придерживаться в оценке идей Т. Мора и других утопистов прошлого, чтобы не утратить научную объективность?

3.Перечислите те черты идеального государства Т. Мора, которые, на ваш взгляд, являются социально неприемлемыми и аргументируйте ваш выбор.

4.Семья и семейные отношения мешают тотальной рационализации, они отсутствуют в идеальном государстве Т. Кампанеллы. Какие причины лежат в основе необходимости уничтожения семьи в рационально устроенном обществе? Возможна ли рационализация сферы семейно-брачных отношений, если ее не трактовать как сферу имущественного права?

Укажите правильный ответ:

1.Кому принадлежат слова: «Дворянами именуются те, кто праздно живет на доходы со своих огромных поместий, не заботясь ни об обработке земли, ни о народе... Подобные люди вредны во всякой республике»:

а) Монтескье

б) Макиавелли

в) М. Падуанский

г) Т. Гоббс

д) Б.Спиноза

2.Кто считал, что «Государство незыблемо, если правительство не дает повода заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь - в презрение»:

а) Монтескье

б) Б.Спиноза

в) Т.Гоббс

г)Макиавелли

д) Вольтер

3..Кто утверждал, что «Самое опасное для правителя - посягать на имущество подданных... Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства»:

а) Монтескье

б) Макиавелли

в) Б.Спиноза

г) Вольтер

д) Т. Гоббс

4. Кто в своей работе «Государь» утверждал, что людей «следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отмстить, а за большое - не может»:

а) Макиавелли

б) Монтескье

в) М. Падуанский

г) Т. Гоббс

д) Б. Спиноза

5.Кто в начале 17 века, решая вопросы войны и мира - различал войны справедливые (оборонительные) и несправедливые (захватнические):

а) Г. Гроций

б) Макиавелли

в) Т. Мюнцер

г) Т. Кампанелла

д) Кальвин

6.Кто явился автором труда «О праве войны и мира», где были заложены основы международного права?:

а) М. Падуанский

б) Фома Аквинскяй

в) Иоанн Златоуст

г) Ж. Боден

д) Г. Гроций

7. Кто является основателем рационалистической доктрины естественного и международного права:

а) Т.Мор

б) М.Лютер

в) Г.Гроций

г) Вольтер

д) Спиноза

8.Кто разработал в начале 17 века основы договорной теории происхождения государства:

а) Б. Спиноза

б) Макиавелли

в) М. Падуанский

г) Д. Локк

д) Г. Гроций

9.Кто считается родоначальником французского Просвещения и современной политико-правовой теории? Он же выступал за всеобщее избирательное право:

а) Монтескье

б) Гроций

в) Спиноза

г) Руссо

д) Дидро

10.Кто впервые ввел термин «государство» и утверждал, что «государство» происходит от слова «государь»?:

а) Макиавелли

б) Локк

в) Цицерон

г) Аристотель

д) Юстиниан

11. Кто явился основоположником международного права?:

а)Г. Гроций

б) Макиавелли

в) Аристотель

г) Юстиниан

д) Дидро

12. Как Т. Гоббс (Англия, XVII в.) определяет естественный закон и позитивный закон?:

а) естественный закон – это возможность делать все, что не вредит природе и человеку

б) позитивный закон – закон монарха

в) естественный закон есть свобода что-либо делать или не делать что-либо

г) позитивный закон – предписание делать или не делать что-либо

13.. Какие требования Д. Локк (Англия, XVII в.) предъявлял к закону?:

а) отсутствие противоречий и пробелов

б) ясность и простота содержания закона

в) закон должен указывать индивиду поведение, соответствующее его интересам и служащее общему благу

г) закон должен быть стабильным и долговременным

14. Какие требования Д. Локк (Англия, XVII в.) предъявлял к режиму законности?:

а) стабильность

б) кто бы ни обладал властью, ему вменяется управлять согласно постоянным законам провозглашенным народом

в) все граждане должны знать и выполнять законы

г) никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам

15. Из чего, считает Д. Локк (Англия, XVII в.), проистекает высокий престиж закона?:

а) закон – инструмент сохранения и расширения свободы личности, который гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других

б) там, где нет законов, там нет свободы

в) нельзя достичь блага всех, если не обеспечить посредством законов свободу каждому

г) всеобъемлющий характер закона

16.Стимулами деятельности человека являются эгоистические интересы и аффекты (желание, радость, печаль):

а) Спиноза

б) Макиавелли

в) Гоббс

г) Вольтер

д) Дидро

17.В каком памятнике права древности справедливость объявляется велением богов?:

а) Законы Ману

б) Законы XII Таблиц

в) Законы Хаммурапи

г) Уложение о наказаниях

18.Кто первым в Греции начал освещать проблемы права с позиции равенства и справедливости?:

а) Солон

б) Пифагор

в) Тесей

г) Клисфен

19.Кто из философов древней Греции считал, что законы обеспечивают людям благоустроенную жизнь и их надо строго соблюдать?:

а) Гераклит

б) Горгий

в) Демокрит

г) Протагор

20.Кто из великих греков теоретически обосновал, что в рамках демократического правового государства существует гражданское общество и гражданское самосознание. Законы в таком государстве отражают волю граждан, которые принимают активное участие в правотворчестве?:

а) Фукидид

б) Демосфен

в) Ликофрон

г) Алкидам Элейский

21.Кто выдвинул идею о том, что государство проявляется через право?:

а) Фукидид

б) Ликофрон

в) Демосфен

г) Калликл

22.Кому принадлежит определение права как политической справедливости?:

а) Сократу

б) Платону

в) Аристотелю

г) Полибию

23.Кому принадлежит изречение: «политическое правление – правление закона»?:

а) Цицерону

б) Лекрецию Кару

в) Аристотелю

г) Паю Гракху

24.Кто выдвинул идею об изменчивости естественного права в зависимости от места, времени и обстоятельств?:

а) Эпикур

б) Платон

в) Гай

г) Цицерон

25.Кто в период античности первым определил государство как «правовое общение людей»?:

а) Демосфен

б) Аврелий Августин

в) Цицерон

г) Лукреций Кар

Занятие 3.

Дайте ответы на следующие вопросы:

1.Государство, по Г. Гроцию, есть «союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Какие особенности понимания «общей пользы», свойственные доктрине Гроция, вы можете назвать?

2.В чем состоит различие общества и государства согласно теориям Т. Гоббса и Дж. Локка? Какие различия в теоретических подходах Т. Гоббса и Дж. Локка предопределили различное решение проблемы отношений личности и государства в их концепциях?

3.Проведите сравнительный анализ трактовки проблемы свободы личности в христианстве и теории «естественных прав человека». Против каких социальных табу была направлена идея: «разрешено все то, что не запрещено законом» (Гоббс)?

Дайте ответы на тесты:

1. Мнение о том, что война совершенно не совместима с правом, критиковал:

а) Гуго Гроций;

б) Никколо Макиавелли;

в) Жан Боден;

г) Мартин Лютер.

2. Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончитьс «войной всех против всех» утверждал:

а) Джон Локк;

б) Томас Гоббс;

в) Гуго Гроций;

г) Никколо Макиавелли.

3. Автором известного произведения «Об общественном договоре, или Принципы политического права» является:

а) Джон Локк;

б) Томас Гоббс;

в) Жан-Жак Руссо;

г) Шарль Монтескье.

4. По мнению Д. Локка, первое место в стране отводится власти:

а) исполнительной;

б) судебной:

в) законодательной:

г) федеративной.

5. Автором «Правды воли монаршей в определении наследника державы своей...» является:

а) В.Н.Татищев;

б) Ф. Прокопович;

в) Петр I;

г) А. Курбский.

Наши рекомендации