Оказание социальных, психологических и социально-бытовых услуг
Оказание социально-бытовых услуг — наиболее распространенный на сегодняшний день вид социальной работы. В этой сфере деятельности проявляются все закономерности социальной работы, в соответствии с которыми и осуществляются действия социального работника. Деятельность социального работника, как и любая целесообразная деятельность, направлена на преобразование предмета деятельности, в данном случае — на преобразование условий жизнедеятельности личности (клиента) и положительную трансформацию самой личности, которая выступает наравне с социальным работником как активное начало, субъект деятельности.
В этой сфере деятельности социального работника также действуют специфические этические нормы и правила.
1. Работая с людьми, социальный работник несет ответственность не только за свое поведение и деятельность, но и за поведение, действия, условия жизнедеятельности и здоровье своих клиентов.
2. Деятельность социального работника включает в себя непосредственное общение с клиентом и его ближайшим окружением, вследствие чего требует полного напряжения сил и отдачи.
3. Несмотря на то, что деятельность социального работника, в профильном учреждении социальной защиты связана, как правило, с одной категорией клиентов, имеющих общие проблемы, ему следует учитывать конкретные особенности обсто-
1 Коменский Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. — М., 1955. — С. 531.
ятельств жизни и индивидуальные черты личности каждого! из них.
4. В отличие от представителей многих профессий, также ра- ] ботающих с людьми, социальный работник имеет дело не с ка-! кой-либо одной стороной жизнедеятельности или личности кли- s ента, а с целостностью, совокупностью его личностных свойств• и жизненных обстоятельств и в своей работе обязан учитывать^ все факторы.
5. Эффективность деятельности социального работника сложно оценить по конкретным результатам работы (например,: можно ли сказать, что результат работы положителен, если^ разводящаяся семья отозвала из суда заявление о разводе — иногда большим благом является расторжение брака, нежели его формальное сохранение), хотя определенные критерии ; оценки имеются. Результаты деятельности социального работника зависят не только от него самого, но и от усилий и i желания клиента, от деятельности всего коллектива учреждения социальной защиты, от возможностей системы социальной защиты населения.
Приступая к работе по социально-бытовому обслуживанию клиента (пожилого человека или инвалида, семьи и т. п.), социальный работник обязан ознакомить его с перечнем тех услуг, которые клиент может получить от данной социальной службы, и с порядком их предоставления. Памятка, содержа- ; щая перечень оказываемых услуг, как правило, разрабатывается социальной службой в расширение федерального перечня и может быть предоставлена клиенту. Если у клиента возникают вопросы о его правах на количество и качество услуг ; (бесплатных, полностью или частично оплачиваемых), следу- ^ ет дать ему соответствующие разъяснения; в противном слу- < чае клиент имеет право предъявить претензии социальной службе.
Принимая от клиента поручение на доставку продуктов, медикаментов, товаров повседневного спроса, следует уточнить, что именно и какого качества хочет получать клиент. При' этом целесообразно вести особую тетрадь заявок клиента, в ' которую в присутствии клиента с последующей его росписью или самим клиентом заносится перечень товаров, которые должен приобрести социальный работник. Такая мера не является неэтичной по отношению к клиенту — она необходима для того,
чтобы впоследствии между ним и социальным работником не возникло разногласий по поводу ассортимента и количества заказанных и приобретенных товаров (клиент может забыть, что поручил приобрести, а свою забывчивость приписать невнимательности социального работника). Следует также заранее предупредить возможность возникновения разногласий по поводу цен на приобретаемые продукты и товары, сообщив клиенту примерную стоимость каждого из них примерную стоимость всех покупок.
Социальный работник оказывает помощь и в соблюдении клиентом требований личной гигиены. Выполняя эту работу, он не должен демонстрировать свое отвращение к внешнему виду и особенностям телосложения или состояния здоровья клиента, неприязнь к такого рода услугам, хотя объективно они не всегда могут выглядеть эстетично. В таком случае социальный работник должен руководствоваться сознанием, что это — его обязанности, а в каждой профессии имеются служебные обязанности, выполнение которых не доставляет удовольствия. Клиент же ни при каких условиях не должен почувствовать негативного отношения к нему социального работника.
Социальные услуги в соответствии с Законом1 могут предоставляться пожилому человеку или инвалиду, проживающему в семье. Отношения социального работника с близкими клиента должны быть доброжелательными, в этих людях следует видеть своих союзников, единомышленников. Если же клиент страдает от невнимания к себе, то с его согласия следует начать работу с родными, выяснить причины такого отчуждения и постараться наладить между ними нормальные человеческие отношения.
Довольно часто (и это входит в обязанности социального работника) клиент просит написать письмо родным или близким. Если клиенту трудно сформулировать свои мысли, следует деликатно предложить ему собственный вариант и узнать его мнение; в случае одобрения написать, а затем прочитать клиенту все письмо. Не следует прибавлять что-либо от себя, описывая бедственное положение своего клиента и
1 Закон Российской Федерации О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов // Российская газета. 1995. 4 авг.
требуя внимания к нему и выполнения по отношению к нему родственного, дружеского или просто человеческого долга — это можно сделать только по поручению или с разрешения клиента.
В случаях, когда пребывание в домашних условиях становится для клиента невозможным, социальный работник оформляет его в пансионат для престарелых или аналогичное стационарное учреждение. Следует помнить при этом, что для человека самыми тяжелыми и мучительными оказываются первые полгода пребывания в стационаре: оказавшись в непривычной обстановке, он тяжело переживает по поводу этих перемен. В этот период социальный работник — единственное связующее звено с прошлой, домашней жизнью, единственный близкий человек для клиента. Несмотря на то, что в стационаре имеется свой персонал, учитывающий специфику периода адаптации клиента к новым условиям и принимающий меры к тому, чтобы это время прошло как можно менее болезненно для клиента, социальному работнику следует продолжить посещения своего бывшего клиента хотя бы в течение первого полугодия.
Оказывая психологическую помощь клиенту, социальный работник выступает в роли консультанта, советчика, старшего товарища своего клиента. Прежде чем приступить к рекомендациям, ему следует изучить клиента и его жизненные обстоятельства, приведшие к необходимости консультации у специалиста. Давая конкретные рекомендации, специалист не вправе задавать вопросы, не имеющие отношения к необходимой информации. Следует избегать штампов, рутинного подхода к работе.
В обязанности социального работника входит также оказание ритуальных услуг. Порой оказывается так, что социальный работник — единственный, кто провожает человека в последний путь. Средства на ритуальные услуги выделяются в небольшом объеме и перечень бесплатных услуг невелик, но тем не менее, по возможности, все пожелания клиента в части организации похорон и выполнения ритуала должны быть исполнены — этого требует не только нравственность, но и обычай.