Тема 9 Местное самоуправление
В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах — местное самоуправление (МСУ) в городских и сельских поселениях.
Местное самоуправление — это форма власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Оно совершенно самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти. Самоуправляющиеся территориальные единицы (село, район, город) обычно называют муниципальными образованиями (от лат.municipium — самоуправляющаяся община). Они могут объединять несколько поселений, часть населения, составлять иные населенные территории. Структура органов МСУ определяется населением самостоятельно. Они управляют муниципальной собственностью, работают с местным бюджетом, устанавливают местные налоги, осуществляют охрану общественного порядка и т.д. К органам МСУ относятся выборные органы, образуемые в соответствии с уставом. Уставом города может быть предусмотрена должность главы города — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению МСУ на территории города.Функции (основные направления деятельности) органов местного самоуправления Российской Федерации:
· Обеспечение участия населения в решении местных дел (развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив и социальной самостоятельности граждан).
· Управление муниципальной собственностью (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов).
· Обеспечение развития соответствующей территории (утверждение программы ее развития).
· Охрана общественного порядка (обеспечение режима законности на данной территории).
· Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ.
· Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.
Осуществляя данные функции, местное самоуправление как публичная власть территориальных сообществ оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и развитие гражданского общества. Экономическую основу МСУ составляет городская собственность, местные финансы. Органы МСУ могут в интересах населения устанавливать условия использования земель и определенный порядок приватизации городской собственности населением. В основе организации и функционирования местного самоуправления лежат следующие принципы:
- самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения;
- организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством;
- многообразие форм осуществления местного самоуправления;
- соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.
Местное самоуправление осуществляется через различные виды и институты прямого волеизъявления населения:
· непосредственно (на выборах, референдумах, сходках, т. е. общих собраниях жителей),
· а также через создаваемые местные органы (представительные (совет, земство, дума, муниципальный комитет) и органы администрации во главе с мэром, старостой, главой администрации)
.
Органы местного самоуправления призваны решать, с одной стороны, задачи, схожие с государственным управлением, с другой — добровольных общественных организаций. Тем самым местное самоуправление, не входя в систему органов государственной власти, выступает связующим звеном между гражданским обществом и государством.Развитие местного самоуправления является противовесом центральной власти и гарантом существования в обществе плюрализма. Оно открывает широкую дорогу для участия граждан в политическом процессе. Доступность органов местного самоуправления для гражданина предоставляет ему возможность играть активную политическую роль. Таким образом, местное самоуправление придает гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства