Харизматическая легитимность.
ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ (греч. charisma — божий дар, лат. legitimus — законный) — тип легитимности политической власти, источником которой выступает вера в исключительные качества, чудесный дар, т. е. харизму руководителя; эмоциональное, личностное отношение вождя и массы. Харизматическому типу господства внутренне присуща революционность, он порывает с привычкой и авторитетом традиционной власти — именно поэтому харизматический способ легитимации власти часто наблюдается в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженную волю большинства. Харизматическое основание легитимности власти крайне нестабильно, поэтому ее недолговечное могущество нередко подкрепляется искусственно — путем чрезмерного возвышения личности вождя, что приводит к так называемому культу личности (лат. гаltus — поклонение) — прижизненному возвеличиванию, преувеличению вклада в государственную и общественную жизнь страны лидера государства или партии (культ личности Сталина, Гитлера, Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена и пр.). В научный оборот термин «харизма» введен М. Вебером. Цитата «С помощью своих экстраординарных качеств харизматические лидеры аннулируют или модифицируют традицию. Многократно повторяемая фраза Иисуса в Новом завете «Вы слышали, что это было сказано — но истинно говорю я вам...» конституирует претензию на харизматическую авторитарность в чистой форме. Вопрос: по какому праву делает этот человек столь экстраординарное заявление? Ответ: он имеет право, потому что его устами говорит Бог. Харизматическая авторитарность всегда проявляется в противопоставлении какой-то авторитарности. Она бросает вызов последней, стремясь модифицировать или, в крайнем случае, свергнуть её». Бергер П., Бергер Б. «Личностно-ориентированная социология. Веберовский анализ»
12. Ресурсы власти.
Ресурсы власти – это средства, которыми субъект политических отношений влияет на объект политических отношений для достижения поставленных целей. Выделяют ресурсы власти экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные, демографические.
Экономические ресурсы – материальные ценности – деньги, техника, земля, полезные ископаемые, необходимые для процессов производства и потребления.
Социальные ресурсы – группы и слои общества, чья поддержка необходима власти для проведения своей политики.
Культурно-информационные ресурсы – знания, информация и средства их распространения – средства массовой информации, система образования, культурные учреждения и т. д.
Принудительные ресурсы – оружие, армия, суд, прокуратура, полиция, силовые ведомства.
Демографические ресурсы – основа воспроизводства всех остальных видов ресурсов власти – люди.
Основные компоненты структуры власти – субъект и объект власти.
Субъект власти – обладатель, носитель власти, воплощающий в себе направляющее начало. Субъектами власти могут быть: политический лидер, нация, народ, правящий класс, политическая элита, государство, политическая партия, группа интересов.
Объект власти – руководимые субъектом власти граждане, социальные группы, организации, движения.
Для демократического общества характерно, что общество может быть и объектом, и субъектом власти. В обществе недемократическом (авторитарном, тоталитарном) народ – это только объект власти.
Отношение объекта политической власти к ее субъекту может быть различным: от добровольного подчинения до ожесточенного сопротивления. Это зависит от того, какие требования предъявляются объекту, какие методы воздействия. Например, патриархальные традиции формируют покорный, зависимый народ, а традиции демократические – активное в гражданском плане население.