Гибель думской монархии. временное правительство и его реформы 2 страница
43 Магазинер Я. Республика или монархия? // Право. 1917. № 9. С. 481.
44 Великие дни Российской революции 1917 г. С. 45.
45 Сборник указов и постановлений... Вып. 1. С. 9.
46 Керенский А. О Революции 1917 года // Новый журнал. Нью-Йорк, 1947. Кн. XV. С. 142.
_дЬ в направлении политики последнего».47 Уже в 1-м кабинете, \Je из 11 министров 5 были кадетами, масонская группа сумела па-пализовать партийную кадетскую гегемонию.48
По мнению ряда историков, доказана принадлежность к масо-ам в 1-м кабинете 7 из 11 министров, во 2-м 10 из 15, в 3-м 10 3 16, в Директории 2 из 5, в 4-м 6 из 17.49 В сентябре, перед Демократическим совещанием, Верховный Совет даже собирался д£ на частной квартире, а в Малахитовом зале Зимнего дворца, месте заседаний правительства. Сообщив этот факт, преемник Керенского на посту генерального секретаря Верховного Совета и одновременно в мае—октябре управляющий делами правительства меньшевик А. Я. Гальперн, однако, отметил, что формирование последнего кабинета «уже не шло по линии масон-немасон: масо-ны охотно искали подходящих людей из буржуазных кругов вне
братства».50
Неясно, состоял ли первый глава Временного правительства кн. Г. Е. Львов в Великом Востоке народов России, как полагали И. В. Гессен, Г. Я. Аронсон, Н. Н. Берберова и рад историков,51 или только был посвящен в секрет существования этой организации. В. Д. Набоков вспоминал, что отношение кн. Г. Е. Львова к А. Ф. Керенскому «часто было похоже на какое-то робкое заискивание ... Тоном власть имущего говорил во Временном правительстве не он, а Керенский».52 Лидерство в масонской организации проясняет причины стремительного взлета А. Ф. Керенского: с марта — министр юстиции и генерал-прокурор, с 8 июля — глава правительства и с 30 августа — также верховный главнокомандующий. «К началу августа из первоначального состава Временного правительства нас осталось только трое — Терещенко, Некрасов и я, — вспоминал Керенский, — Но смена людей не меняла линии государственной работы созданного революцией правительства».53 Все трое состояли в Верховном Совете Великого Востока народов России, как и А. И. Коновалов, вернувшийся в последний кабинет после ухода Н. В. Некрасова.
Рабочим инструментом Верховного Совета Великого Востока народов России до революции в Думе, а с мая 1917 г. при форми-
47 Николаевский Б. И. Русские масоны в начале XX века // Николаевский Б. И. Русские масоны и революция. М., 1990. С. 42.
48 Старцев В. И. Внутренняя политика Временного правительства... С. 117.
49 Андреев Д. А. Эволюция политической доктрины русского масонства. С. 11. so Запись беседы с А. Я. Гальперном // Николаевский Б. И. Русские масоны
и революция. С. 73.
51 Гессен И. В. В двух веках. Берлин, 1937. С. 217; Аронсон Г. Россия накануне революции. Нью-Йорк, 1962. С. 110; Берберова Н. Люди и ложи. С. 35—36, 138; Иванова С. Ф. Масонская проблема в советской литературе // Из глубины времен. СПб., 1992. Т. 1. С. 184; Старцев В. И. 1) Внутренняя политика Временного правительства... С. 121 —122; 2) Масонство в России //За кулисами видимой власти. М., 1984. С. 129; 3) Русские политические масоны в правящей элите Февральской революции 1917 г. // Россия в 1917 году: Новые подходы и взгляды. СПб., 1994. Вып. 2. С. 22—23.
52 Набоков В. Временное правительство. С. 40.
53 Керенский А. Из воспоминаний // Современные записки. Париж, 1929.
Т. 38. С. 262.
ровании правительства служила доктрина надпартийной коали ции.54 Социалисты, особенно марксисты, сначала не были готовы ее принять. Петроградский Совет отказался ввести своих представителей в «однородное правительство» и разделить ответственность за государственную власть, но обещал его поддерживать «постольку, поскольку оно идет по линии осуществления намеченных задач».ss Доктрина надпартийной коалиции была смелой попыткой согласовать либеральные и социалистические начала найти равнодействующую для сотрудничества торгово-промышленных кругов и трудящихся на благо укрепления буржуазно-демократического строя и реформирования России.
«За идею коалиции Верховный Совет держался до конца», -. признал А. Я. Гальперн.56 Однако она наталкивалась на сопротивление не только леворадикальных политиков, живших по инерции революционного подполья идеалами классовой борьбы, но и большинства сограждан. Вдумчивые очевидцы событий подметили, что «революционной психологии органически ненавистен всякий компромисс»,57 а «само это слово, полное в западном мире великого творческого и миротворческого значения, на русском языке носит на себе печать мелкой подлости».58 Но сторонники либерально-социалистической коалиции понимали, что демократическому пути согласования классовых интересов есть лишь одна реальная альтернатива — гражданская война. Эта доктрина пронизывала всю реформаторскую деятельность Временного правительства, и это дает право рассматривать ее, не дробя на краткие периоды существования правительственных кабинетов.
Об условиях, в которых начиналась деятельность правительства, А. Ф. Керенский писал: «Ощущение неограниченной свободы, освобождение от всех, самых обязательных в человеческом общежитии ограничений овладело населением империи в 170 с лишком миллионов. А тут же каждый вдруг почувствовал страшную усталость, переутомление от трехлетнего напряжения войны. Наступил какой-то паралич воли. Россия перестала на фабриках работать, на фронте сражаться. Население как будто утратило способность повиноваться. Начальство — приказывать и командовать».59
Декларация «О назначении министров первого общественного кабинета и о программе его деятельности» 60 предусматривала немедленную полную амнистию по всем политическим и религиозным делам, обеспечение свободы совести, печати, союзов, собраний и стачек, отмену всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений, подготовку Учредительного собрания,
54 Андреев Д. А. Эволюция политической доктрины русского масонства. С. 8—12.
55 Известия Петроградского Совета. 1917. 3 марта.
56 Запись беседы с А. Я. Гальперном. С. 73.
57 Гессен Влад. Задачи революции // Право. 1917. № 8. С. 431.
58 Берберова Н. Курсив мой: Автобиография. В 2-х т. Нью-Йорк, 1983. Т. !• С. 199—200.
59 Керенский А. О Революции 1917 года. С. 139.
60 Сборник указов и постановлений... Вып. 1. С. 7—8.
замену полиции народной милицией, выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, неразоружение и невывод из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революции, предоставление солдатам всех общественных прав.
I Департамент Сената определил: «Временное правительство волею народа облечено диктаторской властью, самоограниченной его собственной декларацией и сроком до Учредительного собрания».61 В силу этого самоограничения правительство не имело права издавать акты, отменить которые в случае несогласия не смогло бы Учредительное собрание (например, об изменении государственного строя, уступке территории другому государству, отделении от России какого-либо национального региона, разделе помещичьих и бывших удельных земель между крестьянами).
Временное правительство издавало акты двух видов: законодательные постановления, подписанные всеми или большинством министров, и указы верховного управления за подписью министра-председателя и соответствующего министра. Из-за неопределенности переходных полномочий не все действия правительства укладывались в правовые рамки, но это правоведов не смущало. Они видели, что «настоящий строй создался спешно, на сравнительно недолгий срок, для деятельности в чрезвычайных условиях».62 Поэтому Временное правительство не стремилось -к разрушению прежнего государственного аппарата и решило сохранить его основные звенья до Учредительного собрания, избавляясь лишь от того, что мешало новому строю.
Оно подчинило себе высшие государственные учреждения — Правительствующий Сенат, Св. Синод, Особые совещания. Желая разгрузиться от второстепенных, но неотложных дел, оно учредило 19 марта Малый Совет министров, где собирались заместители министров, являвшиеся специалистами в своих ведомствах. Повестку дня в нем определял управляющий делами Временного правительства, а заключение утверждалось Временным правительством. Для предварительного юридического рассмотрения возникавших при новом порядке вопросов публичного права, а также для координации законотворчества министерств и юридического изучения предполагаемых правительственных мероприятий Временное правительство учредило при себе 22 марта Юридическое совещание (председатель — член ЦК кадетов Ф. Ф. Кокошкин, с июля Н. И. Лазаревский), куда вошли видные юристы М. С. Аджемов, В. А. Маклаков, барон Б. Э. Нольде и др.63
Уже в марте по сути дела установилась республиканская форма правления. Временное правительство объявило государственной собственностью Зимний дворец, удельное и кабинетское имущест-
61 Малянтович П. Н. Революция и правосудие: (Несколько мыслей и воспоминаний). М., 1918. С. 12.
62 Боголепов А. Современный государственный строй России // Право. 1917. № 27—28. С. 1071.
63 Право. 1917. № 10. С. 591; № 27—28. С. 1070.
во (земли перешли к Министерству земледелия, промышленны предприятия — к Министерству торговли и промышленности, капиталы и драгоценности — к Министерству финансов).64 Были упразднены Собственная Его Императорского Величества канцелярия и в июле — Управление дворцового коменданта, в августе —Управление инспекции императорских поездов. Министерство императорского двора и уделов с марта именовалось «бывшим Министерством двора» и ведало бившими императорскими театрами и охраной культурных ценностей Эрмитажа и бывших императорских дворцов.
Коренные изменения претерпело Министерство внутренних дел. Революция упразднила охранку, разрушила агентурную сеть осведомителей. Политический сыск считался ликвидированным уголовный — перешел в Министерство юстиции. Правительство постановило 6 марта ликвидировать жандармский корпус и 10 марта — Департамент полиции и провозгласило замену полиции «народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления».65 Ее возглавило Временное управление по делам общественной полиции и обеспечения личной и имущественной безопасности, преобразованное затем в Главное управление по делам милиции. Однако оно не сумело воспрепятствовать Советам в формировании рабочей милиции и крестьянских вооруженных отрядов, отказывавшихся подчиняться государственной администрации.
«Новый строй должен быть основан на праве и справедливости», — заявил в Петроградском совете присяжных поверенных министр юстиции А. Ф. Керенский.66 Он предписал освободить всех осужденных по политическим и религиозным преступлениям, передав каждому от него приветствие, военным губернаторам в Иркутске и Красноярске — обеспечить почетное возвращение в Петроград думцев-большевиков Г. И. Петровского, М. К. Муранова, А. Е. Бадаева, Н. Р. Шагова, Ф. Н. Самойлова, а прокурору Тобольского окружного суда — освободить тальмана финляндского Сейма П. Э. Свинхувуда и доставить в Петроград «в обстановке, соответствующей носимому им почетному званию».67
Временное правительство провело самую широкую в российской истории амнистию. Указом 6 марта об общей политической амнистии оно освободило всех осужденных за политические и религиозные преступления, а также за уголовные преступления, если был доказан их политический или религиозный характер (например, за насилия при аграрных и рабочих беспорядках), преступления против веры, «преступления печати» (кроме клеветы и порнографии). Указ не распространялся на государственную измену, контрабанду, нарушения авторских прав, «непотребство». По постановлению от 14 марта действие указа охватило все соот-
64 Там же. С. 580; № И. С. 637.
65 Полиция и милиция России: страницы истории. М., 1995. С. 95.
66 Право. 1917. N9 8. С. 459.
67 Вестник Временного правительства. 1917. 5, 7 марта; Журнал Министерства юстиции. 1917. № 2—3. С. 54.
ретствующие преступления, предусмотренные воинским и военно-морским уставами о наказаниях.68
Если указ 6 марта был актом справедливости, то постанов-чения 17 марта «об облегчении участи лиц, совершивших уголовные преступления» и о воинско-уголовной амнистии — акта-ми помилования. Согласно первому постановлению, была проведена общеуголовная амнистия. Приговоренным к смертной казни наказание смягчалось до 15-летней каторги, остальным сокращались сроки заключения, вплоть до освобождения. Воинская амнистия полностью погашала ответственность за кражу, порчу и «промотание» казенного имущества, уклонение от службы и ее самовольное оставление (при условии добровольной явки до 1 мая), за нарушение воинского чинопочитания и подчиненности, вызванное жестоким или унижающим человеческое достоинство обращением начальства, освобождала из разряда штрафных, смягчала наказания за тяжкие преступления (смертную казнь заменяла заключением в крепость на 10 лет, остальным наказания погашались наполовину). Все последствия судимости в отношении административных уголовников отменялись, кроме «волчьего паспорта» (отметки в паспорте об отбытом наказании). Если на 1 февраля 1917 г. в местах заключения содержалось 155 тыс. заключенных, то после амнистий 6 и 17 марта число их должно было сократиться до 60 тыс., но в результате освобождения народом и самоосвобождения в дни революции осталось еще вдвое меньше.69 Последствием уголовной амнистии стал невиданный рост насилия и преступлений.70
Правоведы оценили мартовские амнистии как ритуал нравственного очищения и перехода в новое социальное и политическое состояние, укрепление общественной солидарности и воплощение идеи всечеловеческого братства.71 Правительство, убежденное в том, что граждане России не омрачат насилием завоеванной свободы, отменило 12 марта смертную казнь, заменив каторгой.72
Гуманным актом правительства было постановление 17 марта «Об отмене для ссыльнопоселенцев и арестантов наказания розгами, наложения оков и надевания смирительной рубашки». Побег или попытка побега вместо телесного наказания стали караться одиночным заключением, при том его срок для каторжанок сокращался наполовину. Постановление 26 апреля отменило ссылку на поселение как вид наказания, заменив ее тюремным заключением на срок от 3 до 10 лет. Уже в марте правительство постановило
68 Люблинский П. И. Акты Временного правительства об амнистии // Право.
1917. № 9. С. 493—496.
69 Там же. С. 557—565; Люблинский П. И. Мартовская амнистия // Журнал
Министерства юстиции. 1917. № 4. С. 4.
70 Хасегава Ц. Преступность и социальный кризис в Петрограде во время русской революции: март—октябрь 1917 г.//Россия в 1917 г.: Новые подходы и взгляды. СПб., 1994. Вып. 3. С. 73.
71 Люблинский П. И. 1) Мартовские амнистии. С. 3; 2) Акты Временного правительства об амнистии. С. 488—490.
72 Сборник указов и постановлений... Вып. 1. С. 144—145.
также освободить из заключения и ссылки «гражданских пле ных» (жителей враждебных держав, плененных русской армией4 1914—1915 гг.) и создать комиссию для рассмотрения возможно8 сти и условий возвращения каждого из них на родину.73
5 марта правительство опубликовало указ о создании при генерал-прокуроре Чрезвычайной следственной комиссии (ЧСК) Временного правительства для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих прочих должностных лиц как гражданского, так и военного и морского ведомств. Ее председатель, либеральный московский адвокат Н. К. Муравьев, был наделен правами товарища министра юстиции. ЧСК расследовала законность деятельности высших государственных должностных лиц первых трех классов. В помощь были привлечены 25 следователей. ЧСК допросила 59 сановников и опросила еще 88 лиц, среди которых были политики разных направлений — от М. В. Родзянко и А. И. Гучкова до В. И. Ленина и Г. Е. Зиновьева. Кроме основного, в ЧСК были отделы военный, морской, «обследования темных сил», изучавший «безответственные влияния» при дворе, Особая комиссия, выявлявшая секретную агентуру Департамента полиции. По просьбе Н. К. Муравьева Николай II предоставил ЧСК свою переписку с министрами.74 В 1922—1927 гг. член ЧСК П. Е. Щеголев издал семь томов стенографических отчетов допросов и показаний под названием «Падение царского режима».
Из серии задуманных процессов состоялся лишь один, над бывшим военным министром генералом В. А. Сухомлиновым, дело которого было возбуждено еще при Николае II. 13 сентября Сенат в заседании под председательством Н. Н. Таганцева с участием присяжных заседателей приговорил В. А. Сухомлинова к лишению всех прав и пожизненной каторге. 1 мая 1918 г. он был амнистирован и эмигрировал. В дни «красного террора» без суда были расстреляны С. П. Белецкий, Н. А. Макаров, Н. А. Маклаков, А. Д. Протопопов и др.
Главное тюремное управление Министерства юстиции, ведавшее 673 местами заключения, 26 апреля было преобразовано в Главное управление местами заключения, а Совет по тюремным делам — в Совет по делам мест заключения. С 8 марта их возглавлял доктор уголовного права, профессор Петроградского университета А. А. Жижиленко. Уже 8 марта приказом № 1 он запретил тюремной администрации применять телесные наказания и разъяснил, что «главная задача наказания — перевоспитание человека», а «личное достоинство человека, ставшего гражданином, должно быть признаваемо и в отношении того, кто ли-
73 Там же. С. 43; Право. 1917. № 10. С. 594—595; № 15. С. 863—866.
74 Щеголев П. Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства 1917//Падение царского режима. Л., 1924. Т. 1. С. V—XXVII; Коренев С. А. Чрезвычайная комиссия по делам о бывших министрах // АРР. Берлин, 1922. Т. VII. С. 14—26; Романов А. Ф. Император Николай II и его правительство. (По данным Чрезвычайной следственной комиссии) // Русская летопись. Париж, 1922. Кн. 2. С. 8.
шен свободы».75 Заключенным было разрешено чтение любых книг, журналов и газет. Приказ № 2 А. А. Жижиленко признал малопригодным «тюремный персонал, воспитанный в атмосфере бесправия и неуважения к человеческой личности и усвоивший навыки прежнего строя» и объявил открытие краткосрочных курсов тюрьмоведения.76 Отмечая, что среди освобожденных из заключения «немало таких, которые искренне желают начать новую ясизнь», А. А. Жижиленко приказом № 3 от 17 марта просил губернских тюремных инспекторов всячески содействовать созданию и развитию обществ патроната с участием демократических элементов.77 «В некоторых местах тюрьмы были обращены в фабрики и мастерские, а вместо тюремной стражи была устроена самоохрана, — сообщал профессор П. И. Люблинский. — Тюремная жизнь революционизировалась еще в большей степени, чем жизнь
на свободе».78
Временное правительство законодательно оформило введенную революцией свободу слова, собраний и союзов. Его постановление от 12 апреля «О собраниях и союзах» узаконило право граждан устраивать собрания «как в закрытых помещениях, так и под открытым небом». Запрещались лишь «собрания на рельсовых путях». Больше не требовалось никакого особого разрешения также и для создания обществ и союзов «в целях, не противных уголовным законам», их объединения с другими и заключения соглашений с иностранными. Союзы и общества, чей устав прошел регистрацию судебной власти, могли образовывать капитал и владеть имуществом. Порядок регистрации был определен особым постановлением правительства от 21 июня.79
Политическая цензура печати исчезла вместе с царским строем. Постановлениями «О печати», «Об учреждениях печати», «О надзоре за публичными зрелищами» правительство упразднило Главное управление по делам печати, должности цензоров драматических произведений и инспекторов иностранной печати. Для систематической научной регистрации всех выходящих печатных изданий на русском языке и создания книжного фонда с целью снабжения государственных библиотек и учреждений была создана Книжная палата. Типографии были обязаны в течение суток после выхода в свет газеты, журнала, нот, книги и пр. выслать правительственному представителю 8 обязательных экземпляров. Из них три шли в Книжную палату и по одному — представителю правительства для последующей цензуры, в Публичную библиотеку и Библиотеку Российской Академии наук в Петрограде, в Ру-мянцевский музей в Москве, в Александровский университет в Гельсингфорсе.80
75 Вестник Временного правительства. 1917. 10 марта.
76 Право. 1917. № 11. С. 651—652.
77 Там же.
78 Там же. С. 652—653.
79 Сборник указов и постановлений... Вып. 1. С. 160—161.
80 Вестник Временного правительства. 1917. 27 апреля; Право. 1917. № 16. С. 932—937.
Газеты от правых до анархистских распространялись свобсщно Попытки Советов депутатов установить контроль над печатью и подавить высказывание нежелательных точек зрения правительство осуждало как «недопустимое самоуправство».81 Однако после кровавых событий 3—5 июля оно вынуждено было «в виде временной меры» постановлением от 12 июля предоставить военному министру и управляющему Министерством внутренних дел право закрывать повременные издания, призывающие к гражданской войне, насилию, неповиновению военным властям и неисполнению воинского долга.82 Закрыты были «Правда» и еще 16 газет боль--шевиков (но вместо них те открыли 24 другие газеты), а также газета «Общее дело» В. Л. Бурцева, правые газеты А. А. Суворина «Народная газета», «Русь» и др.
Условия войны требовали сохранения военной цензуры. В марте был опубликован «Перечень сведений, подлежащих предварительному просмотру военною цензурою» из 30 пунктов, но печать его нарушала, и военный противник черпал из нее сведения о настроениях, состоянии, численности, перемещениях, вооружении, довольствии, боевой готовности армии и флота. Поэтому постановлением 14 июля правительство запретило публиковать в повременных изданиях без предварительного просмотра военной цензурой сведений о состоянии и боевых действиях армии и флота.83
Социальная реформа предполагала создание нового права, гармонично согласующего государственную целесообразность со справедливостью и способного обусловливать поведение граждан. Временное правительство отвергало точку зрения большевиков и анархистов, что революция отменила старые законы и нормой поведения граждан должно стать их «революционное правосознание». Сохранение многих царских законов, по мнению большевиков и анархистов, означало возведение в закон интересов помещиков и капиталистов и ограничение прав рабочих и крестьян. Однако правоведы разъясняли, что если признать существующим лишь право, положительно признанное Временным правительством, то, пока правительство разбирается в великом множестве старых законов и решает, что сохранить и что отменить, «налоги перестанут поступать, войска будут вправе бросить службу, убийства и насилия утратят свою противозаконность, и всякий может быть обездолен».84 Замена законов «революционным правосознанием» не всегда грамотных и честных граждан означала бы правовой хаос и произвол.
Временное правительство исходило из концепции непрерывности права. Революция отменила законы о правах самодержца. Утратили силу Основные законы в редакции 23 апреля 1906 г., носившие старый конституционный характер. В своей реформатор-
81 Колоницкий Б. И. Советы и контроль над печатью (март—октябрь 1917 г.) // Рабочие и российское общество: Вторая половина XIX—начало XX в. Сб. статей и материалов, посвященный памяти О. Н. Знаменского. СПб., 1994. С. 151 —163.
82 Право. 1917. № 29—30. С. ИЗО.
83 Там же. № 10. С. 584—586; № 29—30. С. ИЗО.
84 Магазинер Я. Республика или монархия? С. 482.
лсой деятельности Временное правительство опиралось на основы прежнего законодательства: Уголовное уложение 1903 г., Судебные уставы 1864 г., большинство статей Свода законов Российской империи, сохраняло Табель о рангах, звания, чины и чиновничьи привилегии, титулы. После Февральской революции общие формулы законов, например ст. 100 Уголовного уложения о насильственном посягательстве на установленный Основными законами образ правления, наполнились новым содержанием.
26 марта возобновил работу обновленный состав Комиссии по пересмотру и введению в действие Уголовного уложения 1903 г. (председатель — В. А. Маклаков, товарищ председателя — Н. Н. Та-ганцев). Уголовное уложение перерабатывалось на основе демократических свобод, смягчалась его суровость, устранялась мелочная жестокость. В работе подкомиссий участвовали В. А. Бальц, А. А. Жижиленко, П. И. Люблинский, В. Д. Кузьмин-Караваев, Н. С. Таганцев, С. Н. Трегубое, М. П. Чубинский и др.85
Законодательно закрепляя демократические перемены, Временное правительство стремилось удовлетворить нужды переходного строя и установить порядок, основанный на законе. Законы конституционного характера правомочно было принять только Всероссийское Учредительное собрание. В марте правоведы полагали, что перед Учредительным собранием встанет дилемма: парламентарная монархия бельгийского или английского типа либо представительная республика французского образца (представительная республика типа США считалась вряд ли приемлемой, поскольку правительственная власть там ответственна перед президентом, а не парламентом).86
В рамках Юридического совещания при Временном правительстве с 11 октября действовала Особая комиссия по составлению проекта основных государственных законов (председатель — Н. И. Лазаревский, заместитель — В. М. Гессен). В ней для рассмотрения и принятия Учредительным собранием был составлен проект Конституции Российского государства. Россия виделась в нем президентской республикой с двухпалатным парламентом: нижняя палата — из представителей мест и верхняя — из представителей «важнейших организованных социальных и культурных сил страны» (земств, кооперативов, профсоюзов, торгово-промышленных организаций, академических и высших учебных заведений, автономных областей). Палаты мыслились равноправными, но верхняя — как «корректив к партийной борьбе».87
На закате самодержавия в судебной области, по словам последнего министра юстиции Временного правительства меньшевика П. Н. Малянтовича, «были плохи люди или несовершенны учреждения, но не принципы, на которых покоились законы и учреждения».88 Поэтому реформу суда с целью обеспечить ему доверие
85 Кулишер Е. М. Пересмотр Уголовного уложения // Право. 1917. № 10.
С. 544—547; 588—589.
86 Гессен Влад. Задачи революции. С. 430.
87 Знаменский О. Н. Всероссийское Учредительное собрание. С. 193—197.
88 Малянтович П. Н. Революция и правосудие. С. 4.
граждан предполагалось начать с обновления личного состава cv дебного ведомства, устранить зависимость суда от исполнительной власти. «Независимость судей стала пустым звуком, гласность исчезала из суда по первому желанию администрации, наиболее важные дела — о государственных и должностных преступлениях о проступках в печати — были изъяты из ведения присяжных заседателей», — отмечалось в постановлении Временного правительства от 25 марта.89 Согласно этому постановлению, при Министерстве юстиции образовалась Комиссия для восстановления основных положений судебных уставов 1864 г. и согласования их с происшедшей переменой в государственном устройстве. Ее инициатором и председателем был А. С. Зарудный, сын сенатора С. И. Зарудного, составителя этих уставов. Комиссия завершила работу к открытию Учредительного собрания.
Для рассмотрения дел о должностных лицах судебного ведомства взамен Высшего Дисциплинарного присутствия Сената был создан Временный Высший Дисциплинарный суд (ВВДС) из 5 сенаторов по назначению Временного правительства и 6 сенаторов, судей и присяжных поверенных по избранию (по одному от петроградских и московских городских дум и Советов и два члена ВКГД), т. е. фактически с участием политических учреждений, с целью удалить судей, привыкших к старым порядкам.
Созванное в Министерстве юстиции товарищем министра П. Н. Переверзевым совещание с участием старших председателей и прокуроров Судебных палат, сенаторов, лиц обер-прокурор-ского надзора Сената, председателей советов присяжных поверенных и других юристов отвергло предложение временно приостановить действие закона о несменяемости судей (по которому судья мог быть уволен только за преступление или проступок, показанные по суду), видя в этой революционной мере нарушение принципа независимости суда.