Конфликт и протестное движение
Термин «протестное движение» приобрел право гражданства в отечественной науке и массовой печати во второй половине 90-х годов. Он отражает не только негативные процессы — нарастание социальной напряженности, ухудшение социального самочувствия населения и нежелание мириться с существующим положением дел, но также и позитивные, а именно рост политической активности людей и формирование активной гражданской позиции. Неожиданный всплеск протестного движения в нашей стране, где долгие десятилетия ничего подобного не происходило (а если что-то и происходило, то об этом не говорилось), является неизбежным спутником становления молодой демократии и учеными предсказывался заранее.
Источником протестного движения выступают два фактора — социальная напряженность и конфликт между социальными группами.
Под социальной напряженностью понимаютвысокий уровеньнедовольства населения существующимположением дел, выражающийся в скрытой агрессивностии готовности выразитьсвое настроение в открытой форме.
В основе социальнойнапряженности лежит чувствосоци
альной неудовлетворенности, ощущение ущемления своих
интересов, несправедливого ограничения доступа к социаль
ным благам или привилегиям. Одновременно с ними возника
ет феномен переоценки своих сил одной из сторон: ей кажется,
что она должна иметь больше, чем реально имеет, или способ
на на большее, чем ей это позволяют, либо, наконец, заслужи
вает большего, чем владеет. Сопровождающее такое состояние
чувство фрустрации (от лат. frustratio — обман, неудача) слу
жит приводным ремнем конфликтного поведения. О социаль
ном конфликте вы знаете из курса обществознания для 8—
9 классов. Коротко вспомним основные положения и
рассмотрим проблему более всесторонне.
КОНФЛИКТ— спор, столкновение конкурирующих сторон (людей или социальных групп) за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Предметом спора могут быть территория проживания, деньги, жилище, власть и т.д. Участники конфликта называются субъектами конфликта. Предмет конфликта — вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт. Причина и повод конфликта отличаются от предмета конфликта. Поводом для конфликта может служить незначительное происшествие. Конфликт принимает разные формы и масштабы. Самая распространенная — повседневная ссора друзей, родственников, незнакомых людей дома, на улице, в транспорте. Это межличностный конфликт.Более серьезная форма — размолвка, развод, забастовка. Бунт, мятеж — стихийная массовая форма протеста. Они могут завершиться революцией, войной, переворотом. Мы говорим о конфликте между разными этническими группами (американцами и индейцами), разными поколениями (конфликт отцов и детей), между законопослушными
Суть экономического конфликта — столкновение двух групп людей с противоречивыми интересами по поводу разделения дефицитного блага, конкретно заработной платы. Для собственника она представляет прямые вычеты из прибыли, поэтому он старается ее свести к нулю. Для работника зарплата — единственный источник существования, поэтому он мечтает довести ее до бесконечности. Менеджер — новый работник, призванный защищать интересы собственника, находится между враждующими силами и старается их примирить.
гражданами и преступниками (ценности воровской, криминальной культуры и норма доминирующей культуры). Под масштабом конфликта понимают число участвующих людей и серьезность последствий. Разрешение конфликта — это переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества сторон. Существуют следующие способы решения конфликтов: компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж, применение силы, власти, закона. Самый трудный случай — решение межнациональных, этнических конфликтов. В большинстве межнациональных
конфликтов не существует объективно справедливого решения для всех враждующих сторон, ибо каждая руководствуется своей правдой, своими историческими событиями и фактами. О них мы говорили особенно подробно и выяснили, что причиной этнических конфликтов могут служить: а) ощущение несправедливого отношения к своему этносу со стороны других национальностей или властей; б) ущемление прав данного этноса при распределении дефицитных социальных благ (власть, деньги, территория, привилегии и т.п.); в) негативная реакция на проводимую и оправдываемую властями дискриминацию одного из этносов; г) бытовые предрассудки и стереотипы обыденного сознания, а также ущемление достоинства личности на расовой или национальной основе.
Для правильного и всестороннего понимания конфликта необходимо провести разграничение между ним и противоречием.
ПРОТИВОРЕЧИЕ— фундаментальная несовместимость, несогласие важных — политических, экономических, этнических — интересов.
Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта и проявляется в социальном напряжении — чувстве неудовлетворенности положением дел и готовностью его изменить. Но противоречие может так и остаться противоречием, не дойдя до открытого столкновения, т.е. конфликта.
В основе экономического конфликталежит неустранимое противоречие (его в таком случае называют антагонистическим) между собственником и наемным рабочим. Когда мы устраиваемся на работу (нанимаемся), то незримо для себя втягиваемся в это противоречие, которое рано или поздно может проявиться через открытый конфликт. Нам перестали платить зарплату, непроиндексировали ее пропорционально росту инфляции или просто снизили. Вот вам и повод для конфликта.
Собственник обязан выплатить зарплату. Но его экономический интерес — получить максимальный процент с собственности. Теоретически он хотел бы не платить за ресурсы, не отдавать налоги, не рассчитываться по зарплате. Но это невозможно, он вынужден платить.
Напротив, для работника зарплата — единственный источник существования. Такова логика классовой борьбы на протяжении тысячелетий. Рабочий буквально выбивает из собственника приличествующие условия труда и жизни, хорошую зарплату, гражданские права, социальные страховки и т.д.
Подобное противоречие не исчезнет до тех пор, пока существуют причины, порождающие конфликт, — противоположность экономических интересов. Менеджер может на время сгладить конфликт, кого-то уговорить, что-то пообещать, привлечь рядовых к участию в управлении или разделении прибыли, создать благоприятную психологическую атмосферу в компании, предложить гибкий график работы, демократический стиль руководства и т.п. Но устранить главное он не волен. Собственникам и работникам нужен такой посредник, ибо в противном случае их сосуществование превратилось бы в поле битвы.
Конфликтное поведение или борьба за перераспределение экономических выгод (социальных благ) проявляет себя через групповое давление, принимающее формы прямых акций (забастовок), выдвижение политических требований либо мобилизацию общественного мнения в свою поддержку.
Типичный пример группы давления — Парламентское лобби (см. 10 класс, § 21 «Субъекты политической жизни»). То же самое относится и к бастующим шахтерам, оказывающим давление на правительство благодаря дефицитным ресурсам (сырью) и специфическому положению в профессиональной структуре. Шахтеры знают, что на столь тяжелой работе их некем заменить. Если та или иная профессиональная группа (в случае забастовки) может быть заменена, то она не является группой давления.
Массовое недовольство — исходная точка конфликта, а групповой негативизм — его следствие. И то и другое может проявляться в социальном протесте, т.е. массовом несогласии с существующим порядком вещей.
Протест относится к активным формам конфликтного поведения и подразделяется на индивидуальный, коллективный, организованный, стихийный, открытый, скрытый, прямой и косвенный.
Примеры акций протеста
1. Более 350 000 человек во главе с Мартином Лютером Кингом участвовали 15 апреля 1967 года в Нью-Йорке в демонстрации протеста против войны во Вьетнаме.
2. Несколько сот вооруженных индейцев племени сиу — членов Движения американских индейцев за гражданские правазаняли в 1973 году поселок Вун-дед-Ни в резервации Пайн-Ридж (штат Южная Дакота), выражая таким образом протест против политики американских властей в отношении индейцев. Это произошло там же, где в 1890 году разыгралось последнее сражение индейцев сиу с правительственными войсками. Во время битвы погибли более 200 воинов, женщин и детей.
3. Основанная в 1971 году организация «Гринпис»начинала свою деятельность с акций протеста против охоты на китов. В 80-х годах она весьма активно выступала за запрещение испытаний ядерного оружия. Экипаж судна, потопленного в Окленде, намеревался отправиться к необитаемому атоллу Муруроа в знак протеста против французских ядерных испытаний.
4. Индийский борец за свободу Мохандас Ганди вместе со своими сторонниками 12 марта 1930 года начал так называемый «соляной поход», протестуя против британского владычества. Поводом послужил налог на соль, затронувший интересы бедных крестьян. Ганди при огромном скоплении народа совершил церемонию выпаривания соли на берегу моря. Это был сигнал к началу новой кампании гражданского неповиновения.26 января Ганди обнародовал свои требования: отмена солевого налога, снижение военных расходов, введение протекционистских пошлин, девальвация рупии, освобождение политических заключенных.
В отличие от сопротивления — пассивного способа выражения своего несогласия, протест — активная форма защиты своих интересов от посягательства извне. Среди форм организованного протеста выделяются:
— открытый пассивный протест(невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу);
— скрытый пассивный протест(подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа «с прохладцей»);
— открытый активный протест(митинги, демонстрации, забастовки, стачки);
— скрытый активный протести сопротивление (террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота).
К формам открытого активного протеста относят демонстрацию.Она представляет собой временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то. Предварительно планируется и подготавливается: реклама в газетах, официальное разрешение властей, изготовление транспарантов, распределение ролей, выбор маршрута движения и ораторов. Демонстрации способны вызвать необратимые изменения вобществе. Массовые демонстрации в России, организованные левыми силами, привели к двум революциям — Февральской и Октябрьской (1917). Перестройка середины 80-х годов вызвала волну демонстраций в разных городах СССР. Хотя в них принимало участие менее 1% населения, демонстрации левых сил (одноразовое участие от 200 до 700 тыс. человек) оказались очень эффективными: распалась советская держава, с исторической сцены ушла КПСС, социалистический строй сменился капиталистическим, распалась международная социалистическая система.
Россия конца 90-х годов, 2000 года и начала 2001 года была охвачена протестными движениями. Против ухудшения условий труда, недостаточной заработной платы (подчас не обеспечивающей минимального прожиточного минимума) выступали шахтеры, врачи, учителя и представители других профессий.
Протестные движения входят в более широкий класс явлений, называемых социальными движениями.Они включают огромное количество людей, мобилизованных для защиты или сопротивления социальным изменениям, и представляют собой самую организованную и массовую форму поведения
больших групп. Социальные революции и религиозные реформации — наиболее яркие примеры.
Большинство людей участвуют в движениях непрямо. Они вносят свой вклад тем, что симпатизируют и поддерживают программу движения, неучаствуя напрямую в каких-либо формальных организациях, возглавляющих социальное движение. Формальные организации, например Фонд мира, претворяют абстрактные цели и идеалы движения в практику конкретных действий — организацию велопробегов, сбора подписей, митингов и манифестаций, финансирования презентаций, рекламы в прессе.
Социальные движения длятся многие годы и даже десятилетия. Движение за отмену рабства негров (аболиционизм) в США началось в конце XVIII века, а закончилось в конце XX века. За это время менялись участники, промежуточные цели, тактика и методы борьбы. Некоторые движения, к примеру за гражданские права и феминизм, имеют множество рабочих групп, разбросанных по разным городам и даже странам. Они координируются в международном масштабе. Многие политические партии начинали свою историю как общественные движения. В соответствии с целями социальные движения подразделяются на четыре типа.
Реформаторские движениявыступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы.
Примером является движение «Демократическая Россия», сформировавшееся в конце 80-х годов, тогда оно находилось в оппозиции правящему коммунистическому режиму. В 1991году оно добилось избрания на пост Президента России своего кандидата Б.Н. Ельцина. В борьбе за власть «Демократическая Россия» использовала выступления в прессе, на радио и телевидении, митинги и демонстрации, давление в парламенте. К реформаторским можно отнести экологическое и феминистское движения, «народные фронты» в Прибалтике. Они выступают за крупномасштабные или частичные изменения в обществе.
Регрессивные движениявыступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам. Обычно такие движения организуют те политические силы, которые раньше были У власти. До августа 1991года коммунисты находились у вла-
сти, а после «августовской революции», уйдя в оппозицию, организовали регрессивное движение за возвращение общества к социализму.
Утопические движениявыступают за построение для группы истинных последователей идеального общества. Средневековые коммуны, движение зеленых, движение «Лонга май», движение кришнаитов и другие относятся к утопическим. Английский предприниматель, а затем теоретик утопического социализма Роберт Оуэн (1771—1858) основал опытные коммунистические колонии в США («Новая Гармония») и Англии, лишенные частной собственности, классов и эксплуатации. Его начинания оказались неудачными, и вскоре утопическое движение прекратило свое существование.
Революционные движенияподразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов. Необычные цели требуют экстраординарных средств. Хотя не все революционные движения участвуют в акциях насилия, террористическая тактика (захват заложников, ограбление банков, -убийство политических лидеров, взрывы в местах массового скопления народа) является визитной карточкой революционеров.
Понятия:конфликт, противоречие, протестное движение, социальное движение.
*6. Дана следующая модель: конфликт, порожденный соревнованием групп за реальные блага, и выигрыш. Какие из приведенных ниже ситуаций подходят под указанную модель, а какие — нет:
— борьба наций за территорию;
— баскетбольный матч;
— классовая борьба;
— гражданская война;
— этнический конфликт;
— столкновение покупателя с продавцом;
— демонстрация обманутых вкладчиков с требованием
вернуть им их деньги;
— дуэль.
Обоснуйте свой выбор.
*7. Подумайте, что обозначает выражение «конфликт с самим собой». Чем такой конфликт опасен? *8. Проанализируйте ступени развития человечества и
предположите, возможно ли избежать революций.
■ Проблема.Развитие современной России дает почву для
уменьшения конфликтов и социальных движений или,
наоборот, способствует их увеличению?
Практикум.В приведенной ниже таблице вам необходимо привести в соответствие правый и левый столбцы.
Таблица
Вопросы и задания
1. Дайте развернутое определение конфликта. Охарактеризуйте его субъект, укажите объект, причины, повод и способы разрешения. Приведите примеры разрешения конфликтов из своей практики.
2. Приведите классификацию конфликтов.
3. Что такое протестное движение? Какие формы оно принимает? Можете ли вы привести пример из реальной жизни?
4. Охарактеризуйте типы социальных движений и приведите два-три примера массовой демонстрации.
*5. Какие конфликты вы считаете наиболее актуальными в современной России?
Формы организованного протеста | |
открытый пассивный протест | митинги, демонстрации, забастовки, стачки |
скрытый пассивный протест | террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота |
открытый активный протест | невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу |
скрытый активный протест | подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа с прохладцей |
Социальный контроль
Социализация — это процесс обучения культурным нормам и освоения социальных ролей. Она касается прежде всего индивида, но протекает всегда под бдительным оком окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом — семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, — то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.