Понятие, функции и принципы муниципальной службы
Муниципальная служба – профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.
Исходя из этого определения, можно выделить основные признаки муниципальной службы:
· это особый вид публичной службы, т.е. служба в органах местной
публичной власти;
· это профессиональная деятельность в органах местного самоуправления, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета (бюджета муниципального образования);
· муниципальные служащие – это лица, несущие службу в органах местного самоуправления на должностях, не являющихся выборными;
· это деятельность по исполнению полномочий этих органов;
· это деятельность, организуемая на постоянной основе, т.е. муниципальные служащие осуществляют полномочия органа местного самоуправления в качестве основной работы в течение неопределенного времени (постоянно);
· статус лиц, замещающих выборные муниципальные должности (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), определяется специальными законами.
Муниципальная служба в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 2 марта 2007 г. "О муниципальной службе Российской Федерации", другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется Уставом муниципального образования. Муниципальная служба в Республике Башкортостан регламентируется законом “О муниципальной службе Республики Башкортостан” N 453-з, принятым 16 июля 2007 года.
Муниципальная служба в Республике Башкортостан основана на принципах:
Ú законности;
Ú верховенства Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, федеральных законов и законов Республики Башкортостан над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;
Ú гласности в осуществлении муниципальной службы;
Ú приоритета прав и свобод человека и гражданина;
Ú самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий;
Ú профессионализма и компетентности муниципальных служащих;
Ú ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
Ú равного доступа граждан к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации;
Ú единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций;
Ú внепартийности муниципальной службы;
Ú светского характера муниципальной службы.
Ú правовой и социальной защищенности муниципальных служащих.
Особенностями муниципальной службы в Республике Башкортостан являются:
1. Муниципальная служба в Республике Башкортостан осуществлялась в основном на уровне сельских и поселковых администраций, и только с 1 января 2006 года реально стала осуществляться в городах и районах РБ. В организационно-правовом аспекте она независима от государственной службы.
2. Наличие развернутого законодательства о муниципальной службе. В настоящее время существует практически полный ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих муниципальную службу в РБ. Приняты такие законы РБ как: «Об оплате труда работников местного самоуправления в РБ», «О реестре выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в РБ», «О Перечне специализаций муниципальных должностей муниципальной службы РБ», «О порядке проведения аттестации, квалификационного экзамена и присвоения квалификационных разрядов муниципальным служащим в РБ», «О порядке исчисления стажа муниципальных служащих в РБ», «О пенсионном обеспечении муниципальных служащих в РБ».
3. Теоретические конструкции, принципы и нормы, характерные для государственной службы РБ, в целом свойственны и муниципальной службе РБ.
4. Установлена высокая степень взаимодействия государственной и муниципальной служб РБ (взаимный зачет по стажу, сходные права, ответственность и т.д.).
5. Главы муниципальных образований (в отличие от глав администраций!) не входят в систему муниципальной службы, поскольку занимают муниципальные должности, являющиеся выборными.
На муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными Федеральным законом "О муниципальной службе Российской Федерации".