Государственная управленческая деятельность: понятие, формы и методы. Государственное управление и менеджмент
В настоящее время центральное место в государственно-управленческой деятельности занимает:
а) разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (например, приватизации, демонополизации, инвестиционная, жилищная, энергетическая и т.п.);
б) установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (например, государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции и т.п.);
в) управление предприятиями и учреждениями государственного сектора;
г) регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;
д) координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства;
е) обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;
ж) осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер.
Менеджмент – это современный этап управленческой деятельности, отличающийся партнерским характером отношений между субъектом и объектом управления. Этот тип управления становится значимым в рыночном обществе, построенном на партнерских отношениях. Менеджмент также следует рассматривать как научную дисциплину, которая ориентирована на адекватное использование сложившихся в управлении закономерностей в конкретных управленческих ситуациях. Главное назначение менеджмента как науки заключается в том, чтобы выявить позитивный опыт в управлении и рассмотреть возможные способы его реализации.
Культурно исторические модели менеджмента.
Культурно историческая модель менеджмента – это, прежде всего, некоторые особенности менеджмента преобладающие в той или иной стране (регионе), и связанные с социально экономической реальностью, социальной психологией, национальными традициями и культурно историческим прошлым.
Направления современного менеджмента:
Социальный менеджмент. Ориентирован на исследование социальных условий эффективности управления.
Организационный менеджмент. Ориентирован на изучение организационных условий управленческого решения.
Стратегический менеджмент. Ориентирован на исследование принципов поведения фирмы в условиях жесткой конкурентной среды в долгосрочной перспективе.
Инновационный менеджмент. Ориентирован на исследование условий осуществления деятельности фирмы по внедрению и распространению технологических новшеств.
Финансовый менеджмент. Ориентирован на рациональную организацию финансовых потоков и принятие ответственных финансовых решений.
Инвестиционный менеджмент. Ориентирован на исследование способов эффективного формирования инвестиционного портфеля и приоритетов в отборе инвестиционных проектов.
Кроме того, виды менеджмента выделяются по отраслевому признаку, как, например, торговый, политический, государственный, муниципальный, гостиничный, банковский и пр.
3. Объектами менеджмента как управленческой деятельности являются люди, работающие в организациях. Потому можно говорить об управлении как отдельными работниками, так и организациями в целом. Возможно выделение в качестве объектов управления процессов, осуществляемых в организации, например, производство, миграция (текучесть), развитие персонала и т.д.
Менеджмент как профессиональная деятельность осуществляется на основе специальных технологий, позволяющих руководителю обеспечивать достижение управленческих целей и выживание своих организаций.
Технологии – это совокупность приемов, операций, обеспечивающих гарантированное достижение заданного результата. Именно владение определенными технологиями отличает профессионала от дилетанта.
К управленческим технологиям относятся:
· технологии принятия управленческих решений,
· технологии мотивации персонала,
· технологии управления персоналом (прием, оценка, развитие работников и т.д.),
· технологии управления конфликтами,
· коммуникационные технологии в менеджменте,
· технологии самоменеджмента и другие.
Уровнем владения такими методами управления определяется степень профессионализма современного менеджера.
Как соотносятся менеджмент и государственное управление в условиях рынка?
Понятие “менеджмент” сегодня прочно вошло в наш лексикон, а подготовка дипломированных менеджеров осуществляется уже поточным методом. Однако понимание и трактовка этого термина до сих пор весьма различна. В некоторых случаях имеет место “производственно-коммерческий” уклон, где менеджмент рассматривается как система организации производства и реализации продукции в целях получения прибыли. Многие понимают менеджмент как умение добиваться поставленных целей, используя других людей. Иногда в состав менеджмента включают целый шлейф различных отраслей знания: маркетинг, финансы (финансовый менеджмент), цены и ценообразование, материально-техническое снабжение, управление технологическими процессами и т. д.
Исторически многообразие подходов вполне оправдано, но в настоящее время они несостоятельны. По нашему мнению, менеджмент – это современный этап социального управления. Если под управлением понимать целенаправленную деятельность человека по координации, упорядочению и развитию элементов в различных системах, то, с точки зрения объекта управления, можно отметить три вида – социальное управление, техническое управление и биологическое управление. Социальное управление – один из самых сложных видов, ибо предполагает управление социальными объектами (людьми, организациями и т.п.) в системе “человек-человек”.
Поскольку речь в данном случае идет об отношениях между социальными объектами, то это социальные отношения. Управленческие отношения - лишь часть этих социальных отношений (наряду с политическими, экономическими или идеологическими), отражающая властные, субординационные связи в организациях и институтах. Соответственно с изменением социальных отношений изменяются и отношения между субъектом и объектом управления. Не вдаваясь здесь в историю (этапы, масштабы) этих преобразований, отметим лишь, что менеджмент – это этап управленческих отношений, управленческой деятельности, характерной для современного рыночного общества.
Чем менеджмент качественно отличается от предыдущих этапов социального управления? Иногда в качестве принципиальной особенности называют научность управления. Думается, что это не совсем верно: научным, т.е. основанном на анализе, выявлении объективных закономерностей, было управление и в Советском Союзе. Менеджмент, по нашему мнению, отличает наличие партнерских, “рыночных” отношений между объектом и субъектом управления, где каждая сторона на добровольной и взаимовыгодной основе строит совместную деятельность и имеет определенные права и обязанности друг перед другом. Объективно эти отношения более гуманны в том смысле, что требуют подхода к человеку как к личности, а не как к элементу, “винтику” организации. В целом такое было невозможным в прежних управленческих (административно-командных) системах, где царила личная, а иногда просто рабская, зависимость подчиненных от руководителей.
Первоначально, как известно, менеджмент возникает в сфере производства и коммерции. Однако сегодня новый тип управленческих отношений активно распространяется во всех сферах, в том числе в социальной, военной, педагогической, муниципальной, государственной и других.
Следовательно, современное государственное управление постепенно трансформируется как разновидность менеджмента, т.е. как государственный менеджмент. По существу это экстраполяция современного управления на сферу государственных отношений и связей.
Государственный менеджмент отличается от классической системы государственного управления:
а) новым типом, иными принципами управленческих отношений;
б) использованием современных технологий управления,
в) научностью, прагматизмом, учетом эффективности управления;
г) наличием профессионально подготовленного аппарата (кадров).
Специфика государственного менеджмента по отношению к общему менеджменту проявляется в наличии:
а) условий и содержания управленческой деятельности;
б) особых методов управления (принуждение);
в) целей государственного управления;
г) собственных критериев оценки эффективности.
В какой мере мы можем говорить о современном государственном управлении в России как о государственном менеджменте? Пока формируются только внешние формы и атрибуты менеджмента в государственном управлении: провозглашены новые принципы и подходы, идут попытки сформировать на их основе систему организационных институтов государственного менеджмента, введена новая учебная специальность “Государственное и муниципальное управление” и т.д. Однако нет главного: новой системы управленческих (менеджерских) отношений в государственном аппарате, ориентированной на реальную эффективность, на интересы человека, на внедрение новых приемов и технологий в государственном управлении. Преобразования эти уже давно назрели, но пока их по существу нет.
Вопросы и задания для проверки знаний:
1. Что такое менеджмент?
2. Какие культурно исторические модели менеджмента Вы знаете?
3. Укажите направления современного менеджмента.
4. Какие управленческие технологии Вы можете назвать? В чем специфика управленческих технологий?
5. Назовите основные тенденции развития управления в современном обществе.
6. Как соотносятся менеджмент и государственное управление в условиях рынка?
7. Чем менеджмент качественно отличается от предыдущих этапов социального управления?
8. В чем отличие государственного менеджмента от классической системы государственного управления?
9. В какой мере можно говорить о современном государственном управлении в России как о государственном менеджменте?
6.Цели государственного управления. Иерархия целей государственного управления
Цель – это описание желаемого результата. Любое социальное управление предполагает постановку определенных целей, т.е. целеполагание. Тем более это касается государственного управления, где сложный и многоуровневый тип управленческих действий предполагает четкую и хорошо структурированную систему целей.
По источнику возникновения и содержания, ниспадающей (от более к менее сложной и в то же время производной) и логической последовательности (когда предыдущая детерминирует последующую) основные виды целей государственного управления образуют следующую структуру:
-общественно-политические, охватывающие комплексное, целостное, сбалансированное и качественное развитие общества;
-социальные, отражающие влияние общественно-политических целей на социальную структуру общества, взаимоотношения ее элементов, состояние и уровень социальной жизни людей;
-духовные, связанные в одном аспекте с восприятием духовных (культурных) ценностей, которыми руководствуется общество, а в другом – с ведением духовного потенциала общества в реализацию общественно-политических и социальных целей;
-экономические, характеризующие и утверждающие систему экономических отношений, обеспечивающих материальную основу реализации общественно-политических и иных целей;
-производственные, состоящие в создании и поддержании активности тех управляемых объектов, которые соответствуют вышеназванным целям и способствуют их осуществлению;
-организационные, направленные на решение организационных проблем в субъекте и объектах государственного управления – построение соответствующих функциональных и организационных структур;
-деятельностно-праксеологические, предполагающие распределение и регулирование деятельности по конкретным структурам, служебным и рабочим местам;
-информационные, ведущие к обеспечению намеченных целей необходимой, достоверной и адекватной информацией;
-разъяснительные, требующие отработки знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей государственного управления.
“Древо” целей государственного управления:
а) стратегические цели, связанные с качеством общества, его сохранением или преобразованием;
б) стратегические цели развертываются в оперативные, фиксирующие в крупные блоки действий по достижению первых;
в) тактические, определяющие каждодневные и конкретные действия по достижению первых и вторых целей.
Важно не только уметь определить и систематизировать принципы и цели государственного управления в России. Необходимо продемонстрировать навыки их анализа и оценки. Общая структура анализа принципов и целей может быть построена следующим образом:
¨ характеристика содержания принципа или цели государственного управления;
¨ роль, значение его в функционировании и развитии современной России;
¨ степень, уровень его реализации в реальной практике государственного управления;
¨ анализ причин, не позволяющих в полной мере реализовать данный принцип, цель;
¨ определение основных путей, мер, направленных на устранение этих причин.
Вопросы и задания для проверки знаний:
1. Дайте общее определение цели, целеполагания.
2. Дайте определение целям государственного управления.
3. Как выглядит «древо» целей государственного управления?
4. Назовите основные виды целей государственного управления.
5. Дайте определение стратегической цели государственного управления.
6. Приведите примеры оперативных и тактических целей государственного управления.
7. Опишите структуру анализа принципов и целей государственного управления.
Контрольные тесты
1. Какие виды целей государственного управления являются детерминирующими для целей духовного вида:
1) социальные;
2) общественно-политические;
3) социальные и общественно-политические;
4) организационные.
2. С чем связаны стратегические цели государственного упраления:
1) с качественным состоянием общества, его сохранением или преобразованием;
2) с конкретными и каждодневными действиями по государственному управлению;
3) с комплексным развитием общества;
4) с решением организационных проблем в субъекте и объектах государственного управления.
3. Правильная логическая последовательность “дерева” целей государственного управления определяется как:
1) стратегические цели, тактические цели, оперативные цели;
2) оперативные цели, стратегические цели, тактические цели;
3) стратегические цели, оперативные цели, тактические цели;
4) стратегические цели, общественно-политические цели, оперативные цели.
4. Производными от экономических видов целей государственного управления являются следующие виды целей:
1) производственные цели;
2) общественно-политические цели;
3) духовные цели;
4) социальные цели.
5. Программа инновационного развития региона на долгосрочный период содержит в себе:
1) оперативные цели инновационного развития региона;
2) тактические цели инновационного развития региона;
3) стратегические цели инновационного развития региона;
4) краткосрочные цели инновационного развития региона.