Что из представленного ниже не относится к принципу экономической состоятельности местного самоуправления?
1) равноправие муниципальной собственности среди других форм собственности;
2) самостоятельное установление местных налогов и сборов;
3) соответствие материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его компетенции;
4) ответственность в системе местного самоуправления;
6. Конституция Республики Башкортостан: структура и основное содержание
В общепринятом смысле конституция представляет собой акт или совокупность актов, которые устанавливают основные принципы социально-экономического, политического и территориального устройства государства, порядок его отношений с институтами гражданского общества, основные права и свободы человека и гражданина и определяют систему органов государственной власти. Конституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Безусловно, наличие конституции есть признак государственности.
Каждому этапу развития государственности Башкортостана соответствует свое конституционное законодательство. Исходя из этого, можно выделить и рассмотреть следующие периоды развития конституционного законодательства: досоветский, советский, постсоветский.
Досоветский период характеризуется главным образом становлением конституционного законодательства Башкортостана. Он охватывает время с даты объявления автономии Башкортостана и до заключения Соглашения Башкирского правительства с Центральной Советской властью. К первым конституционным актам того периода следует отнести Фарман № 2 Башкирского областного шуро (совета) от 16 ноября 1917 г., который объявил башкирские территории Оренбургской, Пермской, Уфимской и Самарской губерний автономной частью Российской республики.
Конституционное значение имеет решение Всебашкирского учредительного курултая (съезда), который проходил 8−20декабря1920 г. в г. Оренбурге. Там было принято около десяти решений, резолюций и других документов, которые составили правовой фундамент создаваемой государственности под названием Башкурдистан.
Советский период развития конституционного законодательства в Башкортостане вбирает в себя временные рамки с марта 1919 г. по октябрь 1990 г.,т.е. с момента заключения Соглашения Рабоче-Крестьянского Правительства с Башкирским Правительством о Советской автономии Башкирии до принятия Декларации о государственном суверенитете Башкирской ССР. Конституционные акты с 1919 г. по 1925 г. – это прежде всего Соглашение о Советской автономии Башкирии. Конституция БАССР 1925 г. – характеризовались допущением некоторой самостоятельности в решении внутренних вопросов, а, следовательно, и в законодательстве, поисками правовых путей реализации автономии Башкирии.
Следующие Конституции Башкирской АССР были приняты в 1937 и 1978 гг. Хотя в этих Конституциях Башкирская АССР была признана социалистическим государством рабочих и крестьян, общенародным государством, широко и вполне в демократическом духе были продекларированы права и свободы гражданина, тем не менее, Башкирская АССР как государство и субъект федерации была лишена возможности издавать законы для реализации вышеуказанных институтов. Совершенно очевидно, что институты гражданского общества в то время не могли быть реализованы в законодательстве ни автономной, ни союзной республики, ни Союза ССР.
К постсоветскому конституционному законодательству Республики Башкортостан следует отнести Декларацию о государственном суверенитете Башкирской ССР, а также Конституцию Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. (вносились изменения в 2000, 2002, 2006 гг.), Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан» от 3 августа 1994 г.
Несомненными достоинствами Конституции Республики Башкортостан 1993 года стали:
− перевод на государственно-правовой уровень воли многонационального народа, выраженной на республиканском референдуме 25 апреля 1993 г.;
− создание в новых условиях предпосылок для эффективного функционирования всех органов государственной власти, их единства и взаимодействия, реализации принципов разделения властей и верховенства закона в решении любых вопросов;
− обеспечение международно признанных прав и свобод человека и гражданина, социальной защиты населения республики в условиях рыночной экономики;
− закрепление новых реальностей в экономической и социальной жизни, которые возникли в республике в связи с переходом к рыночным экономическим отношениям.
В условиях динамичного реформирования всех сфер общественной жизни, а также развития федерального законодательства ряд норм Конституции утратил свое значение. Таким образом, необходимость совершенствования положений Конституции была обусловлена серьезными переменами в социально-экономическом и общественно-политическом развитии республики.
В обновленной редакции Основного закона была обеспечена преемственность основополагающих идей. Как и прежде, признается, что республика обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения. Кроме того, закреплен приоритет прав и свобод человека. Наиболее значимым явилось то, что конституционные положения были выверены с федеральным законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права. Это обеспечивает и гарантирует стабильность и эффективность Конституции Республики Башкортостан и республиканской законодательной системы.
Обновленная и ныне действующая Конституция Республики Башкортостан состоит из двух разделов: первый раздел содержит главы (1−11), второй раздел определяет заключительные и переходные статьи. В Конституцию РБ входит также преамбула, которая провозглашается от имени многонационального народа Республики Башкортостан. В преамбуле наряду с провозглашением основных устремлений, нравственных идеалов народа подтверждается и закрепляется принцип построения взаимоотношений с Российской Федерацией на сложившейся веками договорной основе.
Основам конституционного строя Республики Башкортостан посвящена первая глава Конституции, где определен правовой статус республики, закреплены основные правовые институты государственной власти РБ.
Входя в общую конституционную систему Российской Федерации и являясь центральным элементом правовой системы Башкортостана, Конституция Республики Башкортостан призвана быть документом, дополнительно гарантирующим права и свободы человека и гражданина. Система специальных (юридических) гарантий прав и свобод человека и гражданина предусматривает закрепление в нормативных правовых актах не только самих прав и свобод, но также и механизма их обеспечения.
В Конституции Республики Башкортостан установлено, что в республике гарантируются права и свободы человека и гражданина. Кроме общих норм о гарантиях закрепление фактически каждого конкретного права и свободы сопровождается указанием на условия, способы их гарантий.
Общей постановкой вопроса о важности соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина Конституция Республики Башкортостан не ограничивается. Основной закон содержит специальную вторую главу «Права, свободы и обязанности человека и гражданина». Таким образом, Конституция определяет эти права и свободы. И, соответственно, республика самостоятельно регулирует права и свободы человека и гражданина. Поскольку Башкортостан – субъект Российской Федерации, постольку законодательство республики о правах и свободах человека и гражданина должно быть совмещено с соответствующим законодательством Российской Федерации.
Глава 4 «Административно-территориальное устройство и столица Республики Башкортостан» определяет и закрепляет вопросы территориальной организации РБ.
Следующие главы Конституции построены в соответствии с принципами разделения властей и отделения местного самоуправления от государственной власти. Они определяют фактически систему государственных и муниципальных органов, принципы их деятельности и полномочия общего характера, что закреплено в главах: «Законодательная власть», «Исполнительная власть», «Местные органы государственной власти Республики Башкортостан» (отменена 15 июня 2006 г.), «Судебная власть» и «Местное самоуправление».
Отдельные главы Конституции РБ посвящены вопросам бюджетного устройства и символики РБ и называются «Финансы и бюджет» и «Государственные символы Республики Башкортостан».
Первый раздел завершает глава, определяющая порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан.
Второй раздел составляют заключительные и переходные положения. В нем определяется порядок действия Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 г. «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» наряду с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан.
Таким образом, обновленная редакция Конституции Республики Башкортостан позволит республике гармонично развиваться в составе Российской Федерации, служить интересам многонационального народа Башкортостана и всей страны.
Вопросы и задания для проверки знаний:
1) Назовите этапы становления конституционного законодательства Башкортостана.
2) Каковы особенности советского периода развития конституционного законодательства в Башкортостане?
3) Раскройте особенности, роль и значение Конституции РБ.
4) Каким образом развивалась Конституция РБ? Чем это было вызвано?
5) Дайте характеристику обновленной редакции Конституции РБ.