И способ нормативного мышления 3 страница
В рамках судопроизводства происходит «извлечение» субъекта права из контекста реальной совокупности нерасчлененных социальных связей (датума социальной материи) для разрешения правового конфликта, здесь правовой аспект датума выдвигается на первый план. Реальные обстоятельства, в которых находится лицо, участвующее в деле, исследуются только с правовой стороны, а факты принимаются во внимание именно со стороны их юридического значения и последствий, т. е. анализируются в особом качестве юридических. Отсюда двойственность юридического факта, который является одновременно принадлежностью социальной материи нерасчлененных отношений между субъектами права, а также составляет предмет юридического анализа, абстрагированного от этих реальных отношений.
СэнтзянаДж. Скептицизм и животная вера. СПб., 2001. С. 76, 77.
452____________________________________________________ Глава 4
Подобная номинализация в виде предметного факта судебного анализа имеет в данном случае юридическое значение постольку, поскольку с ним связывается импульс в правовом состоянии определенного положения дел в отношениях между людьми. Этот факт возник естественным путем, был порожден действием либо неопределенность в праве как юридический факт образовалась в рез\ льтате нарушения обязанности. Утрата должного правового качества или переход к новому правовому качеству, которое уже потеряло черты устойчивого положения дел в отношениях между людьми, обращение за судебной защитой являются следствием того, что приемлемый способ разрешения этих и других возможных типов проблема-тизации в праве отсутствует в системе нравственной регуляции и не может быть установлен и определен волей участников социального конфликта или субъектов правопритязания с помощью или посредством ее ресурсов и морального законодательства. Именно в этом случае адекватным и универсально приемлемым способом разрешения неопределенности в праве в смысле всеобщей абстракции, основанной на понятии социального порядка, может считаться публичный, или внешне оценивающий, предписывающий и обязывающий способ рассуждения, основанный на Базисном Слове в виде действующего юридического законодательства.
Вместе с тем, необходимо отметить общую онтологически лингвистическую ситуацию, своеобразие которой состоит в том, что рождение упомянутого юридического факта состоялось в отсутствие Рассуждающего Субъекта, под которым следует в нашем случае понимать такую инстанцию, как суд В связи с этим ситуация судебного познания и восприятия процесса доказывания не может пониматься как ситуация объектного восприятия в ранее охарактеризованном Б. Расселом логике — аналитическом смысле
В логике дистанцированного публично рассуждающего субъекта каковым является судебная инстанция, социальная реальность делится на два взаимодействующих компонента -— события и факты.
По утверждению известного лингвиста Н. Д. Арутюновой, рассуждение относительно событийной сферы существования «объединяет все то, что составляет среду погружения человека в мир». а рассуждение относительно фактов представляет собой то. «что есть результат погружения мира в сознание человека. Для человека
Юридическая эпистемология и юридическое мышление453
жизнь складывается из событий, но ее анкетное представление пре-врашает события в факты».12
Различие между событием и фактом играет фундаментальную роль в публичном судоговорении, расслоение на факт и право в контексте юридического анализа отношений между людьми представляет собой феномен логико-методологического свойства для судебного разбирательства и составляет принадлежность юридического знания в целом
Факт в его юридическом качестве не является тождественным действительности, он есть результат ее представленности в общем течении социальных и природных процессов. Как констатация определенного положения дел, он составляет одновременно принадлежность жизненных обстоятельств и сознания субъекта права, его точку зрения на это течение дел. Эта точка зрения может не отвечать требованиям максимальной объективности, незаинтересованности при проведении операции по фокусированию факта социальной действительности в номинацию юридического факта. В связи с этим субъективно предъявленный на всеобщее обозрение факт должен пройти своеобразную процедуру юридической верификации Удостоверение в наличии или отсутствии юридически значимого факта и составляет один из креативных, т. е. конструктивно созидательных, моментов в процессе осуществления правосудия
Локализация юридически значимого факта может быть скрыта как в ткани объективности события, так и в интеллектуальной версии заинтересованного субъекта права, стремящегося придать юридическое значение тому или иному моменту течения дел в его собственной жизни.
В юриспруденции и сфере доказательственного права говорят об общеизвестных фактах, где событийная и фактуальная связь текущего положения дел совпадают. Однако общим правилом следует все-таки признать то обстоятельство, что между событием, фактом и наличной действительностью не существует тождества с позиций истинности и значимости. Что касается юриспруденции, то семантика, т. е. смысл, значение, факта здесь выражается в двух модификациях. Во-первых, это значение юридического факта как такого ком-
с юз |
12 АрутюноваН Д. Типы языковых значений Оценка Событие Факт М.1988.
454____________________________________________________ Глава 4
понента действительности, который не всегда приобретает признаки события, поскольку зачастую не содержит в себе характеристик кардинального разрыва в обычном, плавном течении дел и не является репрезентацией (представленностью) новизны, необычности, экстраординарности, свойственных событию, значимость которого выходит за пределы ординарного повседневного явления. Событие несет на себе печать и наделено признаками публичности, распространяя свое воздействие и влияние за пределы обыденного и повседневного, втягивает в свою орбиту существование индивида, его окружение, а в уникальном исторически значимом проявлении захватывает в свою локализацию и все общество.
В отличие от такой экспозиции стандартная локализация юридического факта — это моменты в реализации субъективного права, где находит свое выражение и реализацию право и дееспособность лиц. Динамика реализации права происходит в рамках индивидуального, общественно-публичного существования и связана с временем и историей. В этой связи юридические факты вплетены в биографический и исторический контексты, где совмещаются и существуют в нерасчлененном процессуальном виде как феномены безразличной для права социальной, и собственно юридической фактологии.
Среди всего многообразия социального датума в первую очередь можно выделить изначально данное, то, что обусловлено рождением, появлением, естественным возникновением и получением места в материи социальных отношений, т. е. то, что присуще субъектам права — физическим и юридическим лицам (например, рождение ребенка, смерть человека, утрату трудоспособности вследствие достижения определенного возраста, регистрацию брака и т д.). Можно охарактеризовать подобную юридическую фактографию как определенную генерацию, внутри которой содержится источник индивидуального правообразования в жизни и существовании субъектов права. Подобная фактография имеет органическое происхождение, несет в себе сообразный природе человека генеалогический характер, представляет собой самопорождение (автохтонность) факта в контексте жизни индивида и приобретает юридическое значение в силу естественных причин.
Нередко такую фактографию связывают с феноменологией событий и состояний, но в такой номинализации юридического факта
Юридическая эпистемология и юридическое мышление 455
происходит отождествление того, что внутренне присуще субъекту права с тем, что свойственно внешней действительности. Происходит это, потому, что явлениям биографического плана пытаются придать публичный, общественный смысл, устанавливая знак равенства между ними и общим положением дел, имея при этом в виду социальную действительность и состояние дел в обществе в целом. Как правило, такие характеристики включаются в юридическое понятие статуса или положения лица, которое может сохраняться во многих случаях неопределенный период времени (состояние в зарегистрированном браке, исполнение обязанностей по занимаемой должности, инвалидность 2-й группы и т. д.).
От этого вида юридической фактографии, на наш взгляд, следует отличать другую генерацию юридических фактов, которые создаются самими субъектами права в сфере договорных отношений, где эти факты устанавливаются, изменяются и прекращаются по воле участников этих отношений. Такая юридическая фактография относится к сфере рационального правосозидания со стороны субъектов права. Однако все многообразие юридических фактов связано с феноменом универсальной правовой креативности законодателя, когда порождающая сила юридического факта изначально определена дофактологической властью предсуществования и нормативного присутствия законодательства и конкретной юридической нормы.
Необходимо отметить, что само существование юридической фактографии возможно в условиях и в присутствии системной логики права и действующего законодательства. Характерным качеством современной цивилизации является то, что законодательство выполняет функцию базисного основания для суждения о праве и неправе и в этом отношении нормативная логика в типологии юридических фактов возможна в условиях социально-технологического присутствия права как регулятора общественных отношений. Важно, чтобы такое общество обладало соответствующими нормативно-регулятивными ресурсами в виде всеобще значимых правовых устоев, т. е. имело в себе потенциал применения юридической ответственности за нарушение установленной нормы поведения.
В параметрах измерения поведения субъекта права при применении юридической ответственности юридическая фактография представлена уже в другой модификации— в модификации юридических фактов, возникновение которых обусловлено совершением
456 Глава 4
правонарушения. В этом отношении действие субъектов права связано с двумя типами поведения — неисполнением обязанности и нарушением чужого права. Эта генерация юридических фактов пребывает в таком их качественном состоянии, где их генезис или порождение связаны с разрушительным фактором в поведении субъектов права и причинением вреда. Верификация юридических фактов в сфере применения юридической ответственности осуществляется через установление фактических обстоятельств конфликта в праве. Здесь юридический факт является схемообразующим динамическим моментом в определении прав и обязанностей субъектов права (такую ситуацию с точки зрения правосудия можно квалифицировать как субъектное правоустановление или установление принадлежности того или иного права лицу или отсутствия у него конкретного права). Подобная ситуация возникает когда налицо неопределенность в праве, либо имеет место совершение правонарушения, последствия которого на виду у всех. Видовые формы установления юридического факта воспроизводятся и удостоверяются через судебную процедуру в единстве процессов верификации (подтверждения) и фальсификации (опровержения). Эти процессы осуществляются как доказывание истин факта и права.
Доказывание является условием для установления и определения юридически значимых обстоятельств по делу со стороны суда. Если в сфере законопослушного поведения и индивидуального осуществления прав можно говорить об юридической фактографии порождающего и креативного (творящего, конструктивно созидательного свойства), то в области процессуального права и судопроизводства необходимо уже указывать на юридически значимые обстоятельства, наличие причинно-следственных связей, детерминацию поведения, мотивы поведения и вину. В рамках публичного правосудия происходит доказательное воспроизводство наличия или отсутствия правообразующеи (гражданское судопроизводство) или правоотрицающей (уголовное судопроизводство) генераций юридических фактов. В одном случае это происходит через процесс исследования жизненных обстоятельств, связанных с созидательно направленным осуществлением гражданских прав, в другом — через исследование акта преступной воли, т. е. разрушительной активности. Преступная воля в этом акте изначально отрицает позитивный
Юридическая эпистемология июридическое мышление457
способ осуществления прав, который составляет необходимую принадлежность гражданского общества.
Нужно отметить, что проведенная градация фактографии в юриспруденции в целом подтверждает выводы некоторых исследователей о том. что факты нельзя относить к сфере предметной вещной действительности. Они представляют собой результат использования нормативной схемы восприятия действительности. В общем неюридическом смысле факты — это результат мыслительного отражения действительности, которое обусловлено потребностью человеческого сознания ее осмыслить или придать ей определенную значимость.
Можно сказать, что фактуализация процессов действительности есть не что иное, как способ ее исчисления с помощью именования через отдельные локальные образования внутри нее, которые возникают в силу определенных социальных причин. Через это размещающее установление явлений действительности и применение такой интеллектуальной операции, как «размыкание» непрерывного течения бытия, и находится место каждой вещи и явлению как фактам, происходит постижение смысла происходящего в параметрах последовательности, причинности, обусловленности одного явления друтим, следования их во времени и т. д. Иными словами, через активность «размыкания» как рациональной «разметки» бытия происходит его осмысление и приобретается знание о сущем, достигаются относительная полнота и всеобъемлемость в понимании окружающей действительности, максимально возможная степень власти над обстоятельствами, способность владеть ими или влиять на них через познание закономерного, неизбежного и истинного.
Фактуализацию действительности как способ ее репрезентации и описания через указание на факт следует отнести к сфере восприятия человеком окружающей действительности, а не к процессам самой этой действительности, которые могут происходить независимо и без участия человека в них. «Ключ к пониманию ''факта" следует искать не в независимой от языка действительности, не в положениях дел или событиях, а в суждении о действительности. Имя факт постоянно взаимодействует в тексте с предложениями и их неполными номинализациями, и этот контакт не безразличен для семантики "факта". И хотя конструкция тот факт, что.., как справедливо заметил Дж. Остин, дает возможность нерасчлененно гово-
458____________________________________________________ Глава 4
рить о мире и о наших знаниях о мире, лидирует в этом комплексе концепт истинности суждения (знания), а не "неприкасаемый7' мир, действительность "как она есть". Факт (его значение) есть способ анализа действительности, имеющего своей целью выделение в них таких сторон, которые релевантны с точки зрения семантики текста. Факт не может быть уподоблен ни единицам административного деления пространств, ни единицам календарного членения временного потока, ни естественным реалиям природного мира... Факт соотносителен с простой, конкретной и истинной пропозицией (утверждением), отвлеченной от субъектного модуса и всех тех элементов и коннотаций, которые вводятся им в высказывание. Факт наследует от пропозиции следующие признаки: 1) значение истинности как конститутивный компонент семантической структуры; 2) отрицание; 3) структурированность, связку, субъектно-преди-катные отношения; 4) ограниченность определенными рамками; 5) недескриптивность (отсутствие описательности); 6) концептуализацию действительности: факты, как и соответствующие им утверждения, не бывают глобальными; 7) принцип счета».
В этой связи перед нами возникает еще одно существенное обстоятельство, которое указывает на радикальное несоответствие между научным и судебным познанием. Это понятие доказательства. Если мы обратимся к формально-логическому представлению о сущности доказательства, то обнаружим, что оно «определяется как процедура обоснования истинности некоторого утверждения путем приведения тех истинных утверждений, из которых оно логически следует. В доказательстве различают тезис — утверждение, которое надо доказать, и основание, или аргументы, — те утверждения, с помощью которых обосновывается тезис. Понятие доказательства всегда предполагает указание посылок, на которые опирается тезис, и тех логических правил, по которым осуществляются преобразования утверждений в ходе доказательства. Доказательство представляет собой определенного рода умозаключение или цепочку умозаключений. Поэтому все, что в логике говорится об умозаключениях, их строении, требованиях к ним и т. д., имеет прямое отношение к доказательству. Определение доказательства включает два цен-
АрутюноваН. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. С. 157, 162, 163.
Юридическая эпистемология и юридическое мышление_____________ 459
тральных понятия логики: понятие истины и понятие логического следования. Оба эти понятия не являются в достаточной мере ясными, и, значит, определяемое через них понятие доказательства также не может быть отнесено к ясным. В стандартном определении доказательства используется понятие истины. Доказать некоторый тезис — значит логически вывести его из других, являющихся истинными положений. Но есть утверждения, не связанные с истиной. Очевидно также, что, оперируя ими, можно и нужно быть и логичным, и доказательным».14
Формально-логическая характеристика доказательства может указать лишь на технологию доказывания в сфере использования готовых пропозиций, под которыми следует понимать утверждения о процессах реальной действительности. В этом отношении источник проблемы доказательства следует искать в первичной основе пропозиций, связанной с условиями восприятия и осмысления названных процессов. Новоевропейская философская традиция квалифицирует такой вид проблематизации как проблему соотношения между аналитическими суждениями, которые воспроизводятся через непосредственное восприятие действительности, и воссозданием системы связного знания через формулирование синтетических суждений. Причем проблема обозначается в постановке вопроса о возможности синтетических суждений априори, поскольку наличный аналитический материал в его необозримом количественном многообразии не обладает внутренне присущим ему потенциалом для автоматического приращения знания и не предоставляет за счет чисто эмпирических ресурсов индукции прогрессирующее движение смысла текущих процессов действительности и значимости каждой его частной сингулярной единицы.
Это значит, что системообразующий потенциал знания и схематизм его выражения базируются на фундаментальной основе, которая существует еще до опыта. Такое первичное представление относительно возможности синтетического суждения априори является следствием одностороннего рационализма, поскольку черпает ресурсы для логики обоснования и доказывания из понятий чувственности и разума, которые соответственно такой точки зрения обладают внутренне присущими им ресурсами для воссоздания условий
ИвинА. А. Логика. М., 2001. С. 214, 215.
460____________________________________________________ Глава 4
продуцирования знания, скажем, в виде априорных форм чувственности или интеллектуальной интуиции.
Когнитивные ресурсы логики доказывания при осуществлении правосудия существенным образом отличаются от схематизма простого формально-логического вывода. Последний в данном случае имеет место в системной связи с феноменологией восприятия процесса доказывания в суде, поэтому логика судебного познания имеет свою собственную сущность и не огранивается задачами строгой силлогистики, имеющей дело с совокупностью готовых суждений относительно действительности. Репрезентация наличного правового смысла в отношениях между людьми при судебном разбирательстве дел происходит путем реальной демонстрации этого смысла, его показа через различного рода свидетельства относительно качества, специфики и характера этих отношений. Эти свидетельства и представляют собой совокупность средств доказывания. Средства доказывания, с точки зрения их годности и приемлемости и по своему конструктивному и позитивному качеству для целей правосудия делятся на дозволенные и законные.
Это их назначение раскрывается, например, в ст. 45 Конституции РФ и гл. 6 ГПК РФ. Отсюда следует, что в естественную логику формально-логического доказательства вторгается схематизм публично-нормативного свойства, базирующийся на созидательном потенциале юридической нормы. Это значит, что логическое качество доказательства в юриспруденции наделяется особым регулятивным или нормирующим смыслом. Не всякое убеждающее свидетельство или логический аргумент мог\т приняты судом в качестве тех, которые могут относиться и быть допущены как имеющие юридическую значимость, обладающие необходимым качеством для правильного разрешения дела.
Таким образом, логику доказывания при отправлении правосудия следует относить к публичному способу удостоверения правового качества социальной действительности, где когнитивный потенциал установления истинности правопритязания на судебную защиту имеет многослойный характер. Это не тип непосредственного «объектного» познания, свойственного индивидуальному восприятию предметного мира, и не естественнонаучное познание, ориентированное на поиск неизвестного в закономерностях этого мира, когда используются такие инструменты познания, как гипотеза, экс-
Юридическая эпистемологияи юридическое мышление 461
перимент, моделирование, индукция, ресурсы наличного научного знания в его системном и регулятивном качестве. Здесь познание смещается в сторону ценностного восприятия социальной действительности, сохраняя при этом потенциал и схематизм традиционной гносеологии. Стандарт теории познания выполняет здесь функцию первичного постижения социальных процессов на уровне «эстетики» незаинтересованного объективного восприятия. Формальная логика вывода присутствует в таком интеллектуальном процессе как естественный момент рассуждения и служит условием для принятия решения. Однако формально-логическое следование подчинено в данном случае нормативном}' схематизму и регулятивному воздействию в исследовании и оценке действительности. Этот схематизм задан юридической нормой и назначением публичного правосудия в обществе.
С точки зрения принципов современного правового государства, этики прав и свобод человека и гражданина, такое положение дел означает, что когнитивный потенциал логики судебного разбирательства расположен в сфере антропологии и ценностного подхода к действительности. В связи с этим компонент дескрипции или описания, который внутренне присущ чистой познавательной деятельности, ориентированной на получение знания, включается здесь в динамику нормативно-ценностной логики юридической регистрации правового качества отношений между людьми, когда реализуется право на судебную защиту и используется механизм правового регулирования.
Логика убеждения в истинности того или иного высказывания о действительности, удостоверение в очевидности наличия или отсутствия факта и права корректируются в данном случае посредством таких нормативно-регулятивных схем, как правильное определение юридически значимых обстоятельств при осуществлении разбирательства дел, законность и обоснованность решения по делу (п. 1 ст. 362 ГПК РФ, ч. 2 ст. 56 ГПК РФР, ст. 195. 196. 198 ГПК РФ).
Если исходить из того, что юридический закон согласно самой идее правового государства содержит в себе правовое качество и соответствующий регулятивный потенциал, то вопрос о законности и обоснованности судебного акта начинает приобретать синтетическое логическое качество. Обоснование судебного решения с помощью правильной оценки представленных доказательств и соответст-
_462_____________________________________________________ Глава 4
вне его требованиям действующего законодательства составляют единое целое. В этой связи задачей судопроизводства является максимальное обеспечение активного представления доказательств со стороны лиц, участвующих в деле, создание условий для оптимальной доступности их исследования, когда достижение в каждом конкретном случае убеждающей очевидности относительно юридического факта и права становится повседневной реальностью судебного разбирательства.
Существуют ли какие-либо препятствия в обеспечении этой доступности?
Придание принципу состязательности фундаментального характера создает необходимость своеобразной «переоценки ценностей» в модели современного отечественного правосудия и позволяет включить судоговорение с точки зрения его социальной характеристики в коммуникативное пространство общества с его языковыми и идейными особенностями, извечным своеобразием человеческой природы. Процесс доказывания в связи с этим может быть сопряжен со стремлением одной из сторон, исказить действительность в угоду своим интересам в деле или сознательно говорить неправду, используя ложь при осуществлении права на судебную защиту.
А. Г. Коваленко, давая характеристику этого обстоятельства как фактора, влияющего на предмет доказывания, и по существ}-, причисляя суд к органу по выявлению и устранению лжи при разбирательстве гражданских дел, указывает, что «судебное разбирательство сопряжено с такой фазой развития правоотношений между соответствующими субъектами (сторонами), когда пределы регулятивных отношений оказываются исчерпанными и возникает необходимость охранительного регулирования, неудивительно, что конфликтующие (конфронтирующие) стороны прибегают к использованию всех и всяческих способов, призванных доказать (или способствовать этому) правообоснованность своей позиции в деле. Одним из таких приемов является использование лжи. Ложь (эквивалентные ей действия) является фактором, объективно подрывающим правовую стабильность, не отвечающим принципам разумности и справедливости, посягающим на принципы морали и нравственные устои общества, Сами по себе ложные доказательства (в случае их раскрытия) связаны с фактами, имеющими доказательственное значение, а в иных случаях являются и прямыми доказательствами (до-
Юридическая эпистемология и юридическое мышление 463
казательство от противного). Однако ложь как процессуальное средство борьбы с контрстороной очевидно посягает на фундаментальные основы правосудия, нарушая, с одной стороны, принцип равноправия сторон, а с другой — заставляя суд ( а не только противоположную сторону) разбираться в ситуации, не отвечающей объективному положению вещей. Как следствие, нарушаются принципы рациональности судопроизводственной деятельности и процессуальной экономии».15
Не касаясь по существу проблемы истины и лжи, лжи и правды, истины и правды, отметим, что она носит метаюридический характер, глубинная основа перечисленных оппозиций имеет религиозный источник. Вряд ли можно потребовать вообще от конкретного индивида утверждать истину об окружающем его мире, не будучи уверенным в том, что он ею действительно обладает. Следовательно, логическая оппозиция истины и лжи в контексте оценки истинности или ложности суждения в процедуре доказывания правоты в споре имеет опять же ценностный смысл и трансформирована в обязанность говорить правду о фактическом состоянии дел и его существе при осуществлении правосудия. Правдивые объяснения сторон и показания свидетелей являются, как правильно отмечено в рассуждениях А. Г. Коваленко, важным процессуальным условием для установления истины по делу. При этом под истиной по делу следует понимать правильное установление юридически значимых обстоятельств по делу на основе имеющихся по нему доказательств, т. е. определение фактического состава и характера спорных правоотношений, что позволит сделать вывод относительно правомерности обращения за судебной защитой или, наоборот, необоснованности такого обращения. При этом обоснованность иска создает условия для публичного способа правоприменения и вынесения решения по делу, которым устанавливаются параметры юридической ответственности, предусмотренные юридической нормой для данного конкретного случая.
Могут возникнуть ситуации, когда одна из сторон создает видимость обоснованности иска путем иллюзорной несоответствующей действительности или не имеющей правового значения доказа-
Ковэленко А. Г. Институт доказывания в гражданском и арбитражном судопроизводстве. М.,2002. С. 163, 164, 190, 199.
464 Глава 4
тельной аргументации. Такое состояние доказывания видимой принадлежности права лицу в суде можно квалифицировать как использование процессуально-правовых средств в целях утверждения того, что Г. В. Ф. Гегель называл неправо. В русском переводе «Философии права» Б. Столпнера 1934 г этот термин прямо трансформирован в слово «неправда».
В этом отношении можно выявить крайнюю неустойчивость во взаимосмене правового и неправового, которому во в неюридической сфере общественной жизни соответствует взаимосмена правды и лжи. При этом бытование и местопребывание правдивого и лживого прежде всего связывается с областью социальной коммуникации или пространством языкового общения (обман, введение в заблуждение, мошенничество как виды злоупотребления доверием, недобросовестное использование открытости, непосредственности другого человека, отсутствие бдительной, осмотрительной и рачительной заботы человека о самом себе в том окружении, в котором он находится).