Тема 4.3 Социальные нормы и конфликты.

Тема 4.2 Социальная мобильность.

Основные понятия и термины по теме: социальная мобильность, горизонтальная мобильность, вертикальная мобильность, каналы мобильности.

План изучения темы:

1. Социальная мобильность и ее виды.

2. Каналы мобильности.

Социальное перемещение (социальная мобильность) воз­можно как по вертикали, так и по горизонтали.

Социальная мобильность — это изменение места, занимаемого челове­ком или группой людей в социальной структуре.

Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различаютвосходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) инисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильностьгеографическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается вмиграцию.

Существуют следующиевиды миграции по:

· характеру — трудовая и по политическим мотивам:

· продолжительности — временная (сезонная) и постоянная;

· территории — внутренняя и международная:

· статусу — легальная и нелегальная.

Повидам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную.Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями.Внутрипоколенная мобильность связана ссоциальной карьерой,, означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяютдве формы мобильности: групповую и индивидуальную.Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п.Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами, вто время как групповая — с предписанными, аскриптивными.

Каналами социальной мобильности могут выступать:школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Эти социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой. Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного«социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность. Причем в условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), где решающим фактором экономического и социального развития становятся научные знания и информация, роль образования существенно возрастает.

Социальная мобильность может осуществляться как сти­хийно, так и регулироваться государством. Социальное пе­ремещение приводит к появлению промежуточных, погра­ничных слоев, которые называются маргинальными.

В то же время следует отметить, что процессы социальной мобильности могут сопровождаться маргинализацией и люмпенизацией общества. Подмаргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта.Маргинал (от лат. marginalis - находящийся на краю) при переходе из одной социальной группы в другую сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные). В целом маргиналы как бы утрачивают свою социальную идентичность и потому испытывают большое психологическое напряжение.Люмпен (от нем.Lumpen - лохмотья), пытаясь в процессе социальной мобильности перейти из старой группы в новую, оказывается вообще вне группы, разрывает социальные связи и со временем теряет основные человеческие качества — способность к труду и потребность в нем (нищие, бомжи, деклассированные элементы). Следует отметить, что в настоящее время процессы маргинализации и люмпенизации получили заметное распространение в российском обществе, а это может привести к его дестабилизации.

Маргиналы утрачивают свой прежний социальный ста­тус, не могут адаптироваться к новой социальной среде. Они обладают устойчивой системой ценностей, которая не под­дается вытеснению нормами и правилами новой социальной среды. Поведение маргиналов отличается крайностями: аг­рессией либо полной апатией, непредсказуемостью.

«Социальными лифтами», с помощью которых осуще­ствляется перемещение, в первую очередь являются армия, церковь, школа. К дополнительным «социальным лифтам» относятся средства массовой информации, партийная и об­щественная деятельность, накопление богатства, брак с пред­ставителями высшего класса. В любом обществе наличествуют определенные предпосылки, позволяющие осуществлять быстрое перемещение из одного слоя населения в другой. В идеале это движение направлено вверх. Хотя бывают случаи внезапного перемещения на более низкую ступень. Это и есть социальный лифт. Определение данному понятию было дано Питиримом Сорокиным. Этот русско-американский социолог еще в начале двадцатого века провел анализ движения различных по своему статусу социальных групп.( - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/177559/sotsialnyiy-lift---eto-sotsialnyie-liftyi-v-sovremennom-obschestve)

1. Что называется социальной мобильностью, назовите ее виды.

2. Чем опасна маргинализация общества, в какие периоды жизни страны она усиливается?

Тема 4.3 Социальные нормы и конфликты.

Основные понятия и термины по теме: социальная норма, девиантное поведение, социальный конфликт, конформизм.

План изучения темы:

1. Социальная норма: понятие, типология, функции.

2. Девиантное поведение.

3. Социальный конфликт: понятие, причины возникновения и пути разрешения.

Правовые нормы: Они закрепляются в законах, издаваемых государством, четко описывающих границы поведения и наказания за нарушение закона. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства.

Моральные нормы: Мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо – плохо, благородно – подло, справедливо – несправедливо). Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение.

Эстетические нормы: Они закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту. Они проявляются в суждениях о том, например, что человек «прожил жизнь красиво», что такой – то «ведет себя безобразно». Негативные оценки в этом случае сочетаются с моральным порицанием.

Политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью; между социальными группами, государствами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.

Религиозные нормы: По содержанию многие из них выступают как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи – отступление от этих норм.

Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека, общество, называется отклоняющимся (девиантным)поведением.

Отклоняющееся (девиантное) поведение – это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившихся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.

Виды:

1. Негативные отклонения от социальных норм на уровне личности проявляются, прежде всего, в преступлениях и иных правонарушениях, в аморальных поступках.

2. Позитивные отклонения могут иметь полезные для общества следствия. Бывают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека: чудачества, эксцентричность.

Причины отклоняющегося поведения:

1. Биологическое объяснение отклонений: наличие у некоторых людей прирожденной предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом.

2. Психологическое объяснение отклонений:большую роль играют ценностно-нормативные представления личности, понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное – общая направленность интересов личности.

3. Социальное объяснение отклонений: зависимость отклоняющегося поведения от кризисных явлений в общественном развитии. Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в условиях дезорганизации социальной жизни, жизненный опыт человека перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.

Негативное отклоняющееся поведение

Преступление - это посягающее на правопорядок общественно – опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом.

Особенность преступности:Наличие определенного контингента лиц – преступников, для части которых преступная деятельность стала профессиональной.

Алкоголизм и наркомания – виды отклоняющегося поведения, в определенной мере связанные с преступностью.

Алкоголизм – это хроническое заболевание, развивающееся в результате систематического употребления спиртных напитков.

Последствия пьянства и алкоголизма:

Для пьющего: утрата самоконтроля; агрессивность; несчастные случаи; наступление административной ответственности за пребывание в нетрезвом виде в общественных местах; отравление алкоголем; тяжелые заболевания внутренних органов; потеря трудоспособности, в дальнейшем – ранняя смерть или самоубийство;

Для семьи: конфликты в семье, невыполнение супружеских, отцовских и материнских обязанностей; потеря уважения; материальные трудности; внутриутробное поражение плода; неправильное воспитание детей;

Для общества: нарушение общественного порядка; дорожно-транспортные происшествия; несчастные случаи; снижение производительности труда и прогулы; экономический ущерб, связанный с выпуском бракованной продукции, авариями, расходами на лечение, охрану правопорядка.

Наркомания - употребление наркотиков без рекомендации врача.

Медицина рассматривает наркоманию как болезнь, которая характеризуется неодолимым влечением к наркотическим средствам, потребностью в увеличении принимаемых доз, мучительным состоянием в случае лишения наркотиков. Следствием наркомании является разрушение физического и психологического здоровья, деградации личности.

В распространении наркомании играют роль поиск возможностей самоутверждения, давление группы, социально-психологическое заражение.

Борьба с наркоманией включает в себя медицинскую помощь больным, разъяснение последствий наркомании, правовые меры, направленные на пресечение наркобизнеса.

1. Что такое девиантное поведение? Может ли девиантное поведение быть позитивным? Приведите примеры из жизни.

2. В чем состоят причины негативного девиантного поведения? Какая точка зрения вам кажется более правильной? Почему?

3. Чем опасна преступность для общества? Какими государственными мерами можно с вашей точки зрения снизить преступность?

4. Напишите дома сочинение на одну из предложенных тем:

    • «Алкоголизм - причины и последствия для личности, семьи и общества»,
    • «Наркомания – причины и последствия для личности, семьи и общества».
    • «Преступность- причины и последствия для личности, семьи и общества».
    • «Игровая зависимость - причины и последствия для личности, семьи и общества».

Наши рекомендации