Изменения в судебной системе, МВД, армии, органах государственной безопасности
Реформирование судебной системы включало в себя следующие направления:
- либерализация законодательства (упразднение понятия «враг народа»,
смягчение наказаний, сокращение сферы применения смертной казни,
признание принципа гласности судебного разбирательства);
- укрепление автономии судов от администрации (увеличение срока полномочий судей, ликвидация управлений юстиции при областных Советах);
- децентрализация (образование президиумов в составе республиканских и областных судов с правом пересмотра приговоров, расширение надзорных прав республиканских судов);
- упразднение системы чрезвычайных судебных органов (особых совещаний), сокращение сети специальных судов;
- расширение контрольных функций прокуратуры;
В 1954 г. органы госбезопасности были выведены из системы МВД, а Главное управление лагерей (ГУЛАГ) из Министерства юстиции СССР возвращено в состав МВД СССР. В связи с реализацией курса на расширение прав союзных республик в 1955 г. восстановлено Министерство внутренних дел РСФСР, которое отсутствовало в системе центральных республиканских органов с 1930 г.
В соответствии с марксистской концепцией постепенной передачи государственных функций общественному самоуправлению партийно-государственное руководство СССР инициировало создание широкой сети добровольных народных дружин (ДНД) по охране общественного порядка. В 1960 г. было расформировано Министерство внутренних дел СССР: его функции были переданы республиканским органам, вскоре переименованным в министерства охраны общественного порядка (МООП).
Развитие Вооруженных Сил характеризовалось появлением стратегического оружия, обеспечивающего основы внешнеполитического паритета с США. Это была триада стратегического оружия - межконтинентальные ракеты, ядерные и водородные боеголовки и атомные подводные лодки. Решением Верховного Совета СССР в 1960 г. создан новый вид Вооруженных Сил – Ракетные войска стратегического назначения.
Одновременно с этим происходило радикальное сокращение армии. В 1955-1958 гг. из армии были вынуждены уйти 2 млн 140 тыс. военнослужащих. Процессы сокращения воинского состава больно ударили по офицерскому корпусу, были расформированы многие военно-учебные заведения, органы управления.
Вместо Министерства государственной безопасности в марте 1954 г. образован Комитет государственной безопасности при Совете министров СССР. Ряд функций прежнего МВД были переданы в систему КГБ. Формально Комитет подчинялся правительству, фактически его деятельность контролировалась партийным аппаратом.
16. 5. Реформы в социальной сфере, образовании, культуре
Вторая половина 50-х – начало 60-х гг. отмечены преобразованиями в социальной сфере, которые существенно улучшили материальное трудящихся города и деревни.
В 1956 г. был отменен «драконовский» закон 1940 г., вводивший уголовные наказания за нарушение трудовой дисциплины. Установлена минимальная оплата труда (с уровня 30 руб. к середине 60-х гг. она поднялась до 60 руб.). Постепенно росла и среднемесячная заработная плата: с 78 руб. в 1958 г. до 95 руб. в 1965 г. Сокращена на 2 часа продолжительность рабочей недели (с 48 до 46 часов), введены два выходных дня, увеличены отпуска.
Проведена пенсионная реформа для рабочих и служащих: по новому закону мужчины могли уходить на пенсию с 60 лет при трудовом стаже 25 лет, женщины – с 55 лет при стаже 20 лет. Размер пенсий был увеличен, хотя и оставался небольшим – от 30 до 120 руб. (в ценах 1961 г.). Впервые право на пенсию получили колхозники: мужчины с 65 лет, женщины – с 60 лет. Началась выдача паспортов колхозникам, то есть они стали полноправными гражданами страны.
С середины 50-х гг. началось масштабное жилищное строительство. Чтобы быстрее решить жилищную проблему, возводились дешевые пятиэтажные панельные дома – «хрущевки». В 1956 – 1960 гг. в новые дома переселились 54 млн человек, но полностью ликвидировать очереди на жилье не удалось. В 1958 г. была отменена добровольно-принудительная подписка граждан на облигации государственного займа и одновременно на 20 лет приостановлены выплаты по ним.
В том же году снижены ставки налога на малоимущих и отменены налоги на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Был разработан план поэтапного снижения налогов с рабочих и служащих с перспективой их полной отмены в 1965 г. С 1956 г. отменяется плата за обучение в старших классах и вузах.
Таким образом, в социальной сфере было сделано немало. Но в первой половине 60-х гг. ситуация начала меняться. Трудности в экономике не могли не отразиться на материальном положении народных масс. Следствием отставания роста производительности труда от плановых заданий было снижение тарифных расценок в промышленности. Пытаясь преодолеть негативные тенденции в экономике, правительство фактически заморозило заработную плату. Обострение продовольственной проблемы привело к повышению в 1962 г. розничных цен на мясо (30 %) и масло (25 %). Недовольство населения в ряде случаев приняло форму открытых протестных акций с трагическими последствиями (подавление стихийного выступления рабочих в г. Новочеркасске).
С периодом «оттепели» связаны заметные достижения СССР в области науки и техники. Увеличение инвестиций в науку позволило создать в 1956 -1958 гг. 63 новых научно–исследовательских института. В г. Дубна Московской области стал действовать Объединенный институт ядерных исследований. Организован Сибирский филиал Академии наук СССР. Среди знаковых достижений этого периода – спуск на воду атомного ледокола «Ленин»; испытания межконтинентальных баллистических ракет, ядерного и водородного оружия; запуск первого в мире искусственного спутника Земли; наконец, полет в космос Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г., ставший триумфом советской науки.
«Оттепель» в духовной жизни – литературе, искусстве, живописи, гуманитарных науках – началась с ослабления цензуры. Были опубликованы произведения Галины Николаевой, Владимира Дудинцева, Александра Солженицына, прямо или косвенно затрагивавшие тему сталинских репрессий.
В литературе и искусстве появилось новое поколение писателей, поэтов, кинорежиссеров – «шестидесятников» (В. Аксенов, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, М. Калатозов, М. Хуциев), пытавшихся осмыслить трагические итоги недавнего прошлого и поставить вопрос о векторе развития современного советского общества.
Позиция руководства и лично Н. С. Хрущева по отношению к творческой интеллигенции отличалась крайней непоследовательностью: некоторые послабления сменялись острой критикой и даже попытками восстановить партийный диктат в прежнем виде. Проявлениями второй тенденции можно считать запрет на публикацию романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба», кампанию травли Б. Пастернака, гонения на представителей авангардизма в художественном творчестве («бульдозерная выставка»). Такие метания не увеличивали числа сторонников Н. С. Хрущева среди деятелей литературы и искусства. Недовольство его политикой росло в самых разных слоях общества.
Осенью 1964 г. в ближайшем окружении Н. С. Хрущева созрел аппаратный заговор. На внеочередном заседании Президиума ЦК КПСС он был подвергнут жесткой критике, обвинен в волюнтаризме и вынужден подписать заявление о собственной отставке. Октябрьский Пленум ЦК КПСС освободил его от занимаемых постов «в связи с преклонным возрастом и по состоянию здоровья».
Снятие Н. С. Хрущева произошло для граждан страны неожиданно, но протестов не вызвало. К концу правления социальная база его политики оказалась чрезвычайно суженной в силу нескольких причин:
- постоянные реорганизации, проводимые Н. С. Хрущевым, затрагивали жизненные интересы партийно-государственной номенклатуры;
- радикальное сокращение армии и отставка популярных военачальников (Г. К. Жуков) вызвали массовое недовольство военных;
- авантюризм внешней политики несколько раз подводил страну к порогу ядерной войны;
- реформы не дали ощутимого роста благосостояния, что не могло не вызвать разочарования среди населения;
- непродуманность, волюнтаристские методы осуществления реформ часто приводили к негативным результатам.
Сам Н. С. Хрущев позднее оценивал свою отставку, осуществленную в рамках закона с соблюдением всех демократических процедур, как свидетельство необратимости инициированных им перемен.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте сравнительную характеристику отраслевой и территориальной систем управления экономикой. Каковы их достоинства и недостатки?
2. Какие изменения произошли в законодательстве и правоохранительных органах в период «оттепели»?
3. Можно ли охарактеризовать модель государственного управления, созданную в эти годы как волюнтаристскую? Аргументируйте свой ответ.
4. Почему партийно-государственной номенклатуре удалось сместить Н. С. Хрущева?