Основные этапы борьбы за власть. Преодоление последствий культа личности Сталина
Начало «оттепели» принято связывать с ХХ съездом КПСС, однако серьезные изменения в государственном управлении произошли уже в первые месяцы после смерти И. В. Сталина. В высшем эшелоне советского руководства образовались три группировки, между которыми развернулась борьба за власть. Первую, выражавшую интересы государственного аппарата, возглавлял председатель Совета министров Г. М. Маленков; силовые ведомства поддерживали министра внутренних дел и государственной безопасности маршала СССР Л. П. Берию; за секретарем (впоследствии - Первым секретарем) ЦК КПСС Н. С. Хрущевым стоял партийный аппарат.
Практически весь 1953 г. шло скрытое противоборство этих элитных групп. По инициативе Г.М. Маленкова была прекращена кампания восхваления Сталина в печати, остановлено издание его собрания сочинений, свернуты попытки создания музея Сталина. Решением Президиума ЦК КПСС запрещено было нести портреты «вождей» на первомайской демонстрации 1953 г.
В апреле 1953 г. официально отменено «дело врачей»; прекращено «Мингрельское дело». За этим последовали оправдания репрессированных деятелей авиационной промышленности и командования ВВС, партийных руководителей, пострадавших по «ленинградскому делу», деятелей «Еврейского антифашистского комитета» и др. Посредством этих акций партийно-государственной элите давались определенные гарантии от практики повторения массовых репрессий в будущем.
С радикальных антисталинских позиций выступил тогда Л. П. Берия. По его инициативе были ограничены полномочия органа внесудебных репрессий – Особого совещания; проведена масштабная амнистия заключенных, осужденных на срок до пяти лет (около 1 млн человек); из состава МВД СССР передан в гражданские министерства целый ряд предприятий и строек. Он же добился передачи системы ГУЛАГ в ведение Министерства юстиции СССР.
26 июня 1953 г. Л. П. Берия был арестован прямо на заседании Совета министров СССР, вскоре осужден как агент нескольких иностранных разведок и расстрелян. Его устранение обострило соперничество между Н. С. Хрущевым и Г. М. Маленковым, за которым скрывалось противостояние государственной и партийной частей аппарата управления.
Линия Г. М. Маленкова, стоявшего во главе правительства, отражала его стремление ослабить жесткий бюрократический централизм, разбудить инициативу на местах и на этой основе повысить эффективность управления. Одновременно он пытался проводить политику поощрения легкой промышленности и снижения цен на потребительские товары. Выступая перед избирателями в марте 1954 г., он впервые признал, что в будущей мировой войне не может быть победителей и призвал к прекращению «холодной войны» с Западом. Эти позиции снискали ему популярность среди населения.
На январском Пленуме 1955 г. Н. С. Хрущев открыто обвинил Г. М. Маленкова в организации «ленинградского дела» и добился его снятия с должности председателя Совета министров. На это пост был назначен Н. А. Булганин. В июле того же года В. М. Молотов был заменен на посту министра иностранных дел Д. Т. Шепиловым, которого считали ближайшим помощником Н. С. Хрущева.
«Проблема Сталина» приобретала особый политический смысл и актуальность. И не личность Сталина интересовала в этот момент Н. С. Хрущева, а люди из ближайшего окружения Сталина, его явные и тайные противники. Логика политической борьбы подтолкнула Н. С. Хрущева к его знаменитому выступлению на ХХ съезде КПСС в феврале 1956 г. Доклад «О преодолении культа личности и его последствий» был прочитан уже после официального закрытия съезда и делегатами не обсуждался. Авторы первоначального варианта доклада сделали все, чтобы свести вопрос о репрессиях ко временам 30-х гг. Виновными объявлялись Сталин и наркомы внутренних дел Н. И. Ежов и Л. П. Берия.
Редактируя и переделывая текст доклада, Н. С. Хрущев сделал главными «антигероями» недавней советской истории также своих коллег по Президиуму ЦК Г. М. Маленкова, В. М. Молотова, Л. М. Кагановича. Вопрос о собственной причастности к репрессиям докладчик обошел. По настоянию Н. С. Хрущева текст доклада не публиковался, но был прочитан во всех партийных организациях, следовательно, в принципиальных сюжетах стал известен всему советскому обществу. Повсеместно стихийно началось обсуждение доклада. Люди пытались понять, почему стали возможны массовые репрессии и кто, кроме Сталина, должен нести за них ответственность. По стране прокатились митинги студентов, в Грузии в марте 1956 г. произошли беспорядки. «Секретный доклад» повлиял на страны социалистического лагеря, подтолкнул проявления массового недовольства в Польше и Венгрии.
Власть заметалась. От первоначального плана проведения летом 1956 г. антисталинского Пленума, где с докладом должен был выступить маршал Г. К. Жуков, отказались, ограничившись половинчатым постановлением ЦК «О преодолении культа личности и его последствий». Противники Н. С. Хрущева считали, что он слишком далеко зашел в критике Сталина, подорвал авторитет КПСС в мировом коммунистическом движении.
Тем временем в стране активно разворачивался процесс реабилитации политических заключенных. По предложению Н. С. Хрущева было создано более 90 специальных комиссий из представителей прокуратуры, аппарата ЦК КПСС и реабилитированного коммуниста. Такие комиссии из трех человек оперативно рассматривали дела заключенных и принимали окончательное решение о реабилитации, помиловании или сокращении срока заключения. Возвращались на прежние места проживания народы, депортированные во время войны: чеченцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, калмыки. Однако не были восстановлены автономные образования крымских татар и немцев Поволжья. При восстановлении автономий перекраивались их границы, что создало основу для будущих конфликтов.
В июне 1957 г. представители старой сталинской гвардии (Г. М. Маленков, В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов, Л. М. Каганович «и примкнувший к ним Д. Т. Шепилов») попытались взять реванш. На заседании Президиума ЦК КПСС они неожиданно поставили вопрос об отставке Н. С. Хрущева и упразднении поста Первого секретаря ЦК партии. Генералитет во главе с маршалом Г. К. Жуковым потребовал немедленного созыва Пленума ЦК. Первых секретарей обкомов партии срочно собрали в Москве. Сторонники Н. С. Хрущева смогли убедить их в том, что возвращение к власти людей из ближайшего окружения Сталина приведет к возобновлению террора; кроме того, ликвидация поста Первого секретаря ЦК неминуемо поставит вопрос о целесообразности сохранения этой должности в региональных партийных организациях. Большинство участников Пленума 22-29 июня 1957 г. поддержали Н. С. Хрущева и осудили «антипартийную группу Маленкова, Молотова, Кагановича». Никто ее членов не был репрессирован, они получили новые назначения вне Москвы со значительным понижением в должности. Таким образом, Н. С. Хрущев одержал победу и вскоре присоединил к высшему партийному посту пост председателя Совета министров СССР
Итоги борьбы за власть 1953 – 1957 гг.:
- повышение роли партийного аппарата, который на несколько десятилетий вперед подчинил себе государственный аппарат;
- снижение роли военных: отставка Г. К. Жукова, обвиненного в «бонапартизме», означала попытку устранения армии из политической жизни страны;
- ослабление влияния силовых ведомств, таких как Министерство внутренних дел и органы государственной безопасности;
- отказ от террора как способа управления и установление в политической практике определенных гарантий для высшего слоя партийно-государственной номенклатуры.
Оценивая период десталинизации, следует отметить, что критика Сталина не была доведена до конца, идеология тоталитарного режима практически не была поколеблена. Разоблачались отдельные личности, но не система. В полной мере сохранилась монополия власти КПСС, ее контроль за духовной жизнью общества, остались незыблемыми экономические основы государства.