Управление экономикой в условиях НЭПа
На исходе гражданской войны (1920 г.) Совет Рабоче-крестьянской обороны был переименован в Совет труда и обороны (СТО). В 1922 г. разграничены полномочия Совнаркома РСФСР и СТО – последнему оставлены только экономические функции. В 1923 г. СТО преобразован в Экономическое совещание (ЭКОСО); во всех исполкомах Советов создавались экономические совещания для координации работы местных хозяйственных органов.
В феврале 1921 г. образовалась Государственная общеплановая комиссия при СТО – Госплан. В 1925 г. Госплан разработал единый народохозяйственный план; впоследствии Госплан начал заниматься перспективным планированием, подготовкой пятилетних планов.
В 1923 г. произошла реорганизация ВСНХ, в результате которой отраслевые главки были ликвидированы. Вместо них в структуре ВСНХ создаются Главное экономическое управление (стратегические вопросы) и Центральное управление государственной промышленности (текущие вопросы). Через свои отраслевые отделы это подразделение руководило новыми хозяйственными образованиями – отраслевыми трестами. Вскоре тресты превращаются в хозяйствующие субъекты с внутренним хозрасчетом.
В начале 1920-х гг. изменился статус потребительской кооперации. В период «военного коммунизма» она использовалась как вспомогательный инструмент для централизованного распределения товаров и продуктов. Была создана единая сеть кооперативов во главе с Центросоюзом, который подчинялся Наркомату продовольствия. В 1921 г. вместо продразверстки введен фиксированный натуральный налог, после сдачи которого сельскохозяйственные производители получили право обменивать излишки на нужные товары либо через кооперацию, либо на местном рынке.
Товарообменные операции передавались Центросоюзу, при этом Наркомат продовольствия устанавливал обменные эквиваленты и осуществлял контроль. Разрешение свободного обмена в 1921 г. вызвало волну «мешочничества», когда в деревни хлынули частные заготовители. Центросоюз с его ограниченными средствами не выдерживал конкуренции с частниками. Уже летом 1921 г. Центросоюз предложил перейти от натурального обмена к купле-продаже. Новый договор между Наркоматом продовольствия и Центросоюзом был заключен уже на денежной основе. Тогда же промышленные предприятия получили право продавать свою продукцию на общероссийском рынке.
Среди других мер, предпринятых в области экономики в 1921-1922 гг.:
1. Введение разрешительного порядка открытия торговых заведений.
2. Постепенная отмена государственной монополии на различные виды продукции и товаров.
3. Разрешение использования наемного труда (до 20 человек).
4. Упрощение порядка регистрации мелких предприятий.
5. Денационализация мелких и кустарных предприятий (более крупные сдавались в аренду и концессии частным лицам).
В 1923 г. была проведена денежная реформа - введен червонец с золотым обеспечением. Финансовая политика, сформулированная в эти годы Наркоматом финансов (сбалансированный бюджет, твердые налоговые поступления, активный внешнеторговый баланс), столкнулась с концепцией «диктатуры промышленности», исходящей от ВСНХ. Первая точка зрения означала курс на эволюционное и постепенное развитие с широким использованием возможностей частного сектора и кооперации. Вторая – централизованное планирование и высокие темпы экономического роста. Первый подход преобладал в начале 1920-х гг., второй стал доминировать в 1926-27 гг., что привело к завершению НЭПа.
Смысл НЭПа заключался в сочетании свободного рынка с системой основных государственных монополий. Рыночная деятельность требовала предоставления предприятиям прав юридического лица, и постепенно возникли сложные юридические лица нескольких видов:
- акционерные общества с достаточной степенью автономии участников;
- тресты, основанные на жесткой связи составляющих частей;
- синдикаты и кооперативные объединения (промежуточный тип).
Со второй половины 1920-х годов происходит постепенный пересмотр государственной политики в отношении хозяйствующих субъектов: изменение соотношения коммерческих и планово-регулирующих начал в деятельности трестов и синдикатов; ужесточение режима работы акционерных обществ, а затем – постепенное вытеснение их из экономики.
Кредитная политика государства в 1920-х гг. прошла несколько этапов:
- поощрение честного кредита;
- попытки государства поставить систему под контроль;
- наступление на частный капитал по мере усиления госсектора.
В начале 1920-х гг. поощрялось создание различных видов кредитной кооперации и обществ взаимного кредита (ОВК). Это период бурного роста ОВК и активного участия государственных хозяйственных органов в их деятельности. Все больше ОВК превращались в торгово-кредитные организации крупных оптовиков. С середины 1920-х гг. ситуация изменилась: началась переброска государственных средств из сферы оборота в производство, были сокращены кредиты частному сектору, выросли проценты по займам, прекратилось кредитование сначала частной торговли, затем – частных заготовок. В 1927 г. после широкомасштабной ревизии ОВК Наркомат финансов запретил им проводить товарно-комиссионные операции, ряд ОВК были закрыты.
Ценовая политика государства того периода являлась следствием выхода на свободный рынок госпредприятий, что стимулировало их погоню за прибылью, привело к взвинчиванию цен на свою продукцию. В конце 1922 г. была создана специальная комиссия по ценам, в которую вошли представители ВСНХ, Наркомата финансов, Госплана, ВЦСПС, Комитета внутренней торговли. После осеннего кризиса 1923 г. ценовая политика стала согласовываться с эмиссионной, кредитной и налоговой; в практику вошли межведомственные торгово-оперативные планы. Положительную роль в стабилизации ситуации сыграла денежная реформа, а также то обстоятельство, что Комитет внутренней торговли получил право установления предельных цен. С весны 1924 г. началось плавное снижение цен на промышленные товары.
Особенностью налоговой политики первого периода НЭПа было наличие множества различных сборов. С 1921 г. был введен промысловый налог, которым облагались (до 1923 г.) и государственные предприятия, перешедшие на хозрасчет, что приводило к практике многократного налогообложения. Постепенно росли налоговые ставки для частных предприятий.
С 1922 г. был введен подоходный налог, имевший четкую социальную направленность и взимавшийся по прогрессивной шкале. Обложению подлежали доходы от личного труда по найму, доходы от личного кустарного труда, доходы от владения предприятием. В 1926 г. появился налог на «сверхприбыль», наличие которой устанавливали сами налоговые органы.
Местные налоги и сборы были достаточно многообразны: расходы на имущественное страхование, квартирный налог, налог на торговые помещения,
гербовый сбор, сборы в фонд помощи голодающим, принудительное размещение выигрышных займов и др.
Приоритеты налоговой политики в ходе НЭПа менялись от охвата большего числа субъектов к обложению групп с высокой доходностью.
К 1926 г. восстановление разрушенной за годы войны промышленности было закончено, и следующим шагом должна была стать ее модернизация, что требовало огромных капиталовложений.
Источником инвестиций стало крестьянство. Ставка сельхозналога была увеличена, закупочные цены на сельхозпродукцию понижены. Начался очередной нажим на сельское хозяйство с целью выкачивания средств, необходимых для индустриализации. Таким образом, был избран вариант развития страны, рассчитанный на стремительный рывок. Это означало конец новой экономической политики; НЭП сменила административно-командная система управления.