Влияние Первой мировой войны на российскую государственность
19 июля (1 августа) 1914 г. Россия вступила в войну. 24 июля Совету министров были предоставлены чрезвычайные полномочия: он получил право разрешать большинство дел самостоятельно от имени царя, утверждать «всеподданнейшие доклады». Возросла личная власть председателя Совета министров и министра внутренних дел. Столица империи была переименована из Петербурга в Петроград.
С первых дней войны началось создание полевого военного аппарата управления. Высшим военным органом стала Ставка верховного главнокомандующего. На эту должность был назначен дядя императора великий князь Николай Николаевич. Аппарат Ставки состоял из штаба с управлениями генерал-квартирмейстера, дежурного генерала, начальника военных сообщений и военно-морского. Впоследствии этот аппарат расширился: появились Дипломатическая канцелярия, Военно-политическое и гражданское управления, Управление авиации и воздухоплавания и др.
Армии западных военных округов объединялись во фронты во главе с главнокомандующими. В самом начале войны было создано два фронта: Северо-Западный и Юго-Западный. Несколько позднее появился Кавказский фронт. В 1915 г. Северо-Западный фронт разделился на Северный и Западный. В 1916 г. был создан Румынский фронт.
В годы войны произошли изменения в системе судебных органов. 20 июля 1914 г. утверждена новая редакция IV раздела военно-судебного устава «О суде в военное время». В районе военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, учреждались полковые и равные им корпусные военно-окружные суды и Главный военный суд (Кассационное присутствие). При Ставке верховного главнокомандующего вводилась должность заведующего военно-судной частью. Полковой командир имел право изменять состав полкового суда по истечении срока полномочий судей. Временные члены военно-окружных судов назначались из строевых офицеров соответствующими командирами. Председатель Кассационного присутствия назначался царем.
Необходимость решения задач военного времени, перестройка экономики на военный лад обусловили создание чрезвычайных органов, дополняющих постоянно действующий аппарат управления. В 1915 г. было образованы пять особых совещаний: по обороне, топливу, продовольственному делу, по перевозкам продовольствия и военных грузов, по устройству беженцев.
Особые совещания состояли из представителей соответствующих учреждений, ведомств и организаций. Так, в особое совещание по обороне входили военный министр (председатель), председатель Государственного совета, председатель Государственной думы, по 9 депутатов Государственного совета и Государственной думы и пр. Примерно таким же образом были составлены и другие особые совещания. При них работали профильные комитеты и комиссии. Особые совещания имели право издавать временные правила, обязательные к исполнению, налагать секвестр, устанавливать предельные цены, проводить реквизиции. Однако, несмотря на большие полномочия и широкое представительство правительственных учреждений и общественных организаций, особые совещания плохо справлялись со своими функциями по снабжению армии.
Для содействия правительству в решении задач военного времени по инициативе предпринимателей была создана сеть военно-промышленных комитетовво главе с Центральным военно-промышленным комитетом в Петрограде. К концу 1916 г. на местах работало 227 военно-промышленных комитетов. В их функции входило:
- посредничество между казной и промышленностью;
- распределение военных заказов;
- регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем;
- нормирование цен на сырье;
- регулирование внешней торговли, рынка труда и транспорта.
При военно-промышленных комитетах создавались рабочие группы, примирительные камеры и биржи труда. Эти органы брали на себя улаживание конфликтов между рабочими и предпринимателями.
Военно-промышленные комитеты политически и экономически объединяли буржуазию и играли заметную роль в снабжении армии: к концу 1916 г. они получили до 17,5 % всех военных заказов.
С июля – августа 1914 г. в стране действовали общественные организации – Всероссийский земский и Всероссийский городской союзы. Они заведовали военно-санитарным делом, подготовкой медицинского персонала, снабжением и снаряжением армии, размещением беженцев. Поскольку функции этих комитетов совпадали, то в июле 1915 г. был учрежден объединенный орган _ Главный комитет по снабжению армии, или Союз земств и городов (Земгор). На местах создавались его губернские, уездные и городские комитеты при земских и городских управах, а также комитеты при уполномоченных на фронтах. Законом 16 ноября 1915 г. правительство предоставило Земгору права полувоенной организации, его чиновники освобождались от военной службы. Фактически Земгор стал дополнительной снабженческой организацией. При нем состояли кожевенный комитет, химический отдел, автомобильный подотдел и другие учреждения. Земгор имел собственные предприятия, мастерские, магазины; он объединял кустарную промышленность.
Трудности в снабжении продовольствием действующей армии и городского населения потребовали создания Министерства земледелия (сентябрь 1915 г.). Под его начало был передан образованный в мае 1915 г. Главный продовольственный комитет, в компетенцию которого входили сбор сведений о запасах продовольствия от всех учреждений и лиц, установление плана перевозок продовольствия и заготовительная деятельность. На местах создавались отраслевые отделения комитета и местные губернские комитеты. Это были чрезвычайные экономические органы.
В ноябре 1916 г. принимается постановление о введении продовольственной разверстки, устанавливаемой уполномоченными особых совещаний или земской управой. Расчет за изымаемые продукты производился в твердых ценах, в случае отказа назначалась реквизиция по ценам на 15 % ниже первоначальных. Вводилась карточная система для населения: продукты продавались несколько раз в неделю, ограничивался отпуск товаров в одни руки, лимитировались карточки.
В августе 1915 г. Николай II возложил на себя функции верховного главнокомандующего. Частые отлучки императора в Ставку отрицательно сказались на общем управлении государством, усилили влияние придворной камарильи во главе с Г. Е. Распутиным. Характерным признаком разложения государственного аппарата стала так называемая министерская чехарда, то есть частые смены министров. За два с половиной года с начала войны сменились четыре председателя правительства, шесть министров внутренних дел, четыре военных министра, три министра иностранных дел, три министра юстиции, три государственных контролера, два министра торговли и промышленности, два начальника штаба Ставки. «Министерская чехарда окончательно дестабилизировала положение дел в стране. Россия вплотную приблизилась к революции.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте экономическую и политическую ситуацию в конце XIX – начале XX вв.
2. Какие изменения произошли в Совете министров? Чем они были вызваны?
3. Как изменились принципы формирования и правовой статус Государственного совета в 1906 г.?
4. Охарактеризуйте правила избрания, полномочия, законотворческую деятельность Государственной думы I -IV созывов.
5. Назовите основные направления программы реформ П. А. Столыпина.
6. Как повлияла первая мировая война на государственный аппарат и государственное управление России?