Чиновничество накануне эпохи «великих реформ»

Значительные изменения в первой половине XIX в. происходят в организации государственной службы. Дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата привели к росту численности чиновничества. Если в конце XVIII в. насчитывалось 15—16 тыс. чиновников, то к середине XIX в. их было уже 61,5 тыс. Для учета численности государственного аппарата еще в 1771 г. на каждого чиновника-дворянина был заведен формулярный, или послужной, список. С конца XVIII века он стал обязательным документом, в котором фиксировались все сведения о чиновнике и его служебной карьере.

Усложнение задач государственного управления требовало повышения образовательного уровня и деловой квалификации служащих государственного аппарата. Однако образовательный уровень чиновничества был невысок: по данным на первое десятилетие XIX в., лишь 13% чиновников имели высшее образование, почти треть — «домашнее», под которым могло подразумеваться как образование, полученное с помощью иностранных учителей и гувернеров, так и элементарная малограмотность. Указ 6 августа 1809г., подготовленный М.М. Сперанским, обязал чиновников, не имевших высшего образования, при производстве в чины 8-го класса (коллежский асессор) и 5-го класса (статский советник) сдавать специальный экзамен. Этот указ вызвал большое недовольство в чиновничьей среде. Тем не менее он принес положительные результаты: в 40-х гг. XIX в. количество чиновников с высшим образованием возросло до 41%, а с «домашним» — сократилось до 5 %. Указ действовал до 1834 г. Сразу же после его отмены было принято положение, дававшее чиновникам с высшим и средним образованием определенные преимущества при продвижении по служебной лестнице.

Чиновничий государственный аппарат был огромен и постоянно разрастался количественно. Если в конце XVIII в. один чиновник приходился на 2250 россиян, то в середине XIX в. – на 929 человек. Увеличение численности чиновников было напрямую связано с созданием новых государственных учреждений в центре и на местах

Рост потребности в чиновниках заставил правительство отменить ограничения при поступлении на службу в государственный аппарат для выходцев из податных сословий. В то же время были приняты меры, направленные на ограничение доступа в потомственное и даже личное дворянство за службу. Закон 11 июня 1845 г. значительно повысил класс «Табели о рангах» для получения дворянства: личное дворянство давалось с 9-го класса (титулярный советник), потомственное — с 6-го класса для военной и с 5-го класса для гражданской службы. В 1856 г. ценз для получения потомственного дворянства по гражданской службе был увеличен до 4-го класса «Табели о рангах» (действительный статский советник). Чиновники 10— 14-го классов по закону 1845 г. попадали в полупривилегированное сословие почетных граждан.

Существовала определенная система поощрения чиновников: повышение жалованья, награждение орденами, медалями, присвоение почетных званий, благодарности и особые знаки за беспорочную службу (через 15 и 40 лет) и другие формы. Особенно широкое распространение эта практика получила при Николае I.

Итак, система государственного управления в первой половине XIX в. развивалась довольно бурно и противоречиво. Основная тенденция заключалась в укреплении самодержавных начал через усиление личного контроля императора за деятельностью его аппарата. Эпизодически проводимые реформы не могли изменить главного вектора развития государственной системы – в сторону жесткой централизации, установления единообразия в управлении, усиления позиций дворянства и элитных групп бюрократии.

Контрольные вопросы и задания

1.Охарактеризуйте положение монарха в государственном аппарате Российской империи первой половины XIX века.

2.Расскажите о конституционных проектах, подготовленных по инициативе Александра I.

3. Дайте сравнительную характеристику преобразованиям в государственном аппарате Александра I и Николая I.

4. Чем отличалась министерская система управления от коллегиальной?

5. Назовите функции отделений Собственной Е.И.В. канцелярии.

6. Какая роль отводилась высшим комитетам в системе государственного управления? Дайте их классификацию.

7.Охарактеризуйте изменения в положении чиновничества дореформенной России.

Тема 9. Государственное управление в эпоху реформ и контрреформ (вторая половина XIX века)

Наши рекомендации