Перестройка местного аппарата управления
Созданная Петром I система местного управления оказалась наиболее уязвимой частью государственного аппарата. Большинство местных органов было коренным образом реорганизовано сразу же после его смерти. Российская казна не выдерживала расходов на содержание разветвленного местного аппарата европейского образца. Кроме того, на местах не хватало образованных людей для заполнения штата. В условиях господства феодально-крепостнических отношений принципы организации местного аппарата, заложенные Петром (отделение суда от администрации, надзора от исполнительной власти, финансового управления от полиции), не соответствовали возможностям государства и общества. По этим причинам в 1727 г. фактически была ликвидирована петровская дорогостоящая система местных учреждений, годом раньше упразднены дистрикты и восстановлены уезды.
В конце 20-х гг. Россия делилась на 14 губерний, 47 провинций и 250 уездов. Единственными органами управления и суда в губерниях были губернаторы, а в провинциях и уездах – соответственно провинциальные и уездные воеводы. Свои функции они осуществляли через канцелярии: губернские, провинциальные, уездные. Губернаторы и воеводы были обязаны:
1) исполнять законы и распоряжения, исходящие от верховной власти, Сената и коллегий;
2) охранять тишину и спокойствие на вверенной территории;
3) ловить беглых крепостных, рекрутов и «всяких гуляющих и слоняющихся людей»;
4) вести борьбу с разбоем, ведать местными тюрьмами, осуществлять быструю расправу.
Также были обширны функции губернаторов и воевод в различных сферах местной жизни:
1) в полицейской сфере: охрана от огня, чумы, соблюдение чистоты и общественного порядка на улицах и торгах;
2) военной области: комплектование армии, осуществление рекрутских наборов, командование местным гарнизоном;
3) финансовой сфере: контроль за выполнением натуральных повинностей (дорожной, постойной, подводной) населением, сбор подушной подати, хранение и распределение сборов.
Кроме административно-полицейских функций губернаторы и воеводы осуществляли также обширные судебные функции, заботились о распространении прогресса и просвещения, развитии промышленности, торговли, наук, медицины. После ликвидации Главного магистрата им были подчинены органы городского самоуправления - городовые магистраты. В 1743 г. Главный магистрат был восстановлен, однако органы городского самоуправления сохраняли зависимость от местной администрации. В случаях несвоевременного выполнения магистратами обязанностей по денежным сборам губернаторы и воеводы могли держать бургомистров под арестом вплоть до погашения задолженности. Таким образом, власть местных администраторов, хотя и оговаривалась многочисленными инструкциями и регламентами, фактически стала безграничной. Это приводило к росту взяточничества и злоупотреблений местных чиновников. В таком виде система местного управления сохранялась до 70-х гг. XVIII века.
В послепетровский период бюрократия становится элитным слоем, формировавшимся частично из старой аристократии, а также из новых дворян, выдвинувшихся благодаря своим личным качествам. В начале 30-х гг. было учреждено дворянское училище – Шляхетский корпус, готовивший будущих государственных служащих. Его лучшие ученики направлялись для продолжения учебы в Германию, Англию, другие европейские страны.
В 1730 г. был отменен указ о единонаследии 1714 г., имевший целью стимулировать поступление на государственную службу младших отпрысков дворянских семей. Уступив пожеланиям дворянства, Анна Иоанновна установила начало государственной службы для дворян с 20-летнего возраста и ограничила ее срок 25 годами. Эти послабления имели следствием нарастание кадрового дефицита в среде чиновничества.
В 30-е – 40-е гг. правительство было вынуждено расширить социальную базу комплектования штата государственных служащих, разрешив прием в канцелярские служители детей духовенства, а затем и купечества. К середине XVIII в. подавляющее большинство служащих на низших должностях были разночинцами. Число потомственных дворян среди чиновников сократилось. В 1750-1754 гг. правительство Елизаветы Петровны временно приостановило назначение в секретари лиц недворянского происхождения и ужесточило контроль за подготовкой кандидатов в штатские служащие. «Манифест о вольностях дворянства» Петра III (1762 г.), освободив дворян от обязательной государственной службы, вместе с тем призвал их продолжать служение отечеству на добровольных началах. В последующий период процесс замещения дворянского чиновничества выходцами из низших слоев ускорился.