Древнерусское государство – Киевская Русь – было образовано восточными славянами в IX веке и являлось одним из крупнейших государств Европы.
В самостоятельную этническую общность восточные славяне выделяются в середине I тыс. н.э. К VI веку они занимали обширную территорию от Карпат на западе до Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладоги на севере до Среднего Поднепровья на юге.
Главные причины консолидации восточнославянских племен в единое государство:
– распад родовой общины;
- появление соседской общины;
- становление частной собственности;
- образование союзов племен;
Племенные союзы включали в себя несколько десятков племен и возглавлялись военными вождями – князьями и родовой знатью. Высшим органом управления являлось народное собрание (вече).
Основа военной организации – народное ополчение, однако уже сформировалась и новая военная структура – княжеская дружина. Подобный общественный строй, возникающий на заключительной стадии первобытнообщинного строя и непосредственно предшествующий образованию государства, принято называть военной демократией.
Согласно сведениям арабских, персидских, среднеазиатских географов, в первой половине IX века у восточных славян уже сформировались три крупных политических центра – Куявия (Киев), Славия (Новгород) и Артания
(местонахождение точно не установлено). В середине IX века между ними отмечалось соперничество за гегемонию в восточнославянском мире.
Для прекращения очередной междоусобицы в Новгороде в 862 году направлено посольство к варяжскому князю Рюрику с приглашением на княжение («Повесть временных лет»). Преемник Рюрика Олег в 882 году совершил поход на юг, занял Киев и сделал его своей столицей. Объединение двух главных политических центров восточного славянства под властью Олега завершило процесс создания Древнерусского государства.
Летописный рассказ о призвании варягов послужил основой для появления норманнской теории происхождения Древнерусского государства. Начало ей было положено в трудах немецких ученых Г. Байера, Г. Миллера и А. Шлецера, работавших в XVIII веке в России. Сторонниками этой теории были также В. Н. Татищев, М. М. Щербатов, Н. М. Карамзин. По их мнению «варяги из племени русского» - выходцы из Скандинавии. Противники норманнской теории (М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский) считали, что рассказ летописи – легенда. В традициях средневековой историографии (и на Западе, и на Руси) было принято возводить происхождение правящей династии к иностранным царствующим фамилиям, чтобы укрепить ее легитимность (например, легенда X века о призвании племенем бриттов саксонских князей; при этом давалась сходная характеристика положения дел в своей земле: «земля наша богата, а порядка нет»).
В то же время раскопки на севере страны дают археологам много материала скандинавского происхождения. Современные исследователи склоняются к признанию Рюрика, отождествляя его с Рюриком Ютландским из скандинавских саг. В целом проблема происхождения государства на Руси с момента ее возникновения в историографии никогда не была чисто исторической и в разные времена использовалась с политическими целями.
Особенности формирования Древнерусского государства обусловлены рядом факторов.
Во-первых, географический фактор. Восточноевропейская равнина – огромное малонаселенное пространство, не имеющее четко выраженных природных границ. Это обстоятельство способствовало возникновению гигантского (по европейским масштабам) государства.
Во-вторых, этнический фактор. На данной территории мирно сосуществовали восточнославянские, финско-угорские, балтийские племена. Общность условий обитания, занятий (оседлое скотоводство, земледелие, охота, рыболовство), языческих верований, отсутствие территориальных претензий друг к другу – все это сделало возможным создание многонационального государства.
В-третьих, фактор экономического порядка - прохождение через Восточноевропейскую равнину знаменитого водного пути «из варяг в греки». Сосредоточение в одних руках централизованной охраны этого пути, таможенных пошлин несло очевидную выгоду, что способствовало образованию единого Древнерусского государства.
В-четвертых, социокультурный фактор. Господство сходных языческих верований, культов, традиций в момент возникновения государства, а затем постепенное распространение православной культуры при терпимом отношении к язычникам также способствовали интеграции племен, формированию единого духовного пространства.