Понятие механизма государства
Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.
Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «госу
дарственный аппарат». Последний принято употреблять в двух смыс
лах — широком и более узком. В широком смысле понятие государст
венного аппарата как совокупности всех государственных органов со
впадает с определением механизма государства, идентично ему.
В. более узком смысле под государственным аппаратом понимают ап
парат государственного управления. Именно в этом значении как сово
купности исполнительно-распорядительных, управленческих органов
используется термин «государственный аппарат» в науке администра-
' тивного права. . ,
В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т.е. как адекватное категории механизма государства.
, Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической ^истеме общества, так и от отдельно взятых государственных органов.
jjv В о - п е р в ы х, механизм (аппарат) государства — это .система го
сударственных органов, основанная на единстве принципов его органи
зации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Фе-
I дерации, Законе РФ «Об основах государственной службы Российской
Федерации» и других федеральных законах. |
чА Во -вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий факщор, структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его Конституции. Например, в Конституциях СССР и РСФСР, таким системообразующим фактором было положение о Советах как политической основе государства.
В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В развитие данного положения в статье 11 Конституции определено, что государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации; государственную власть в субъектах Российской Федерации — образуемые ими органы государственной власти.
^Согласно статье 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. ,
В-третьих, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают, свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.
!Вмест.е с тем от функций государства зависит структура государ
ственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение,
развитие и содержание деятельности тех или иных органов государ
ства/' . • . . '• ", ' • { ' . • ......
i:; В-четв.ертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальны-
Тема 6. Механизм государства
3. Принципы организации и деятельности механизма государства
ми средствами, так называемыми вещественными придатками, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.
Особенность этих придатков в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве самостоятельных частей (элементов) как государственные органы, а именно как «вещественные придатки» последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. В рассмотренные материальные средства, «вещественные придатки» механизма государства не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объединения. Их не следует смешивать. Последние соотносятся с государственным механизмом как составные негосударственные элементы единой для данного общества политической системы.
Обобщение всех анализируемых признаков позволяет прийти к выводу: механизм современного Российского государства —это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.