Полит. жизнь и нац. отн. в к-не в 80-х годах. дек. соб. 1986 года
В марте 1985 года пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял М.С. Горбачев. На апрельском 1985 года пленуме ЦК партии был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития. Много говорилось об обновлении страны, но все это было на словах, а на деле кризис углублялся. Результатом противоречий между провозглашенным на словах курсом на преобразование и реальностями в прежнем духе стали декабрьские события 1986 года.
16 декабря 1986 года в Алма-Ате состоялся пленум ЦК компартии Казахстана, на котором был снят с должности Первый секретарь ЦК Д.А. Кунаев, и на его место поставлен Т.В. Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома партии. То есть в духе вековых традиций был решен вопрос управления Казахстаном, но в этот раз игнорирование национальных интересов встретило открытое, решительное сопротивление. Его проявлением стало выступление казахской молодежи в Алма-Ате. Утром 17 декабря на площади у здания ЦК партии собрались сотни людей, чтобы выразить свой протест против откровенного попирания элементарных гражданских прав, затем число демонстрантов достигло нескольких тысяч. Демонстрация была подавлена силой, с применением саперных лопат, служебных собак, брандспойтов. Число задержанных составляло около 8,5 тысяч человек. Начались репрессии против участников событий, 99 человек было осуждено, только из высших учебных заведений было исключено 264 человека и так далее. Летом 1987 года было принято постановление ЦК КПСС, где декабрьские события 1986 года в Алма-Ате были названы проявлением казахского национализма. Все это еще раз продемонстрировало неизменный курс диктата центра. Декабрьские события 1986 года имеют важное значение, они стали катализатором демократизации политической жизни. Одним из первых и массовых движений стало экологическое движение "Невада-Семипалатинск", созданное в 1989 году, во главе с О. Сулейменовым, целью которого было закрытие Семипалатинского ядерного и других полигонов. Был организован комитет по проблемам Балхаша и Арала, его возглавил М. Шаханов. В 1989 году было создано историко-просветительское общество "Адилет" – "Справедливость". Летом 1990 года оформилось гражданское движение "Азат", создано межнациональное движение "Единство" и другие организации. Вслед за декабрьскими событиями 1986 года в Алма-Ате состоялись выступления за свои национальные интересы против диктата центра и в других регионах СССР, что предопределило его распад и образование суверенных, независимых государств на постсоветском пространстве.
Кунаев Динмухамед АхмедовичРод. в Алмате, в 1912 году. Окончил в 1936 Моск. инст. цв. мет. и золота им. М.И. Калинина и, получив квалиф. горн. инж., напр. на Прибалхашстрой, где раб.маш-ом бурового станка, мастером, сменным инженером, начальником участка, главным инженером, директором Коунрадского рудника Балх. мед. комб. Во вр. ВОВ – зам. гл. инж. и нач. техн. отдела комб. «Алтайполиметалл», директор Рид. рудника, одного из крупнейших в СССР предпр. свинцово-цинковой промышленности – Лениногорского рудоуправления, в 1942-52 зам. Председ.Сов. Мин. КазССР. В 1952-55 Президент АН КазССР. В 1955-60 и 1962-64 Председ. Совета Министров Казахской ССР. Кунаев –выд. орга. науки респ., круп.уч. в обл. горного дела. Научные труды Кунаева были посвящены важнейшим вопросам теории и практики разработки месторождений открытым способом, актуальным проблемам социалистического и коммунистического стр-ва. Он автор более 100 научных трудов. Кунаев был видным деятелем Компартии и Сов. гос-ва. Кунаев член ЦК КПСС с 1956, член ЦК КП(б) с 1954 (с 1949 канд. в члены ЦК КП(б) К-на). Делегат 19-26-го съездов КПСС, 4-15-го съездов Компартии Казахстана. Депутат Верховного Совета СССР 3-10-го созывов. Депутат Верховного Совета Казахской ССР 2-10-го созывов. Награжден 8 орденами Ленина и другими орденами и медалями СССР, удостоен ряда высших наград иностранных государств.
82. ГОС. СИМВОЛИКА И АТРИБУТИКА: ГИМН, ГЕРБ, ФЛАГ.
4.06. 92 года утвер. ГЕРБ и флаг РК. Авт. герба явл. Жандарбек Малибеков и Шота Уалих. Герб имеет форму круга. В мире самой соверш. формой считается форма шара. А круг как самый близ. к этому соверш. эл-т, особо ценится у кочевн. Это симв. жизни, вечн. Центр. эл-том, вобр. в себя осн. идею нашего Герба, явл. шанырак - круговое навершие купола юрты. Шанырак - символ семейного благополучия, мира, спокойствия. Мастерски, эффективно и красиво изображенный тундык - зенитное отверстие юрты, напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба. Купольные жерди - уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца - источник жизни и тепла. Авторам удалось решить проблему изображения кереге - раздвижных решетчатых основ юрты. Крестообразные, тройные, кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает его прочность. Таким образом, языком геральдики авторы отражают миролюбивую сущность казахов. Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны – тулпары. Силуэт скакунов на языке геральдистов имеет глубокий смысл и содержание. Он означает: бесстрашие льва, прозорливость сокола, физическую мощь и силу быка, быстроту, скорость и пластику лани, хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна, золотых колосьев, т.е. признак труда, изобилия и материального благополучия. В центре герба находится пятиконечная звезда. В проекте там были расположены полумесяц и три маленькие звезды. по ходу обсуждения предлагались варианты восьмиконечной, семиконечной, пятиконечной звезд. Останов. на посл. Наше сердце и объятия открыты представ. всех 5 конт. Остается отметить световую гамму нашего герба. В основном их две: золотистая и голубая. 1ая соотв. светл., ясн. будущ. Наших нар. Голуб. небо едино для всех нар. мира. Его цвет в нашем гербе олицетворяет наше стремление к миру, согласию, дружбе и единству со всеми нар. планеты. Авт. ФЛАГА является Шакен Ниязбеков. Надо отдать должное настойчивости и целеустремленности автора, который с самого начала отказался от многоцветия и аляповатости и доказывал одноцветие флага как символ единства К-на. И вот в окончательном варианте определяется светло-голубой цвет. Прежде всего, светло-голубой цвет относится к числу тех цветов, который человечеством с давних времен широко используется как один из ярких, выразительных и приятных. Данный цвет преобладает в природе. В междунар. плане к политике той страны, которая подняла символом своей госуд-ти светло-голубой флаг, необходимо относиться с наибольшей доверительностью и пониманием. Чист. голуб. цвет нашего флага свид. о культ.-этн. един. нар. и одновр. указ. на идею неделим. г-ва. Солнце – ист. жизни и энергии. Поэтому силуэт солнца явл. симв. жизни. По закону геральдики, силуэт солнца явл. симв. богатства и изоб. Поэтому не случайно при внимат. рассмотр. лучи солнца в нашем флаге одновр. имеют форму зерна - основы изоб. и благоп. В миропоним.кочевн. особое место занимает степной орел или беркут. Его изобр. в гербах и флагах народов и этн. групп, насел. К-н, имеет давн. трад. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Силуэт орла возник и от идеи стремл. молодого суверенного К-на в высоты мировой цивилиз. Еще одним эл-том, дающим новизну и неповторимость нашему флагу, является параллельная к его древку полоса, состоящая из нац. орн. Здесь изобр. каз. орнамент "кошкар-муйз - бараньи рога". В 1944 году композиторы Мукан Толебаев, Евгений Брусиловский и Латиф Хамиди написали гимн КазССР. В начале 1992 года был объявлен конкурс на музыку и текст нового гимна РК. В отбор. комис. были напр. ок.750 пр-тов. В ходе обсуж. общ-ть выск. мнение о необх. сохр. музыки предыд. гимна, дор. и близк. сердцу кажд. каз-ца. Гимн – слож. муз.-поэт. произв. Побед. в поэтич. мараф. вышли 4. Музафар Алимбаев, Кадыр Мырзалиев и Туманбай Молдагалиев, Жадыра Дарибаева.