Право Германии в феодальный период.
К источникам права средневековой Германии в целом можно отнести: правовые обычаи и их сборники; рецепированное римское право; городское право; каноническое право. Особой формой королевского нормотворчества и источником права Германии стали также имперские «статуты мира», первый из которых был принят в 1103 году и получил название «Могунтинский мир», и за которым последовало принятие 20-ти аналогичных правовых актов. Расцвет имперского законодательства Германии приходится на годы правления Фридриха I Барбароссы и его преемников, преследовавших цель усиления центральной власти и стабилизации политической ситуации в стране. Вершиной королевского законодательства этого периода исследователи считают Майнцский мир 1235 года. Имперские статуты мира закрепляли уже сложившуюся судебную практику и содержали новые правовые нормы, которые затем вошли в правовые сборники отдельных германских государств.
Заметим при этом, что в период Средних веков право Германии отличалось пестротой, партикуляризмом и корпоративностью.
Приоритетное значение изначально имело обычное право. Почти в каждой части страны действовали свои правовые обычаи, причем господствующее сословие старалось закрепить свои привилегии. Устные нормы правовых обычаев получали подтверждение на общинных сходах и в судах и превращались в своеобразные прецеденты, дополняясь приговорами шеффенов, которые основывались на «совести». Обычное право, пестрое и многообразное, условно можно разделить на три части: право феодалов-ленников (Lehnrecht), крестьянское (Dorirecnt) и городское право. Все это порождало путаницу, и было на руку ловким судьям.
В течениеXII – начале XIII века (время феодальных войн и «междуцарствия») появляются частные записи обычного права. К ним относятся Саксонское (на севере Германии) и Швабское (на юге) зерцала, составленные в XIII веке. Саксонское зерцало – один из выдающихся правовых памятников западноевропейского Средневековья. Созданное около 1230 года саксонским шеффеном Эйке фон Репков, Зерцало отразило особенности развития правовой мысли Германии, а также традиционные институты германского вещного, обязательственного, наследственного, уголовного, процессуального права до начала рецепции римского права. Составитель стремился оттеснить служителей церкви от рассмотрения мирских споров и правонарушений. В стихотворном прологе к Саксонскому зерцалу говорится, что оно должно отражать институты действовавшего в то время локального права Саксонии; «как образ женщины – зерцало», – так автор объясняет название документа.
Часть статей Саксонского зерцала имеет конституционно-правовую природу, поскольку в них регламентируется порядок избрания германского императора князьями, среди которых ведущая роль принадлежит шести курфюрстам, и последующая коронация императора в Риме.
По структуре Зерцало состоит из двух обширных частей. Первая содержит нормы земского права, вторая – ленного. По объекту регулируемых правоотношений земское право было шире ленного: его источником являлись нормы обычного права, указы короля, предписания князей.
Саксонское зерцало дает представление о сложной структуре германского общества начала XIII века, приводя строгое деление жителей на свободных и зависимых, хотя были и промежуточные группы полусвободных лиц. Мелкие рыцари и зажиточные крестьяне считались шеффенским сословием, именно на них и распространялось земское право. Зерцало выделяет категории крестьянства: свободные крестьяне – чиншевики, арендаторы, лично зависимые крестьяне – батраки и литы.
Ленное право действовало только среди благородных «свободных» господ – высшей знати. Оно определяло порядок наследования земельных наделов и вопросы судопроизводства. Держатель лена обладал целым спектром правомочий по отношению к нему: правом владения леном, правом пользования и распоряжения им (правда, последнее было возможно только с согласия сеньора). Наследник умершего феодала обладал «правом на лен», а в случае, если и наследник умирал, то близкие родственники обладали правом «ожидания лена».
В Саксонском зерцале регламентируются различные виды договоров: купля-продажа, личный и имущественный наем, хранение, заем и др. Римское право не оказало существенного влияния на содержание памятника, поэтому, например, в отличие от римского права по договору займа допускалась возможность личной ответственности должника.
Подобно договорному, наследственное право основывается на правовых взглядах германцев. Так, в Зерцале отсутствует право наследования по завещанию, которое появилось позднее, во многом благодаря рецепции римского права. Яркой чертой германского наследственного права является отличие наследования по ленному и земскому правам. В то время как лен и военное снаряжение по ленному праву передавались согласно принципу майората ближайшему родственнику по мужской линии (как правило, старшему сыну), по земскому праву все имуществу делилось поровну между родственниками умершего. Исключение составляли так называемая женская доля, утренний дар, пожизненное пользование вдовы.
В значительном числе статей Саксонского зерцала рассматриваются вопросы преступлений и наказаний. Наиболее тяжкие преступления трактуются здесь уже как общественно опасные деяния, как «злодеяния» и грубые нарушения «мира». Законодатель разграничивает преступления («злодеяния») и частные правонарушения. В то же время многие правонарушения, в том числе неумышленное убийство и убийство в случае необходимой обороны, телесные повреждения, по-прежнему рассматриваются как «обида» частного лица, и за них предусматривается возмещение в виде уплаты вергельда.
Уголовные наказания были весьма суровыми. Если раньше за мелкие преступления виновный мог возместить ущерб путем уплаты штрафа (вергельд), то по Зерцалу санкции ужесточаются. Всякое выступление против императорской власти каралось смертной казнью (закалыванием). Смертная казнь полагалась и за воровство, если сумма похищенного превышала три марки. Разница между ночным и дневным вором состояла лишь в степени наказания: первого полагалось повесить, второму – отрубить голову. Среди наказаний упоминаются вырывание языка, отсечение головы и другие жестокости.
В целом Саксонское зерцало получило признание не только в своей земле: авторитет этого памятника был столь велик, что в судах Германии на него продолжали ссылаться вплоть до начала XX века.
Многие положения из Саксонского зерцала были впоследствии использованы в Магдебургском праве – сборнике норм городского права начала XIV века. Со временем на территории Германии стали повсеместно появляться сборники норм городского права. Судьи могли выносить решения исходя из судебных обычаев. Городское право представляет собой важнейший признак городского самоуправления и свободы горожан: здесь исчезало деление на свободных и несвободных. Городское право – это совокупность правовых обычаев и требований городских статутов, жалованных грамот, а также уставов цехов и гильдий. Источниками городского права можно считать: местные обычаи и вольности, законы (хартии, жалованные сеньорами), статуты городских властей, решения городских судов, реципированное римское право, ленное и каноническое право, а также торговое, морское, вексельное и цеховое право. Таким образом, это было право городских общин (бургов и штадтов в Германии, коммун во Франции, таунов и сити в Англии) выбирать собственные властные учреждения, издавать законы, осуществлять суд над жителями, поддерживать порядок с помощью собственной полиции и ополчения. Но для своего сеньора город был обязан исполнять определенные повинности: военную службу, участие в курии.
Городское право, превосходно развитое в Германии, оказывало поддержку развитию купеческого (торгового) права в рамках сотрудничества таких объединений городов, как ганзейские союзы в позднем Средневековье. Средневековые купцы были энергичными, воинственными и неутомимыми людьми, которые, однако, испытывали сильные притеснения со стороны других сословий и социальных групп. Им за дорогую плату навязывались группы вооруженных охранников под видом защиты от грабителей. Всякое судно, потерпевшее крушение на берегу моря или реки, всякая повозка, колесо которой сломалось на улице чужого города, становились вместе с товаром собственностью владельца той территории, где произошло бедствие. В этой обстановке купцы нередко отстаивали свои интересы с оружием в руках. Ганза объединяла товарищества немецких купцов на чужбине, а на родине представляла собой мощный городской торговый союз. Ганза, таким образом, – это средневековое купеческое товарищество с широкой сферой деятельности от Новгорода до Лондона.
Между тем партикуляризм ленного, земского и городского права и отсутствие единого свода имперских законов вынуждали судей все чаще обращаться к Дигестам и Кодексу Юстиниана. Возрождение интереса германских юристов к римскому праву стало заметно еще в начале XIII века, а в конце XV века Свод цивильного права был официально признан действующим источником гражданского права страны. Это положение сохранялось почти четыре столетия. По наиболее сложным казусам судьям-шеффенам разрешалось брать консультации в университетах. Свои заключения профессора – знатоки римского права – давали в форме проекта решения, иногда обязательного для суда.
Попытки общегерманской кодификации права начались еще в позднем Средневековье, в XV–XVI веках. Примером уголовно-процессуальной кодификации в Германии может служить знаменитое судебно-уголовное уложение 1532 года – Каролина, составленное при Карле V. Состоявшая из 219 статей Каролина регламентировала общие начала инквизиционно-розыскного процесса с широким использованием пыток, а также применение жестоких средневековых наказаний за содеянное уголовное преступление.
Вторая половина XVIII века ознаменовалась воплощением в правовую практику Германии принципов «просвещенного абсолютизма», в доктрине которого особое место уделялось обновлению и кодификации права. Приоритетное значение в кодификациях придавалось процессуальным и уголовным нормам, поскольку уголовная юстиция характеризовалась тогда свободой судейского усмотрения, а это не соответствовало интересам монархии.
Если первыми кодексами эпохи «просвещенного абсолютизма» стали «Свод баварских уголовных законов», «Терезиана» и «Йозефина», то, бесспорно, классическим примером кодификации «просвещенного абсолютизма» в Германии являлось Прусское земское уложение, подготовленное в период царствования Фридриха II.
Разработкой Прусского земского уложения 1794 годакаксобрания специализированных норм, занимался известный в то время правовед Сварец, в проекте которого прослеживалось влияние естественно-правовой школы, идей гражданского равенства и законности. Первая часть Уложения посвящалась «общему» праву, субъектами которого становились все граждане страны. Вторая часть содержала нормы «специального» права, регулировавшие семейно-брачные отношения, статус товариществ, чиновничества, духовенства, полицейских учреждений, а также положения опекунского права. В основу Уложения были положены принципы естественного права и законности, а также свобода совести и вероисповедания. Провозглашенное равенство, правда, носило декларативный характер, так как Уложение закрепляло сословное деление общества; каждое из сословий имело свой социально-экономический и политический статусы и вытекавшие отсюда привилегии.
Значительная часть статей Уложения посвящалась регулированию собственнических отношений. Новеллы были и в сфере семейно-брачных отношений. В Пруссии теперь получил признание гражданский брак в форме гражданского договора. Однако брак оставался сословным, вследствие чего демократизация в области семейно-брачных отношений носила ограниченный характер.
Прусское земское уложение отличалось социально-консервативным характером, что обусловило его модернизацию уже в скором времени. В середине XIX века в Пруссии было отменено крепостное право, ликвидированы сословные отличия и установлено реальное гражданское равенство. Уложение стало важнейшим источником развития германского гражданского права после создания единого германского государства в 1871 году.