Методические рекомендации по изучению темы. В дополнение к учебникам по конституционному праву России, в
В дополнение к учебникам по конституционному праву России, в
которых, как правило, данная тема освещена достаточно широко и полно,
рекомендуется воспользоваться специальным учебным пособием
«Парламентское право России», разработанным группой специалистов
под редакцией И. М. Степанова и Т. Я. Хабриевой.
При подготовке по первому вопросу темы следует сосредоточиться
на характеристике места и роли Федерального Собрания Российской
Федерации в системе органов государственной власти России. При
этом следует учесть, что Федеральное Собрание является
одновременно представительным и законодательным органом
государственной власти, т. е. выступает представителем российского
народа и осуществляет законодательные функции.
Затем надо рассмотреть основные функции Федерального
Собрания: представительную, законодательную и контрольную.
Подготовку по второму вопросу темы целесообразно начать с
изучения федерального закона «О выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Учитывая тот
факт, что ранее уже рассматривалась отдельная тема «Избирательная
система России», в рамках данного вопроса надо лишь выделить и
обсудить особенности выборов депутатов Государственной Думы. К
их числу относятся: использование пропорциональной избирательной
системы, в том числе порядок распределения мандатов; запрет на
создание избирательных блоков; увеличение заградительного барьера
с 5 до 7 %; исключение из избирательных бюллетеней графы «против
всех избирательных объединений» и т. д.
При подготовке ответа на третий вопрос темы надо обратить
внимание на порядок формирования Совета Федерации. В частности,
необходимо четко уяснить, в каком порядке осуществляется
назначение (избрание) членов Совета Федерации Федерального
Собрания РФ.
Четвертый вопрос темы обычно вызывает затруднения у
студентов. Отчасти это связано с тем, что при подготовке к
семинарским занятиям не используются регламенты палат. Именно на
основе данных нормативных правовых актов рекомендуется
осуществлять подготовку по рассматриваемому вопросу. Особое
внимание надо уделить порядку формирования и статусу: а) Совета
Государственной Думы; б) депутатских объединений; в) комитетов и
комиссий обеих палат.
Обсуждение пятого вопроса надо построить на базе федерального
закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации».
Подготовку ответа по шестому вопросу темы целесообразно будет
начать с определения федерального законодательного процесса.
Профессор С. А. Авакьян, автор известной работы «Федеральное
Собрание — парламент Российской Федерации», рассматривает
законодательный процесс «как совокупность процедур и действий,
результатом которых является принятие и вступление в силу
закона государства». Далее необходимо последовательно
рассмотреть все стадии законодательного процесса в Федеральном
Собрании:
1) осуществление права законодательной инициативы;
2) рассмотрение законопроектов Государственной Думой и
принятие ею законов;
3) рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Фе-
дерации;
4) подписание и обнародование законов Президентом Российской
Федерации. Президентское вето.
Отдельное внимание в рамках данного вопроса следует обратить
на особенности принятия законов о поправках к Конституции
Российской Федерации, федеральных конституционных законов и
федерального закона о федеральном бюджете.
Рекомендуемая литература.
1. Авакьян С. А. Федеральное Собрание России: Перспективы
совершенствования организации и деятельности // Вестн. Моск. ун-та.
Сер. 11, Право. 2002. № 2.
2. Адарчева Л. С. О совершенствовании законодательной
деятельности Государственной Думы // Журн. рос. права. 2000. № 3. 3.Булаков О.Н. Взаимодействие Совета Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, международными и общественными организациями // Законодательство и экономика. 2004. № 9.
4. Булаков О. Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации.
СПб., 2003. 5.Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Органы государственной власти современной России: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К0», 2003.
6. Гранкин И. В. Парламент России. М., 2001.
7. Гранкин И. В. Конституционно-правовое регулирование
деятельности Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право.
2005. № 6.
8.Гранкин ИВ. Законодательные органы: перспективы развития. - М.: НИИ государствоведения и местного самоуправления; Издательство гуманитарной литературы, 2007.
9.Спиридонов A.A. Институт парламентских расследований в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование. Автореф. канд. юрид. наук. Москва, 2008. 10. Кокотов А. Н. Федеральный законодательный процесс: Понятие
и структура // Правоведение. 2001. № 1.
11. Краснова О. И. К вопросу о некоторых принципах федерального
законодательного процесса России // Гос-во и право. 2005. № 12.
12. Крестьянинов Е. В. Процедурные особенности рассмотрения
Советом Федерации федеральных законов, подлежащих _____и не
подлежащих его обязательному рассмотрению // Гос-во и право. 1997. №9.
13. Кутафин О. Е. Неприкосновенность в конституционном праве
Российской Федерации. М., 2004.
14. Любимов А. П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. М., 1998.
15. Миронов О. О. Конституционный статус депутатов парламентов
// Журн. рос. права. 1997. № 9. 16.Омаров С.М. Федеральное Собрание и Конституционный Суд Российской Федерации в системе разделения властей // Евразийский юридический журнал. 2012. № 2.
17.Омаров С.М. Основные проблемы реализации послания Конституционного Суда Федеральному Собранию Российской Федерации // Право. Журнал высшей школы экономики. 2011. № 4.
18. Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. Т. Я.
Хабриевой. М., 2003.
19. Студеникина М. С. Вступление федерального закона в силу:
Правовое регулирование и практика // Журн. рос. права. 2000. № 7.
20. Филиппова H.A. Представительство субнациональных интересов в Совете Федерации Федерального Собрания РФ: функциональная и делегативная модели // Российский юридическая журнал. 2008. № 2.
21. Чиркин В. Е. Пути развития современного парламента: Мини-
парламенты // Правоведение. 2002. № 2.
22. Шувалов И. И. Правительство Российской Федерации в
законотворческом процессе. М., 2004.
Нормативные правовые акты.
1. Конституция Российской Федерации. М., 2009.
2. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ (ред. от 21.11. 2011 г.) «О статусе члена Совета Федерации и статусе
депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74.
3. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ (ред. от 17.10.2011 г.) «О порядке формирования Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 32.
Ст. 3336.
4. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ9 ( ред. от 02.05.2012 г.) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.
5. Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2004 г.
№ 792 (ред. от 14.11. 2011 г.) «О полномочных представителях
Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // СЗ РФ. 2004. № 7. Ст. 674.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 1
февраля 2000 г. № 94 (ред. от 17.11.2011 г.) «О полномочных
представителях Правительства Российской Федерации в палатах
Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 6.
Ст. 774.
Судебная практика.
1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от
23 марта 1995 г. № 1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и ста-
тьи 106 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 13. Ст. 1207.
2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от
12 апреля 1995 г. № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105
(части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2)
Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 16. Ст. 1451.
3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации
от 6 апреля 1998 г. № 11-П «По делу о разрешении спора между
Советом Федерации и Президентом Российской Федерации, между
Государственной Думой и Президентом Российской Федерации об
обязанности Президента Российской Федерации подписать принятый
Федеральный закон “О культурных ценностях, перемещенных в Союз
ССР в результате Второй Мировой войны и находящихся на
территории Российской Федерации”» // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1879.
4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от
11 декабря 1998 г. № 28-П «По делу о толковании положений части 4 ста-
тьи 111 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6447.
5. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от
11 ноября 1999 г. № 15-П «По делу о толковании статей 84 (пункт “б”), 99
(части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // СЗ
РФ. 1999. № 47. Ст. 5787.
6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от
1 декабря 1999 г. № 17-П «По спору о компетенции между Советом
Федерации и Президентом Российской Федерации относительно
принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении
Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с
возбуждением в отношении него уголовного дела» // СЗ РФ. 1999. № 51.
Ст. 6364.
7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации
от 23 апреля 2004 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности
отдельных положений Федеральных законов “О федеральном бюджете
на 2002 год”, “О федеральном бюджете на 2003 год”, “О федеральном
бюджете на 2004 год” и приложений к ним в связи с запросом группы
членов Совета Федерации и жалобой гражданина А. В. Жмаковского» //
СЗ РФ. 2004. № 19, ч. 2. Ст. 1923.
Ресурсы сети Интернет.
1. Официальный сервер органов государственной власти
Российской Федерации // www.gov.ru
2. Официальный сайт Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации // www.duma.gov.ru
3. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации // www.council.gov.ru
Тема 11.Правительство Российской Федерации.(4 часа)
План.
1. Понятие исполнительной власти и ее место в системе разде-
ления властей в Российской Федерации.
2. Система федеральных органов исполнительной власти.
3. Правительство Российской Федерации: понятие, состав, порядок фор-
мирования, организация деятельности.
4. Полномочия и акты Правительства Российской Федерации.
5. Основания и порядок отставки Правительства Российской Фе-
дерации.