Порядок назначения и проведения референдума
ФКЗ «О референдуме РФ» от 28.06.2004 - Глава 2 «Инициатива проведения референдума. Назначение референдума»; Глава 3 «Комиссии референдума»; Глава 4 «Статус наблюдателей».
Статья 14. Инициатива проведения референдума:
1) не менее чем 2 000 000 граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 000 из них;
2) Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции РФ (вынесение на референдум проекта новой Конституции);
3) федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных м/н договором РФ и настоящим ФКЗ.
Статья 23. Назначение референдума:
1. Референдум назначает Президент РФ. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу референдума. КС РФ направляет свое решение Президенту РФ, решение КС подлежит незамедлительному опубликованию.
2. Если КС РФ признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу соответствующей Конституции РФ, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения КС РФ назначает референдум. В случае, если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения КС РФ.
3. Президент определяет день голосования. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.
4. При назначении референдума в соответствии с м/н договором РФ могут быть установлены иные сроки проведения референдума.
Статья 24. Система и статус комиссий референдума
1. Подготовку и проведение референдума осуществляют избирательные комиссии, созданные и действующие на постоянной основе, а также специальные территориальные комиссии референдума и участковые комиссии референдума.
2. Система комиссий референдума в порядке от вышестоящих к нижестоящим:
1)Центральная избирательная комиссия РФ;
2)избирательные комиссии субъектов РФ;
3)территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований (осуществляют контроль за подготовкой и проведением референдума на соответствующей территории и создает участковые комиссии), а также специальные территориальные комиссии референдума в случае их формирования;
4)участковые комиссии референдума (осуществляют контроль за подготовкой и проведением референдума на территории участка референдума).
3. Решение вышестоящей комиссии референдума, принятое в пределах ее компетенции, обязательно для нижестоящих комиссий референдума.
4. Решение комиссии референдума, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией референдума или судом.
5. Комиссии референдума в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов МСУ.
Статья 36. Наблюдатели:
Наблюдателей вправе назначить инициативная группа по проведению референдума, политические партии, иные общероссийские общественные объединения, а также инициативные агитационные группы.
36.Правовой статус политических партий: порядок создания и деятельности, основы внутреннего устройства, основания приостановления деятельности и ликвидации
ПП - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах МСУ.
ПП должна отвечать следующим требованиям:
- иметь региональные отделения более чем в 1/2 субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной ПП;
- в ней должно состоять не менее 50 000 членов, при этом более чем в 1/2 субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения (структурные подразделения ПП, осуществляющие свою деятельность на территории субъекта РФ) численностью не менее 500 членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов ПП;
- руководящие и иные органы ПП, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.
Цели и задачи ПП излагаются в ее уставе и программе.
Основными целями ПП являются:
- формирование общественного мнения;
- политическое образование и воспитание граждан;
- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
- выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.
Основные принципы деятельности ПП:
- добровольность, равноправие, самоуправление, законность и гласность (информация об их учредительных и программных документах является общедоступной);
- их деятельность не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией.
ПП считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.
Членство в ПП является добровольным и индивидуальным; членами могут быть граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами ПП иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане РФ, признанные судом недееспособными.
Высшим руководящим органом ПП является съезд политической партии. Избрание руководящих органов ПП должно осуществляться не реже одного раза в четыре года; региональных отделений - не реже одного раза в два года.
ПП вправе:
- свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;
- участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных настоящим ФЗ и иными законами;
- участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством РФ;
- организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;
- учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;
- создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;
- вправе участвовать в выборах и референдумах самостоятельно, а также вступать в избирательные блоки с другими политическими партиями, иными избирательными объединениями в порядке, установленном избирательным законодательством.
ПП обязана: соблюдать в своей деятельности Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также устав ПП.
Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации. Ликвидация политической партии:
1.по решению ее высшего руководящего органа – съезда;
2.по решению Верховного Суда РФ (в случае неучастия ее в течение 5 лет подряд в выборах; отсутствия региональных отделений политической партии численностью не менее 500 членов политической партии более чем в половине субъектов РФ; отсутствия необходимого числа членов политической партии (10000 человек); нарушения статьи 13 Конституции).
37. Организационно-правовые формы общественных объединений в РФ ????
ФЗ РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 (в редакции ФЗ от 02.11.2004):
Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе ОО. ОО имеет право:
- свободно распространять информацию о своей деятельности;
- проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
- учреждать СМИ и осуществлять издательскую деятельность;
- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
- участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством РФ.
Статья 7. Организационно-правовые формы ОО:
- общественная организация;
- общественное движение;
- общественный фонд;
- общественное учреждение;
- орган общественной самодеятельности;
- политическая партия.
Статья 8. Общественная организация
Общественной организацией является основанное на членстве ОО, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - ОО, если иное не установлено настоящим ФЗ и законами об отдельных видах общественных объединений.
Статья 9. Общественное движение
Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое ОО, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Статья 10. Общественный фонд
Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства ОО, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
Статья 11. Общественное учреждение
Общественным учреждением является не имеющее членства ОО, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).
Статья 12. Орган общественной самодеятельности
Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства ОО, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций..
Статья 12.2. Политические партии.
44.РФ – светское государство
Статья 14 Конституции РФ: РФ - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 28: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Светское государство:
- Религиозные организации отделены от государства, и не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства;
- Государство не вправе контролировать отношения своих граждан к религии;
- Светский характер образования - отделение школы от церкви;
- Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;
- Религиозные организации не выполняют по поручению государства никаких юридических функций;
- Государство не оказывает ни одной из конфессий, ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи;
- Конфессии занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения, не вмешиваясь в политическую жизнь страны;
- Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, обеспечивая равенство всех религиозных организаций перед законом.
Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.