Политико-правовое учение Эмиля Дюркгейма 409
Эпоха. Индустриализация влекла за собой вытеснение ценностей и институтов традиционного общества, отчуждение индивида от общества, асоциальное поведение. Развитие статистики и экспериментальной психологии в конце XIX — начале XX в. способствовали развитию эмпирических исследований, в том числе и в социологии.
Биография. Э. Дюркгейм происходил из семьи потомственных раввинов, но не согласился продолжить традицию, выбрав для себя научное поприще. С 1879 по 1882 г. обучался в Высшей нормальной школе в Париже. Профессиональная деятельность Дюркгейма была связана с преподаванием, сначала — философии в провинциальных лицеях, а затем — социальной науки и педагогики в Бордоском университете и в Сорбонне. Многие лекционные курсы легли в основу его научных произведений.
Логическое основание политика-правового учения. Использование социологического подхода к пониманию правовых явлений. Дюркгейм сформулировал общесоциологический постулат, согласно которому «социальные факты должны рассматриваться как вещи», извне, — с использованием наблюдений и экспериментов. Испытал на себе влияние теории солидарности О. Конта. В своих социологических исследованиях Дюркгейм развил теорию морали И. Канта, выводя мораль не из практического разума индивидов, а из условий жизни самого общества.
Основные работы: «Оразделении общественного труда» (1893); «Метод социологии» (1895); «Самоубийство» (1897); «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Содержание политико-правового учения. Право как отражение социальной солидарности. В работах Дюркгейма большое место отводится праву. Тем не менее изучение права не являлось самоцелью, оно было лишь способом объяснить извне социальную солидарность. Право, по мнению Дюркгейма, представляет собой наиболее устойчивую форму организации общества.
Вслед за Контом Дюркгейм рассматривает социальную солидарность как основу любого общества и приходит к выводу, что внешним, к тому же вполне наблюдаемым фактом этой солидарности является право. Таким образом, право для Дюркгейма есть отражение социальной солидарности, ее «видимый символ»: «Действительно, социальная жизнь повсюду, где она долго существует, неизбежно стремится принять определенную форму и организоваться, и
I
410____ Глава 23. Политические и правовые учения...__
право — не что иное, как сама эта организация в ее наиболее устойчивом и точном выражении... Значит, мы можем быть уверены, что найдем отраженными в праве все существенные разновидности социальной солидарности».
Дюркгейм допускает, что социальная солидарность может быть отражена не только в праве, но и в нравах общества. Однако может сложиться ситуация, когда нравы будут противоречить праву. Эту ситуацию Дюркгейм расценивает как ненормальное, исключительное явление, т.е. как временную социальную патологию: «Нормально нравы не противоположны праву, но, напротив, суть основания его».
Дюркгейм ставит перед собой задачу проанализировать типичную ситуацию соответствия права социальной солидарности: «...Если могут создаваться такие типы социальной солидарности, которые проявляются только в нравах, то они второстепенны; наоборот, право воспроизводит все те, которые существенны, а именно их нам и нужно изучить».
Классификация права. Дюркгейм критически относится к классификации права на право публичное и право частное, — классификации, предложенной еще римским юристом Улышаном: «Всякое право является частным в том смысле, что постоянно и всюду существуют и действуют только индивиды; но прежде всего всякое право является публичным в том смысле, что оно — социальная функция и что все индивиды — хотя и различным образом.— суть должностные лица общества».
Дюркгейм предлагает свою классификацию права. Критерием этой классификации, ее социокультурным основанием служит санкция правовых норм: «Уместно, стало быть, классифицировать юридические правила согласно различным санкциям, которые с ними связаны».
Дюркгейм различает санкции:
• репрессивные (карательные), которые состоят в при
чинении правонарушителю страданий;
• реститутивные (восстановительные), направленные на
привидение «нарушенных связей к их нормальной форме».
Таким образом, Дюркгейм выделяет право, действенность которого обеспечивается:
■/ репрессивными санкциями;
S восстановительными санкциями:
-> «Следовательно, юридические правила надо разделить на два больших вида, согласно тому, имеют ли они
23.4. Политико-правовое учение Эмиля Дюркгейма 411
организованные репрессивные санкции или санкции только реститутивные. Первый охватывает все уголовное право; второй — право гражданское, коммерческое, процессуальное, административное и конституционное, исключая уголовные правила, которые могут там находиться».
Вслед за Г. Спенсером, который различал общества военного типа и общества промышленного типа, Дюркгейм, следуя своей теории солидарности, различает:
• общества с механической солидарностью (архаические
общества);
• общества с органической солидарностью (современные
общества).
В обществах первого типа личное начало поглощено общественным и солидарность в них поддерживается посредством репрессивного права, а в обществах второго типа индивиды имеют развитое сознание своей связи с общественным целым, и потому органическая солидарность поддерживается действием реститутивного права, с помощью которого восстанавливается нарушенный порядок вещей и восстанавливается равновесие (табл. 17).
Таблица 17
Социологическая | типология права |
Архаические общества | Современные общества |
с механической солидарностью | с органической солидарностью |
Личность ~ | - общество: |
личность поглощена обществом | личность органично связана с обществом |
Солидарность поддерживается посредством: | |
репрессивного права | реститутивного права |
Теория преступности. Дюркгейм разработал социологическую теорию преступности. В отличие от принятых взглядов на преступление как патологию он считал преступление нормальным явлением, ибо «общество, лишенное его, было бы совершенно невозможно». Преступность, по мнению Дюркгейма, внутренне присуща любому обществу, и в этом смысле она нормальное, а не исключительное явление: «Нет, следовательно, явления с более несом-
412____ Глава 23. Политические и правовые учения...___________
ненными симптомами нормальности, поскольку оно тесно связано с условиями всякой коллективной жизни».
Дюркгейм полагал, что патологический характер преступность принимает лишь тогда, когда превосходит определенный уровень. Он трактует преступление, исходя из своей концепции социальных представлений, как действие, противоречащее коллективному сознанию: «Преступление... представляет собой действие, оскорбляющее известные коллективные чувства, наделенные особой энергией и отчетливостью. Для того чтобы в данном обществе перестали совершаться действия, признаваемые преступными, нужно было бы, чтобы оскорбляемые ими чувства встречались во всех индивидуальных сознаниях без исключения, и с той степенью силы, какая необходима для того, чтобы сдержать противоположные чувства».
Такое понимание преступления привело его к новому пониманию цели наказания: это отнюдь не исправление преступника, и даже не предупреждение аналогичных преступлений, это залечивание «ран, нанесенных коллективным чувствам».
Дюркгейм не только обосновал положение, согласно которому преступность внутренне присуща любому обществу, но и признал полезность определенного рода преступлений для последующего развития в обществе гуманизма. Такую позицию он обосновал, сославшись на исторический факт — казнь Сократа: «Согласно афинскому праву Сократ был преступником, и его осуждение было вполне справедливым. Между тем его преступление, а именно самостоятельность его мысли, было полезно не только для человечества, но и для его родины. Оно служило подготовке новой нравственности и новой веры, в которых нуждались тогда Афины, потому что традиции, которыми они жили до сих пор, не отвечали более условиям их существования».
Именно такую положительную роль для современной западной цивилизации сыграло уголовное дело в отношении Сократа: «Пример Сократа не единственный, он периодически повторяется в истории. Свобода мысли, которой мы теперь пользуемся, никогда не могла бы быть провозглашена, если бы запрещавшие ее правила не нарушались, прежде чем были торжественно отменены».
Понятие аномии. Дюркгейм использовал понятие аномии для описания ситуации упадка норм морали и права.
_____ 23.4. Политико-правовое учение Эмиля Дюркгейма 413
Аномия (греч. a-nomos) — отсутствие закона.
Эта ситуация возникает в момент общественной дезорганизации, которая приводит к радикальной переоценке ценностей и, как следствие, к росту самоубийств: «В момент общественной дезорганизации, будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований, общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека. И в этом мы находим объяснение тех резких повышений кривой самоубийств, которые мы установили...».
Э. Дюркгейм признается классиком юридической социологии. Он внес большой вклад в развитие методологии данной науки. Сформулированный Дюркгеймом общесоциологический постулат о том, что «социальные факты должны рассматриваться как вепди», извне, с использованием наблюдений и экспериментов, стал признанным методом юридической социологии, выраженном в принципе объективности. Дюркгейм расширил понятийный аппарат юридической социологии. Используемые им конструкции, такие, как социальный институт или коллективное сознание, трансформировались в юридической социологии в понятия правового института и правосознания.
Дюркгейм как социолог по-новому рассмотрел ряд правовых проблем, таких, например, как фундаментальные понятия уголовного права: преступление и наказание. Эти положения Дюркгейма оказали заметное воздействие на развитие социологии преступности (криминологии) и социологии уголовного права. Для социологии преступности большое значение имеет также понятие аномии, выработанное Дюркгеймом.
Научное общение связывало социолога Дюркгейма с французским правоведом Л. Дюги, что во многом определило оригинальность выработанной Дюги социологической теории права.
Дюркгейм занимался также исследованиями генезиса правовых институтов на основе материалов об архаических обществах. Продолжением этих исследований считаются работы в области юридической этнологии таких ученых, как П. Фокконе, М. Мосс, Ж. Дави, А. Леви-Брюль и др.
414 Глава 23. Политические и правовые учения...
Некоторые положения правового учения Дюркгейма современные ученые оспаривают. Так, французский антрополог права Норберт Рулан считает, что Дюркгейм пренебрег «тем доказанным фактом, что во всех обществах существует одновременно репрессивное и реститутивное право».
23.5. Солидаристская теория права и государства Леона Дюги
Дюги Леон(1859-1928) — французский социолог, профессор права университета г. Бордо, представитель политико-правового учения солидаризма.
Эпоха. Со второй половины XIX в. представления широких масс населения о государстве формировались под сильным воздействием теорий анархизма и марксизма. Теоретики анархизма и марксизма отрицали фундаментальную ценность института государства: анархисты не признавали значимость государства для современного общества, а марксисты — для будущего человеческого общества.
На рубеже XIX-XX вв. западная наука о государстве разрабатывалась в рамках университетской науки, не находя отражения в сознании народа. По оценке русского правоведа Н.Н. Алексеева, шел процесс потери «чувства реальности государства», доказательством чему стало возникновение теорий, в которых государство отождествлялось с другими явлениями. Именно в это время сформировалась теория австрийского правоведа Ганса Кельзена, который отождествил государство с правом, т.е. с нормами должного, а не сущего. Однако теории анархизма и марксизма оказали заметное влияние на развитие классической университетской науки о государстве. Это влияние прослеживается, например, в теории синдикалистского государства Леона Дюги. Защита ценности государства, которую отрицали анархисты и марксисты, нашла свое отражение в теории институ-ционализма Мориса Ориу.
Биография. Леон Дюги родился в Либурне близ г. Бордо, в семье юриста. С 1886 г. и до конца своей жизни преподавал на юридическом факультете в г. Бордо, одном из известных университетских центров Франции.
Логическое основание политике-правового учения. Л. Дюги испытал влияние идей О. Конта, основателя социо-
_____ 23.5. Солидаристская теория права и государства... 415
логии как науки, автора понятия «солидарность», Э. Дюркгейма, который считал общественное разделение труда основой солидарности между классами.
Дюги не признавал теорию «научного социализма» К. Маркса. Он считал, что «учение о борьбе классов есть отвратительная доктрина»; «мы не идем к уничтожению одного класса другим, а напротив, к режиму координации и иерархии классов».