Крестьянские восстания в Кабарде и Горских обществах
В 1913 г.
После первой русской революции 1905-1907 гг., несмотря на то, что она потерпела поражение, царское правительство извлекло из нее уроки. Одной из важнейших проблем российской действительности оставалась аграрная политика. Многомиллионная армия крестьянства испытывала сильный гнет со стороны помещиков и кулаков. Сельское хозяйство оставалось низкорентабельным, огромное количество крестьянства не имели ни земли, ни скота.
Необходимо было принять срочные меры по оздоровлению сельского хозяйства и развитию капиталистических отношений на селе. Для этого необходимо было разрушить патриархально-крепостнические порядки, которые еще имели место в жизни села, несмотря на то, что в 1861 г. отменено крепостное право.
Новая аграрная реформа, которая была осуществлена в России, вошла в ее историю как Столыпинская аграрная политика. Она была закреплена указом от 9 ноября 1906 г. и законом от 14 июня 1910 г. Сущность этой политики заключалась в разрушении сельской общины, в развитии капиталистических отношений на селе и создании опоры царизма в лице сельской буржуазии – кулачества. По этой реформе каждый крестьянин получал право выйти из общины и закрепить свой надел в личной собственности. Крестьянам, выделившимся из общины, земля предоставлялась в одном месте (хутор или оброк). Это был значительный шаг вперед и эта реформа создавала возможности дальнейшего развития сельского хозяйства и расширения этой отрасли экономики капиталистических отношений.
В Столыпинской аграрной рформе особое место отводилось переселенческой политике крестьян российской глубинки, которые испытывали земельный голод, в окраины Российской империи. Крестьяне центральных губерний переселялись в Сибирь, Среднюю Азию и на Кавказ. Проводя переселение в Среднюю Азию и на Кавказ, царизм рассчитывал также создать в лице переселенцев опору в колонизируемых национальных окраинах.
Главный поток переселенцев на Северный Кавказ шел из южных губерний Российской империи, где аграрное перенаселение было достаточно велико. По данным, опубликованным в газете «Терские ведомости» за 1910 г., в результате переселенческой политики только в 1905-1910 гг. на Кавказе возникло 261 русское поселение.
На территории Кабарды в этот период появилось немало русских переселенцев, преимущественно из южных губерний. Они образовывали здесь отдельные поселки или же селились в качестве иногородних в ранее возникших казачьих станицах.
Как было отмечено выше, процесс заселение Северного Кавказа русскими и украинцами начался еще в XVI в. Особенно этот процесс усилился во второй половине XVIII в., когда началась Русско-Кавказская война. Таким образом, заселение территории Кабарды русским населением до Первой мировой войны протекал в основном в два этапа: на первом (вторая половина XVIII – первая половина Х1Х в.) ее территорию заселили казаки; на втором (конец Х1Х - начало ХХ в.) - крестьяне. И все существующие ныне русские и украинские станицы и большая часть сел и хуторов Кабардино-Балкарии были образованы до начала Первой мировой войны. Чтобы проследить динамику роста численности русскоязычного населения на территории Кабарды, можно привести некоторые данные. Например, в 1903 г. в Нальчикском округе (русские и украинские населенные пункты создавались только на исторической территории Кабарды) проживали 13 105 русских и украинцев; это в 1,4 раза было больше, чем их было в Кабарде в 1897 г. Все русские села и хутора, кроме поселка Баксана (русский Баксан), были этнически довольно однородными: там проживали почти исключительно русские и украинцы. В Баксане, кроме русских, проживали евреи, армяне и люди других национальностей. Большой этнической пестротой по-прежнему отличалась слобода Нальчик. Здесь русские и украинцы, т.е. русскоязычное население, составляли 62 процента общего числа жителей, или 3327 человек. В 1914 г. в Большой Кабарде проживало русских 12 944 человека. В Нальчике в 1913 г. русских и украинцев было 4380 человек. После воссоединения Большой и Малой Кабарды, к 1914 г., русскоязычное население на территории Нальчикского округа составляло около 19 тыс. человек.
Столыпинская аграрная политика прямо не распространялась на Кабарду и Горские общества, так же, как и на всю Терскую область. Но, несмотря на это, местными властями предпринимались шаги по вовлечению отдельных районов края в сферу действия Столыпинской аграрной реформы. Опираясь на аграрную политику царизма, кабардинские и балкарские феодалы, особенно крупные коннозаводчики и скотоводы, добивались изменения порядка пользования Нагорными (высокогорными альпийскими) и Зольскими пастбищами. Кулаки настаивали на распределении пастбищных угодий по числу рабочего скота, так как в этом случае они получили бы большие участки пастбищных и сенокосных угодий.
В первую очередь были удовлетворены обращения кабардинских коннозаводчиков, обосновывали их предлогом улучшения коневодства (в развитии которого было заинтересовано само царское правительство). В 1907 г. им была выделена лучшая часть пастбищных угодий с целью, как было отмечено в правительственном постановлении, «поддержать прежде всего крупное коневодство».
Зольские пастбища, составлявшие значительную часть пастбищного фонда Кабарды, были разделены на 329 участков и 40 десятин в каждом и сданы в долгосрочную аренду под хутора кабардинским кулакам и помещикам с правом возведения на этих участках хуторских построек. Но многие кабардинские помещики и кулаки не использовали эти земли для дальнейшего развития коневодства, а сдавали их в аренду мелкими участками на кабальных условиях и получали большие прибыли.
Однако несмотря на это, кабардинские князья и балкарские таубии, дворяне и кулаки стали добиваться захвата всех горных пастбищ. С этой целью они разработали новый проект распределения пастбищ, согласно которому значительная и лучшая часть их должна была быть передана в частное пользование князьям, коннозаводчикам и кулакам. Так называемые запасные земли нагорной полосы составляли около 50 процентов всей площади земельных угодий Кабарды. По данным землеустроительной комиссии, их численность составила 315 385 десятин, из которых 264 630 дес. составляли высокогорные пастбища, а 25 660 десятин были расположены по реке Золке. Это были самые ценные Зольские пастбища. Чтобы придать видимость общенародного решения передачи Зольских пастбищ кабардинским коннозаводчикам в 1912 г. местные власти организовали в Нальчике съезд доверенных от сельских обществ. На этом съезде были действительно доверенные лица от князей и дворян – коннозаводчиков, кулаков. Они приняли решение, якобы от имени народа, установить новые правила пользования Зольскими пастбищами. Эти «Правила» полностью отвечали принципам Столыпинской аграрной политики, поэтому они были без всяких затруднений утверждены Кавказской администрацией. Согласно этим «Правилам», Зольские пастбища разбивались на отдельные участки по 40 дес., в каждом, выделяемые в долгосторочную аренду на каждые 10 конематок.
Распределенные таким образом пастбищные участки отдавались кабардинским князьям и кулакам в долгосрочную аренду сроком на 12 лет по цене 2 руб. за 1 дес. Фактически же Зольские пастбища были переданы в полную собственность помещикам и кулакам, т.к. в в 46 пункте «Правил» было оговорено, что «арендные права на коневодческие участки переходят по наследству». Этими «Правилами», таким образом, лучшая часть Зольских пастбищ – 12 тыс. дес., расположенных в равнинной части, была передана в монопольное пользование коннозаводчиков. Пастбищные земли в Нагорной полосе тоже перешли к кабардинским помещикам и кулакам. Когда все участки на реке Золке были розданы, для отдельных кабардинских помещиков и кулаков были выделены земельные участки в нагорной полосе на реке Малке и в других местах. Так, например, крупные коннозаводчики князья Атажукины и Мисостовы, которым не досталось пастбищных участков на Золке, были наделены на тех же условиях соответствующим количеством пастбищных земель на реке Кичмалке.
В результате этих мероприятий большая часть земельного фонда досталась помещикам и кулакам. Основная масса крестьян лишалась пастбищных угодий. В условиях ухудшения положения крестьянства участились их волнения. На сельских сходах выносились приговоры с протестом против раздачи пастбищных участков коннозаводчикам. Жители селений Сармаково, Урвань, Старый Черек, Баксаненок, Кенже и другие требовали возвратить им отнятые земли. Крестьянские волнения набирали обороты, участились аграрные беспорядки. Серьезные волнения крестьян имели место и в Балкарских обществах. Так, например, весной 1910г. в Чегемском обществе произошло волнение крестьян, арендовавших в течение нескольких лет у кабардинского князя Наурузова земельные участки. Землевладелец, не предупредив своих крестьян, сдал свои участки новым арендаторам, поставив чегемцев в трудное положение. В ответ на это чегемцы заняли земельные участки Наурузова и пригнали свой скот. Лишь прибывшая по просьбе Наурузова сотня Терской охраны и милиции силой оружия согнала их оттуда. Многие крестьяне были арестованы и подвергнуты наказаниям. Вновь в 1910 г. аналогичное выступление крестьян произошло, и оно было подавлено силой оружия, и 42 активных участника волнения были арестованы. В 1912 г. произошло крестьянское волнение и в Хуламском обществе.
Наивысшим подъемом крестьянских волнений в Кабарде и Горских обществах характеризуется 1913 г. Именно в этом году произошли два крупных восстания кабардинских и балкарских крестьян. В мае 1913 г. общее недовольство кабардинских крестьян вылилось в вооруженное восстание, которое в короткий срок охватило много селений. В истории классовой борьбы крестьян Кабарды это восстание вошло как Зольское восстание.
Поводом к восстанию послужило то, что, когда весной крестьяне погнали свой скот на Зольские пастбища, они были встречены отрядом стражников. На пастбища допускались только княжеские и кулацкие стада, крестьянский же скот был задержан. В результате этого за несколько дней на узком прогоне скопилось сотни тысяч голов крестьянских овец, коров, лошадей. От бескормицы и отсутствия водопоя начался падеж скота, в то время как по ту сторону реки Золки паслись табуны кабардинских коннозаводчиков.
Борьба за Зольские пастбища началась с выступления крестьян сел. Наурузово. Вскоре волнение охватило более
10 кабардинских селений. Коннозаводчики пытались уладить конфликт и предлагали вести переговоры с властями. Но крестьяне отклонили эти предложения и решили выступить на Золку организованно, совместно с крестьянами других селений. Более того, они дали клятву друг другу добиться своего. Клятва была дана у кургана, расположенного в окрестностях сел. Наурузово; впоследствии это место получило в народе название «Курган клятвы».
Решено было выступить утром 30 мая 1913 г. и отправиться на Зольские пастбища с тем, чтобы оттуда изгнать весь скот помещиков и кулаков и перегнать свой скот. Окружные власти, увидев серьезность намерений крестьян и во избежание дальнейшего распространения крестьянских беспорядков в сел. Наурузово, попросили выслать отряд солдат во главе с помощником начальника 1-го участка князем Докшоковым, который приказал собравшимся разойтись по домам. Когда собравшиеся отказались, Докшоков приказал арестовать несколько человек, но это лишь обострило обстановку и крестьяне еще больше возмутились. Арестованные были освобождены силой, а Докшоков со своим отрядом вынужден был бежать. Воодушевленные этой незначительной победой, крестьяне двинулись на Золку.
31 мая на реку Малку, где собралось множество крестьян со своим скотом, прибыл начальник округа полковник Клишбиев с отрядом стражников. На его предложение вернуться в свои селения крестьяне и на этот раз ответили отказом. Более того, Клишбиеву стали угрожать расправой, после чего он спасся бегством.
Крестьяне двигались в сторону Зольских пастбищ. По пути следования к ним присоединялись все новые и новые крестьяне,
и 2 июня 1913 г. многотысячная толпа прибыла на Золку, прогнала оттуда княжеские табуны и заняла пастбища. Дело приняло настолько серьезный характер, что по распоряжению начальника Терской области в Кабарду была отправлена карательная экспедиция во главе с помощником начальника области генералом Степановым, получившим приказ применить «в случае надобности вооруженную силу».
Волнения на Золке продолжались. Тогда Степанов пригрозил расправой и в подтверждение своей угрозы приказал дать несколько артиллерийских залпов. Только под угрозой артиллерийского расстрела восставшие 3 июня покинули Зольские пастбища и угнали свой скот домой. Восстание потерпело поражение. После этого начались аресты. Только из одного сел. Наурузово было арестовано 54 человека, а в сел. Ашабово – 23 человека. Безоружные и неорганизованные крестьяне были бессильны перед армией, вооруженной артиллерией.
Как самых активных участников и организаторов восстания, были арестованы Пшемахо Ирижев, Бота Мазанов, Локман Шомахов, Тута Гукетлов, Асхад Шогенцуков и др. Они все были сосланы в Сибирь. По личному распоряжению Сосланбека Клишбиева за участие в Зольском восстании было арестовано и осуждено более 60 человек. Кроме того, по его приказанию за счет жителей сел.Ашабово были возмещены все расходы на содержание войск, вызванных для подавления восстания.
Крупное восстание балкарских крестьян Черекского ущелья произошло в том же, 1913 г. Это восстание крестьян вошло в историю как Черекское восстание. Восстание крестьян Балкарского общества было вызвано захватом таубиями Жанхотовыми общественных земель и лесных участков: Карасуйского, Бабугентского, Ташлы-Талинского и др. общей площадью в 42 тыс. дес., которые принадлежали с 1865 г. Балкарским обществам.
Жанхотовы и Женоковы постепенно начали захватывать общественные земли. Их действия вызвали сильное возмущение балкарских крестьян. Пока они добивались в различных инстанциях приостановки захвата их земель, Жанхотовы и Женоковы продали Карасуйский и Бабугентский лесные участки лесопромышленникам и купцам Бондаренко и Саферову и получили задатки. Крестьяне Черекского ущелья были лишены возможности пользоваться этими лесами.
Поводом к восстанию послужило то, что в середине июля 1913 г. жанхотовские стражники в Карасу, возле хутора, задержали нескольких крестьян с дровами. Под угрозой применения оружия, крестьяне вынуждены были подчиниться стражникам, сдать заготовленные дрова и вернуться домой. Об этом стало известно по всему Черекскому ущелью.
После очередной поездки за дровами опять, 19 июля 1913 г., крестьян задержала стража Жанхотовых возле того же хутора в Карасу. Более того, крестьян избили и бросили в подвал одного из домов хутора. Об этой расправе стало известно во всех селениях Черекского ущелья, когда 20 июля одному из задержанных удалось сбежать и он рассказал обо всем своим односельчанам; крестьяне устроили сход 20-21 июля во всех двадцати населенных пунктах общества.
Восстание началось рано утром 22 июля 1913 г. Первыми выступили крестьяне поселков Верхний и Нижний Шканты в количестве 250-300 человек. Возглавил восставших Шавай Иттиев. После них выступили крестьяне из Тарахабла (около 200 человек) и Верхнего и Нижнего Кунюма (около 250 человек), затем и крестьяне остальных населенных пунктов.
Испугавшись восставших крестьян, Жанхотовы вывезли свое имущество с хутора и спрятали его в лесу, а сами еще 21 июля послали своего человека в Нальчик предупредить начальство о готовящемся выступлении крестьян.
Восставшие разрушили хутор, дом и строение Жанхотовых. После разгрома хутора восставшие крестьяне разъехались по своим селениям. А 24 июля с отрядом в сельское правление Балкарского общества прибыл начальник второго участка Бекмурза Карачаев. По его требованию был созван сход всего общества. На нем присутствовало около тысячи крестьян. Когда Карачаев потребовал выдать зачинщиков восстания, они ответили, что хутор разрушило все Балкарское общество.
Тогда в ущелье 25-26 июля прибыл кавалерийский карательный отряд в количестве 500 человек. 30 июля 1913 г. по приказу начальника Терской области руководители Черекского восстания Мирза Цораев, Хаджимурза Мокаев и Магомед Ораков, «как самые главные агитаторы в подстрекательстве к разрушению хутора Жанхотовых», были арестованы и посажены в тюрьму. В общей сложности за участие в Черекском восстании было привлечено к уголовной ответственности 58 человек.
Так потерпели поражение оба восстания кабардинских и балкарских крестьян, которые произошли в 1913 г. с разрывом меньше, чем в два месяца. Но эти восстания показали, что аграрная политика, проводимая царским правительством, не отвечала интересам трудового крестьянства. Эти волнения говорили также об отсутствии единого центра руководства классовой борьбой в Кабарде и Горских обществах. Зольское и Черекское восстания потерпели поражение потому, что восставшие крестьяне не имели ясной политической цели, не было выработанной программы борьбы за свои интересы.
Литература
История Кабарды. М., 1957.
История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней. М., 1967.Т.1.
История Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1995.
Территория и расселение кабардинцев и балкарцев в XVIII – начале ХХ вв. Нальчик, 1992.
Тхамокова И.Х. Русское и украинское население Кабардино-Балкарии. Нальчик: Эль - фа 2000.
Щеголев А.И. Крестьянское движение в Кабарде и Балкарии в годы Столыпинской реакции и нового революционного подъема. Нальчик, 1962.
Из истории феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1980.
Документы по истории Балкарии. Нальчик, 1962.
Калмыков Ж.А. Установление русской администрации в Кабарде и Балкарии. Нальчик, 1995.
Цораев М.М. Восстание кабардинских и балкарских крестьян
в 1913 г. Нальчик, 1963.
Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды
и Балкарии Х1Х в. Нальчик, 1965.
Карданов Ч.Э. Аграрное движение в Кабарде и Балкарии. Нальчик, 1963.
Кумыков Т.Х. Социально-экономические отношения и отмена крепостного права в Кабарде и Балкарии. Нальчик, 1959.
Сборник статей по истории Кабарды. Нальчик, 1954.
Сборник статей по истории Кабарды. Нальчик, 1955.
Сборник статей по истории Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1959.Вып. 8.
История народов Северного Кавказа. Конец XVIII в. – 1917 г. М., 1988.