Складывание антигитлеровской коалиции
После нападения Германии на СССР и провала блицкрига на Восточном фронте международная ситуация кардинально изменилась. Радиовыступление У. Черчилля 22 июня, заявление на пресс-конференции 24 июня 1941 г. Ф. Рузвельта о поддержке и помощи СССР носили еще декларативный характер, как и заключенное 12 июля 1941 г. советско-британское соглашение о совместных действиях в войне против Германии. Поражение Советского Союза виделось на Западе после "финского опыта" СССР неизбежным, и дипломатические усилия преследовали лишь выигрыш времени для собственных нужд, в том числе для создания антигитлеровской коалиции в составе, в первую очередь, Англии и США. 14 августа 1941 г. эти страны подписали соответствующий документ - "Атлантическую хартию" с призывом к формированию антигитлеровской коалиции.
Однако перспектива затяжной войны Германии на Восточном фронте заставила произвести переоценку СССР как военной державы и как страны - потенциального союзника. Этому способствовали также многочисленные дипломатические и военные миссии, среди которых следует выделить посещение СССР советником президента США Г. Гопкинсом в июле-августе 1941 г. 25 августа 1941 г. после совместного введения войск Англии и СССР в прогерманский Иран (в соответствии со статьей 6 советско-иранского договора 1921 г.) появилась еще одна предпосылка для сближения, обеспечивающая сухопутную связь потенциальных союзников.
Итогом этого процесса стало присоединение СССР 24 сентября 1941 г. к "Атлантической хартии" на I конференции союзников и начало переговоров о поставках оружия и военного снаряжения Советскому Союзу на советско-англо-американской конференции в Москве 29 сентября - 1 октября 1941 г. Тем самым в сентябрьские дни 1941 г. заканчивался первый декларативный период становления антифашистской коалиции.
Основным содержанием нового этапа, продлившегося до Московской конференции 1943 г., стало становление экономического сотрудничества СССР и стран коалиции. Особое значение имели поставки по ленд-лизу, проходившие в основном через занятый союзниками Иран (23,8%), через Тихий океан (47,1%) и в меньшей степени Северным морским путем (22,7%). Уже с сентября 1941 г. велась подготовка к увеличению пропускной способности железной дороги Ирана в 6 раз. С 1942 г. этот путь, как и Северный, стал эффективно действовать (с некоторым перебоем в июле-августе 1942 г.). Если в 1941 г. поставки по ленд-лизу были символическими, то начиная с 1942 г. они вылились в существенную помощь СССР в 11,2 млрд долларов (9,8 млрд - доля США). В СССР было поставлено 427 тыс. грузовиков, 13,5 тыс. танков, более 22 тыс. самолетов, 4,5 млн т продовольствия и т. д. Хотя эти цифры уступали общему объему производства СССР в годы войны более чем в 20 раз, их стратегический характер несомненен: каждый девятый танк, каждый седьмой самолет, воевавший в Красной Армии, был иностранного производства. Поставки по ленд-лизу сопровождались достаточно большими потерями, вызванными противодействиями Германии. Из 2660 судов с грузом 16,5-17,5 млн т до пунктов назначения не дошло около 100 кораблей с 1,5 млн т груза. Основные потери выпали на долю Северного пути, где из 1520 транспортов 85 было потоплено. Наиболее известной стала, трагедия каравана судов PQ-17, потерявшего 24 корабля, при этом только 11 дошло до советских портов.
В указанный период также закончилось юридическое оформление антигитлеровской коалиции. События 7 декабря 1941 г. на морской базе США в Перл-Харборе (Гавайи), где японцами был почти полностью вероломно уничтожен тихоокеанский флот США, привели к объявлению 8 декабря 1941 г. США и Англией войны Японии. 11 декабря 1941 г. войну США объявили Германия и Италия. Все великие государства оказались втянутыми в мировую войну. Укреплению антигитлеровской коалиции способствовала также декларация Объединенных Наций, подписанная 1 января 1942 г. в Вашингтоне представителями 4 великих держав (СССР, США, Англия и Китай) и 22 другими государствами, а также советско-английский договор 26 мая 1942 г. и советско-американское соглашение 11 июня 1942 г. К началу военных действий с Японией в 1945 г. коалиция включала 56 государств.
Военно-стратегическое сотрудничество из-за позиции Англии и лично У. Черчилля имело второстепенный характер, а военные операции СССР и союзников были мало связаны вплоть до 1943 г. Политические и военно-стратегические решения принимались в основном Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем на их многочисленных личных встречах, занявших в период войны более 120 дней. Сталина о них только информировали, а все просьбы СССР об открытии второго фронта в Европе фактически игнорировались.
Открытие второго фронта предусматривалось лишь в случае близкого поражения СССР или Германии для предотвращения советского проникновения в "цивилизованную" Европу. Вместе с тем нельзя не отметить, что, хотя Восточный фронт являлся основным, ряд операций союзников в указанный период носил стратегический характер (морские сражения в Коралловом море 7-8 мая 1942 г., у о. Мидуэй 4-6 июня 1942 г., операция "Факел" - высадка войск союзников в Северной Африке с одновременным наступлением из Египта 2-8 ноября 1942 г. и т. д.). Победы союзников 1942 г. ослабляли страны фашистского лагеря, в первую очередь Японию и в меньшей степени Германию.
Конференции союзников
Положение СССР и его роль в коалиции изменились после Сталинградской и Курской битв, когда победы Красной Армии привели к коренному перелому хода войны. Усилению позиций СССР и лично И. В. Сталина в союзной коалиции способствовали также возросший экономический потенциал страны и изменения во внутренней политике (ликвидация Коминтерна, введение патриаршества 8 сентября 1943 г. и т. д.). Даже использование 13 апреля 1943 г. фашистской Германией Катынской драмы (уничтожение в 1940 г. в СССР 21 857 польских военнопленных, в том числе 4421 в Катыни) не смогло предотвратить сближения союзников, которые удовлетворились официальной версией о германской ответственности за расстрел поляков. Итогом этого процесса становятся последовательно Московская конференция трех министров иностранных дел (19-30 октября 1943 г.), Тегеранская конференция большой тройки (28 ноября - 1 декабря 1943 г.), Ялтинская конференция (4-11 февраля 1945 г.) и Потсдамская конференция (17 июля - 2 августа 1945 г.).
На Московской конференции впервые при участии СССР рассматривались вопросы послевоенного устройства, в том числе германский вопрос. Ее участники договорились о создании организации, которая впоследствии стала называться Организация Объединенных Наций (ООН). Главным итогом Тегеранской встречи И. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля стало положительное разрешение вопроса об открытии второго фронта в Северной Франции (операция "Оверлорд") в течение мая 1944 г., с одновременной поддержкой десантом союзников на юге Франции (операция "Драгун") и стратегическим наступлением Советской Армии на Восточном фронте. Также было подтверждено вступление СССР после капитуляции Германии в войну против Японии. Вопросы послевоенного устройства Германии и Польши, в том числе их границы, не были окончательно разрешены.
Осуществляя решения Тегеранской конференции, с некоторым запозданием, 6 июня 1944 г. началась высадка союзников в Нормандии, а уже 25 августа 1944 г. ими был освобожден Париж. Одновременно продолжалось начатое по всему фронту наступление советских войск на северо-западе России, в Финляндии (19 сентября - перемирие), в Белоруссии (операция "Багратион" 23 июня - 29 августа 1944 г.). Совместные согласованные действия союзников подтвердили эффективность коалиции и привели к развалу фашистского блока в Европе. Особо следует выделить взаимодействия союзников во время Арденнского контрнаступления Германии (16 декабря 1944 г. - 26 января 1945 г.), когда советские войска ранее намеченного срока (12 января 1945 г,) начали по просьбе союзников наступление от Балтийского моря до Карпат, тем самым спасая от разгрома в Арденнах англо-американские войска. Следует отметить, что в 1944-1945 гг. Восточный фронт по-прежнему оставался основным: на нем действовало 150 немецких дивизий, против 71 дивизии и 3 бригад на Западном фронте и 22 дивизий в Италии.
Успешные действия в 1944 г. привели к необходимости созыва новой конференции союзников накануне капитуляции Германии. Ялтинская (Крымская) конференция решала вопросы, прежде всего связанные с послевоенным устройством Европы. Было достигнуто соглашение об оккупации Германии, ее демилитаризации, денацификации и демонополизации, о германских репарациях. К оккупации и управлению Германией, кроме трех великих держав, по предложению СССР, допускалась Франция (в противовес США). Было принято решение о суде над военными преступниками. Границы Польши, согласно решениям конференции, проходили на востоке по "линии Керзона" с компенсацией территориальных потерь приобретениями на северо-западе за счет Германии. Тем самым закреплялось присоединение к СССР Западной Белоруссии и Украины. Окончательно были разрешены вопросы о сроках учреждения и структуре ООН, где наряду с СССР представительство получали Украина и Белоруссия. Также СССР подтвердил свое вступление в войну с Японией.
Вместе с тем кампания 1945 г. выявила противоречия в лагере союзников, прежде всего между СССР и Великобританией. У. Черчилль стремился любой ценой снизить политическую значимость побед Красной Армии, свести к минимуму проникновение Советов в Европу.
С этой целью он пытался скорректировать военные планы англо-американских войск в начале 1945 г. в сторону опережающего наступления на Берлин. Только позиция президента США Ф. Д. Рузвельта и командующего американскими войсками генерала Д. Эйзенхауэра предотвратила борьбу союзников за Берлин, на чем настаивали У. Черчилль и английский генерал Б. Л. Монтгомери. Возражения американской стороны были вызваны опасением дополнительных людских потерь (не менее 100 тыс. солдат), верностью США союзническому долгу, стремлением играть роль международного арбитра в послевоенном мире, а также экономической и военно-политической (ядерной) заинтересованностью в контроле над Южной Германией. Особое значение для США также имела поддержка СССР военных действий против Японии после разгрома Германии.
После капитуляции Германии 8 мая 1945 г. власть на занятой территории перешла к правительствам СССР, США, Великобритании и Франции, управлявших страной через созданный Контрольный Совет, военные администрации в зонах оккупации и межсоюзническую комендатуру Берлина. СССР внес решающий вклад в разгром фашистского блока. Советско-германский фронт в течение всей Второй мировой войны являлся главным театром военных действий. Именно здесь вермахт потерял более 73% личного состава, до 75% танков и артиллерийских орудий, более 75% авиации.
С 17 июля по 2 августа 1945 г. в Потсдаме состоялась последняя за годы войны встреча на высшем уровне, в которой участвовали И. Сталин, Г. Трумэн (сменил Рузвельта после его смерти 12 апреля 1945 г. на посту президента США), У. Черчилль (с 28 июля его заменил лидер победивших на выборах лейбористов К. Эттли). Германия должна была выплатить 20 млрд долларов (50% СССР). Учитывая общий ущерб от войны в 125 млрд долларов, СССР также получил в качестве компенсации большую часть Восточной Пруссии с городом: Кенигсберг (с 1946 г. - Калининград), а Польша - оставшуюся территорию. Тем самым решалась и прусская проблема - очаг германского милитаризма. Для подготовки мирных договоров с Германией союзниками на конференции был создан постоянно действующий Совет министров иностранных дел. В ходе конференций американской стороной была предпринята попытка политического нажима на СССР, в качестве средства давления использовалось известие об успешном испытании США атомного оружия.
Война с Японией
Итогом Потсдамской конференции стало вступление СССР в войну с Японией. В соответствии с ялтинскими договоренностями Советский Союз еще 5 апреля 1945 г. денонсировал пакт о нейтралитете с Японией, а после окончания войны с Германией начал переброску вооруженных сил на Дальний Восток. Несмотря на успешные боевые действия союзников в 1944 г. и начале 1945 г., по расчетам союзного командования окончательный разгром Японии без советского участия был возможен лишь через полтора года. Прежде всего большую проблему для союзников представляла миллионная материковая Квантунская армия, базировавшаяся в Маньчжурии и Корее и способная автономно сопротивляться в течение длительного времени. В этих условиях поддержка советских войск была желательной даже после атомных бомбардировок Хиросимы 6 августа и Нагасаки 9 августа 1945 г.
Общее руководство советскими армиями на Дальнем Востоке осуществлял маршал А. М. Василевский. Планировавшаяся Маньчжурская операция (9 августа - 2 сентября 1945 г.) предусматривала согласованные действия Забайкальского (маршал Р. Я. Малиновский), 1-го Дальневосточного (маршал К. А. Мерецков) и 2-го Дальневосточного фронтов (генерал М. А. Пуркаев). Составной частью группировки советских войск являлись Тихоокеанский флот (адмирал И. С. Юмашев) и Амурская военная флотилия (адмирал Н. В. Антонов). Над Квантунской армией был достигнут численный перевес в 1,2 раза, в танках - в 4,8, в артиллерии - в 4,8, в авиации - в 1,9 раза. Вместе с советскими частями в подготовке и проведении операции принимали участие подразделения Монгольской народной армии (маршал МНР X. Чойбалсан). Численное превосходство советских войск над частями противника, превосходство в технике и тактике, в боевом опыте привели к разгрому японских армий менее чем за две недели. Уже 19 августа командование Квантунской армии заявило о готовности сложить оружие, признав свое военное поражение от советских войск. В течение недели части японской армии, продолжавшие сопротивление, были уничтожены. Разгром Квантунской армии (9 августа - 2 сентября 1945 г.) привел наряду с новыми успехами союзников к капитуляции Японии и окончанию Второй мировой войны. Советский Союз вернул себе утраченные в начале XX в. территории (Южный Сахалин, Курилы) и утвердился как Тихоокеанская держава. Война и ее итоги знаменовали не только возросший потенциал страны, но и ее новый статус сверхдержавы.
Рекомендуемая литература
Анисков В. T, Жертвенный подвиг деревни. Новосибирск, 1993.
Анфимов В. А. Крушение похода Гитлера на Москву. М., 1989.
Арупгюнян Ю. В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны. М., 1963.
Архипова T. Г. Государственный аппарат РСФСР в годы Великой Отечественной войны. М., 1981.
Белецкий В. Н. Потсдам 1945. История и современность. 2-е изд. М., 1987.
Буханов В. А. Гитлеровский "новый порядок" и его крах. 1933-1945 (идейно-политические проблемы). Екатеринбург, 1994.
Вознюк В. С., Щапов П. Н. Бронетанковая техника. М., 1987.
Война и политика, 1939-1941 / Отв. ред. А. О. Чубарьян. М., 1999.
Вторая мировая война: два взгляда. М., 1995.
Вторая мировая война. Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований. М., 1997.
Горькое Ю. А. Кремль. Ставка. Генштаб. Тверь, 1995.
Гракина д. И. Ученые России в годы Великой Отечественной войны. М., 2000.
Дзенискевич А. Р. Блокада и политика. Оборона Ленинграда в политической конъюнктуре. Л., 1998.
Ежов В. М. Местное самоуправление Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. СПб., 1993.
Загорулько М. М., Юденков А. Ф. Крах плана "Ольденбург" (О срыве экономических планов фашистской Германии на временно оккупированной территории СССР). 3-е изд. М., 1980.
Земское И. Н. Дипломатическая история второго фронта в Европе. М., 1982.
Карасев А. В. Ленинградцы в годы блокады. М., 1959.
Кнышевский Л. Добыча. Тайны германских репараций. М., 1994.
Конасов В. Б. Судьбы немецких военнопленных в СССР: дипломатические, правовые и политические аспекты проблемы: Очерки и документы. Вологда, 1996.
Кулиш В. М. Второй фронт. Операции в Западной Европе в 1944-1945гг. М., 1960.
Кульков Е. Н., Ржешевский О. А., Челышев И. А. Правда и ложь о Второй мировой войне. 2-е изд. М., 1988.
Иванова Г. М. ГУЛАГ в системе тоталитарного государства. М., 1997.
Ивницкий Н. А. Коллективизация и раскулачивание (начало 1930-х гг.). М., 1996.
Ивницкий Н. А. Репрессивная политика советской власти в деревне (1928-1933). М., 2000.
Исраэлян В. Л. Дипломатия в годы войны. 1941-1945. М., 1985.
Кирилина А. Рикошет, или сколько человек было убито выстрелом в Смольном. СПб., 1993.
Курицын В. М. История государства и права России 1920-1940 гг. М., 1998.
Конквест Р. Большой террор. T. 1-2 / Пер. с англ. Рига, 1991.
Конквест Р. Жатва скорби. Советская коллективизация и террор голодом / Пер. с англ. Лондон, 1988.
Еозн С. Бухарин. Политическая биография 1888-1938 / Пер. с англ. М., 1988.
Кумапев В. А. 30-е гг. в судьбах отечественной интеллигенции. М., 1991.
Кун Милош. Бухарин: его друзья и враги / Пер. с венгерского. М., 1992.
Левина Е. С. Лысенко, Вавилов, Тимофеев-Ресовский... Биология в СССР: история и историография. М., 1995.
Осокина Е, А. Иерархия потребления: о жизни людей в условиях сталинского снабжения. 1928-1935. М., 1993.
Осокина Е. А. За фасадом "сталинского изобилия". Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927-1941. М., 1998.
Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М., 1994.
Рассказов Л. П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно-командной системы в Советском государстве (1917-1941). Уфа, 1994.
Режим личной власти Сталина. К истории формирования. М., 1989.
Роговин В. 1937. М., 1996.
Роговин В. Партия расстрелянных. М, 1997.
Роговин В. Сталинский неонэп. М., 1994.
Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е гг.: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. М., 1996.
Соломон П. Советская юстиция при Сталине / Пер. с англ. М., 1998.
Старков Б. А. Дела и люди сталинского времени. СПб., 1995.
Старков Б., Щетинов Ю. Красный маршал, М., 1990.
Степанов 3. В. Культурная жизнь Ленинграда 20-х - начала 30-х гг. Л., 1976.
Такер Р. Сталин: Путь к власти. 1879-1929. История и личность / Пер. с англ. М., 1991.
Такер Р. Сталин у власти. 1928-1941. История и личность / Пер. с англ. М., 1998.
Хлевнюк О. В. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество. М., 1992.
Хлевнюк О. В. Политбюро: механизм политической власти в 30-е гг. М., 1996.
Хлевнюк О. В. Сталин и Орджоникидзе. Конфликты в Политбюро в 30-е гг. М., 1993.
Шелестов Д. Время Алексея Рыкова. М., 1990.
Якубовская С. И. Развитие СССР как союзного государства. 1922-1936 гг. М., 1972.
Якупов Н. М. Трагедия полководцев. М., 1992.