Между двумя мировыми войнами. Ньюфаундленд. Такие романтические пейзажи могли наблюдать пассажиры «Гинденбурга»
Ньюфаундленд. Такие романтические пейзажи могли наблюдать пассажиры «Гинденбурга».
«Гинденбург» - гордость германского дирижаблестроения.
«Воздушный терроризм»
Самое громкое и загадочное крушение управляемого аэростата произошло с прославленным немецким гигантом «LZ-129. Гинденбург» (см. урок «Развитие воздухоплавания. Часть I»). Весной 1937 года дирижаблю предстояло начать новую навигацию.
Самая красивая часть маршрута Германия – США пролегала над Северной Атлантикой. Пассажиры наслаждались комфортом и созерцали белоснежные айсберги, усеявшие голубую водную гладь в районе Ньюфаундленда.
Ни что не предвещало трагедии... Проблемы начались 6 мая, когда посадку в Лейкхерсте пришлось отложить из-за сильной грозы. Было решено переждать непогоду в воздухе. Через несколько часов «Гинденбург» снова приблизился к аэродрому, сделал над ним круг и пошел на посадку.
Все шло по плану: аппарат подошел к причальной башне, снизился до высоты 60 метров, экипаж остановил все двигатели и сбросил причальные канаты.
И в этот момент сразу несколько членов экипажа увидели в районе 4-го газового отсека яркую вспышку, сопровождающуюся хлопком. Это был первый взрыв. Моментально вся хвостовая часть дирижабля была охвачена пламенем, и он стал медленно снижаться. Казалось, еще можно спастись, но тут раздался новый сильный взрыв, и пылающий «Гинденбург» рухнул на землю. Это был еще не конец, огонь постепенно подобрался к топливным бакам, которые начали поочередно взрываться, усугубляя ситуацию.
Так был уничтожен самый большой в мире воздухоплавательный аппарат. Его падение продолжалось всего 34 секунды. А пожар на земле - несколько часов.
Итог был ужасен: из 97 человек, находившихся на борту, погибло 35 (22 члена экипажа и 13 пассажиров), от смертельных повреждений скончался также один техник наземной службы. А те «счастливчики», которым удалось выжить, были серьезно ранены или обожжены.
Эта страшная катастрофа получила широкий общественный резонанс. Стоял вопрос об угрозе, которую несут управляемые аэростаты. Была создана комиссия, расследовавшая причины гибели «нового Титаника».
Специалисты пришли к единодушному заключению: с технической точки зрения аппарат абсолютно исправен. Кроме того, было признано, что посадка выполнялась в соответствии с действующими инструкциями.
Горящий «Гинденбург».
Из-за чего, в таком случае, погиб «Гинденбург»? От ответа на этот вопрос во многом зависели перспективы дирижаблестроения. Однако специалисты терялись в догадках. В заключение комиссии отмечалось, что наиболее вероятной причиной пожара было воспламенение от разряда статического электричества газовой смеси, образовавшейся в результате большой утечки водорода.
А утечка водорода была вызвана повреждением газового баллона вследствие трения и отказ газового клапана в открытом положении.
Еще одно объяснение было предложено Х.Эккенером, командиром дирижабля LZ-127. Он считал, что в результате крутого разворота, возросла нагрузка на стабилизатор. Это привело к обрыву одной из расчалок, которая и хлестнула по газовому баллону. Обе версии роднило одно: катастрофа произошла из-за трагического стечения случайностей.
Однако все это были лишь предположения. Истинные причины гибели лучшего дирижабля фашистской Германии были обнародованы 35 лет спустя.
Оказалось, что«Гинденбург» был уничтожен взрывом мины, установленной на дне четвертого газового баллона членом экипажа антифашистом Эрихом Шпелем. Мина должна была взорваться уже после причаливания и выхода пассажиров, но часовой механизм сработал слишком преждевременно. Сам террорист сумел выпрыгнуть из горящего аппарата, но он вскоре скончался от полученных ожогов…
Трагедия «Гинденбурга» стала концом «эры дирижаблестроения». Во всем мире практически полностью отказались от использования этого вида аэростатов. Причина заключается в том, что в желании создать аппарат как можно больших размеров с рекордной продолжительностью полета и грузоподъемностью, их конструкторы забыли о безопасности, что и вызвало серию страшных аварий. А гибель «Гинденбурга», являвшегося предметом гордости мирового дирижаблестроения, стало лишь «последней каплей».
Была и другая причина. И связана она с прогрессом в области самолетостроения. В 1930-е годы появились истребители, вооруженные пулеметами и пушками, способные безнаказанно расстреливать тихоходных и неповоротливых воздушных гигантов. В преддверии мировой войны развитие авиации представлялось более перспективным.
Время дирижаблей прошло…. Навсегда ли? И может быть придет время, и небо будут снова неторопливо бороздить «потомки монгольфьеров»?!
Применение авиации в локальных войнах конца 1930х – начала 1940х годов. Часть I. Воздушная война в Испании.