Пространство и время как формы организации материального и духовного бытия

Уже в древности люди обнаружили, что все вещи и явления обладают пространственными и временными свойствами, что всё в мире простирается и длится. Пространственные свойства мира люди характеризовали такими словами, как «дальше – ближе», «длиннее – короче», «выше – ниже», «больше – меньше», «правее – левее» и т.п. Временные характеристики мира люди выражали в словах «раньше – позже», «дольше – короче», «быстрее – медленнее» и т.п. Постепенно выработались понятия пространства и времени. Пространство – это форма организации бытия, характеризующая порядок взаимного расположения тел и явлений. Время – форма организации бытия, характеризующая порядок смены явлений или состояний тел.

Одно из свойств пространства – протяжённость. Она характеризует возможность увеличения или уменьшения размеров тел и расстояний между ними. Ещё одно свойство пространства – трёхмерность. Это означает, что положение точки может быть задано тремя координатами, имеется три независимых направления движения, а тела простираются в длину, ширину и высоту. Современная физика рассматривает пространство и время как единый пространственно-временной интервал, имеющий три измерения в пространстве и одно измерение во времени. Существует гипотеза, что материя в целом характеризуется десятимерным пространством-временем (9+1), а в нашей Метагалактике реализовалась размерность 3+1, остальные измерения характерны для других миров, которые могут содержать неизвестные нам материальные структуры. Высказано предположение, что иногда в силу ещё неизвестных причин открываются обычно закрытые переходы из нашего мира в миры других пространственных измерений, и тогда тела, техника, живые существа могут перемещаться из нашего мира в другие или наоборот. Предполагается, что эта гипотеза может использоваться в дискуссиях о появлении НЛО, снежного человека, диковинных животных, исчезновениях самолётов и кораблей в Бермудском треугольнике и т.п.

К свойствам времени относятся его длительность, аналогичная протяжённости пространства, а также одномерность. Для фиксации события во времени достаточно одной величины, поскольку время имеет одно направление – от настоящего к будущему. К свойствам времени относится его необратимость, которая, как предполагают, обусловлена необратимостью причинно-следственных связей и процесса развития. Это свойство времени всегда интриговало людей, недаром «машина времени» со времён Г.Уэллса – одна из излюбленных тем фантастов. Однако, несмотря на всю привлекательность этой идеи, она нереальна. В частности, допущение путешествия в прошлое приводит к следующему парадоксу: путешественник, находясь в прошлом, совершает такие преобразования, скажем, мешает встретиться своим будущим родителям, которые делают невозможным его собственное возникновение (он не должен родиться). Идея путешествия в прошлое приводит к ликвидации самого представления о времени: раз можно вернуться в прошлое, значит, времени нет.

Аналогично пространству, время бесконечно. В мире не было ни первого события, не будет и последнего. Цепь событий нигде не оборвана, звеньям её нет числа. Понятия начала и конца имеют смысл применительно не к миру в целом, а лишь к отдельным конкретным вещам и процессам. Бесконечное складывается из конечного. Каждая вещь или фаза развития произошла из другой, конечной, но их последовательность бесконечна. Мир в целом не обладает возрастом, им обладают только отдельные вещи и явления. С точки зрения христианской философии, вечным является только высшее духовное бытие – Бог, а материальный мир существует с момента его творения Богом.

С точки зрения материалистов, общим свойством пространства и времени служит объективность, т.е. существование вне и независимо от сознания людей. Это свойство признают и объективные идеалисты, но считают пространство и время наряду с материей порождениями мирового сознания, или Бога. Указанное свойство отрицали субъективные идеалисты Дж. Беркли и Э.Мах. Поскольку, по их мнению, вещи – это спроецированные вовне комбинации ощущений человека, то пространство и время есть порядок связи и следования ощущений. И.Кант, признавая объективное существование вещей, считал, что последние не обладают пространственно-временными свойствами, а человек приписывает миру эти свойства на основе врождённых ему форм пространства и времени, которые представлены в евклидовой геометрии. Эта идея Канта была опровергнута созданием неевклидовых геометрий.

По вопросу о характере существования пространства и времени среди философов, признававших их объективность, существовали две концепции: субстанциальная и реляционная. Первая из них рассматривала пространство и время как субстанции, существующие самостоятельно, сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена, на которой находятся все вещи и развёртываются все процессы. Пространство – пустое вместилище тел, бесконечная пустая протяжённость; время – чистая длительность, пустое вместилище событий. Подобную точку зрения отстаивал И.Ньютон. Его теорию называют ещё теорией абсолютного пространства и времени, поскольку он считал, что свойства пространства и времени везде одинаковы и ни от чего не зависят. Субстанциальный характер пространства-времени признавался как некоторыми материалистами, так и объективными идеалистами. Первые считали их несотворёнными субстанциями, а вторые – сотворёнными мировым духом. Только в отличие от материальной и духовной (божественной) субстанций, порождающих тела и явления, пространство и время считались непорождающими субстанциями, внешними условиями существования тел.

Согласно реляционной концепции, пространство и время – это не самодостаточные сущности, а порядок расположения тел и порядок смены явлений и вне их не существуют. Эту точку зрения с позиций идеализма развивал Г.Лейбниц, а с позиций материализма – Д.Дидро.

В XVII-XIX вв. преобладала субстанциальная концепция, именно она лежала в основе ньютоновской механики, служившей образцом точной науки. В XX в. с появлением теории относительности признанной стала материалистическая реляционная концепция. А.Эйнштейн, отвечая на вопрос о сути теории относительности, сказал: «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности, вместе с вещами исчезли бы пространство и время». Что же конкретно показала теория относительности?

Она показала, что свойства пространства и времени не абсолютны, а зависят, во-первых, от распределения гравитационных масс, и, во-вторых, от скорости движения материальных тел. Наличие полей тяготения обусловленных материальными массами, приводит к искривлению пространства и замедлению времени (общая теория относительности). В нашем мире искривление пространства небольшое, и пространственные отношения описываются геометрией Евклида. При наличии мощных полей тяготения искривление пространства значительное, и пространственные отношения описываются уже неевклидовыми геометриями, в которых через внешнюю точку или нельзя провести ни одной прямой, параллельной данной, или же можно провести бесконечно много таких параллельных прямых. Замедление времени вблизи массивного объекта можно проиллюстрировать таким образом. Улетая к чудовищно сжавшейся звезде, плотность которой во много раз выше плотности атомного ядра, астронавт обязался каждую секунду посылать на Землю друзьям радиосигнал. Вначале они получают сигнал каждую секунду, затем с удивлением и страхом обнаруживают, что сигналы приходят уже раз в две секунды, раз в минуту, раз в сутки, раз в месяц, раз в год и т.д., а между тем астронавт по своим часам аккуратно раз в секунду посылает сигнал. Чем ближе астронавт к этой звезде, тем медленнее там течёт время.

Специальная теория относительности открыла, что чем больше скорость движения тела, тем больше его масса, меньше его размер в направлении движения и тем медленнее протекает в нём время (релятивистские эффекты увеличения массы, сокращения длинны и замедления времени). При скоростях современных космических кораблей (около 8 км/с) эти эффекты близки к нулю, а при скоростях, сравнимых со скоростью света (300 000 км/с), эти эффекты станут заметными. Принципиально возможен многократно обыгранный фантастами случай, когда по часам космического корабля проходит несколько лет, а на Земле – десятки, а то и сотни лет, и возвращающийся экипаж застаёт на Земле совсем новые поколения людей.

Относительность свойств пространства-времени нельзя трактовать как их субъективность. Все релятивистские эффекты не кажущиеся, а объективные и не связаны с особенностями субъекта-наблюдателя. Таким образом, теория относительности показала неразрывную связь материи, движения, пространства и времени.

Сложным является вопрос о связи духовного (идеального) бытия с пространством и временем. Христианские философы полагают, что к мировому сознанию, или Богу, понятия пространства и времени неприложимы, но в противоречии с этим утверждают, что Богу присущи такие атрибуты, как бесконечность и вечность, которые относятся к пространственно-временным свойствам.

По вопросу о времени существования индивидуальных сознаний, или душ, имеются две основные точки зрения. Согласно христианству, существование душ имеет начало во времени, но не имеет конца: после сотворения души Богом она бессмертна (ей присуща как бы полувечность). Современный материализм, опирающийся на физиологию и медицину, полагает, что душа человека возникает с его рождением (или немного раньше – во внутриутробном состоянии) и исчезает со смертью. В пользу идеи о существовании души вне тела или после разложения мозга строгих научных аргументов нет.

Что же касается пространственного размещения души, то по этому вопросу тоже имеются разные точки зрения. Со времён Р.Декарта широкое распространение получило мнение, будто духовная субстанция, т.е. идеальное, не обладает пространственными характеристиками. Последними, по мнению Декарта, да и некоторых современных авторов, обладает лишь телесная субстанция, т.е. материя. Другие философы отстаивали мысль о пространственной локализации души. Так, Демокрит и Эпикур считали, что животная часть души в виде особых атомов рассеяна по всему телу человека, а её разумная часть находится в грудной клетке. Аристотель полагал, что душа нематериальна и её разумная часть находится в сердце. Приблизительно в 500 г. до н.э. родоначальник анатомии греческий мыслитель Алкмеон в результате открытия глазных нервов впервые сделал верный вывод о том, что орган мышления – головной мозг, и, следовательно, душа находится в мозгу. В дальнейшем это положение развивали многие философы-материалисты, его разделяет и современная наука, выявляющая сейчас мозговую локализацию сознаваемых и несознаваемых психических функций.

В заключение затронем новый для современной науки вопрос о субъективном пространстве-времени. Пространство и время, присущие материальному миру, можно назвать объективным пространством-временем, его же переживание, отражение в сознании человека, является субъективным, или психическим, пространством-временем. В нормальных условиях субъективное пространство, т.е. пространственные характеристики восприятий, в большой степени совпадают с объективным пространством, и человек правильно ориентируется в среде. При иллюзиях, или ошибочных восприятиях, один предмет принимается за другой, например, халат в тёмной комнате принимается психически больным за злоумышленника.

При галлюцинациях, или мнимых восприятиях, у человека в мозгу без внешнего раздражения актуализируются чувственные образы; эти образы проецируются вовне и принимаются за объективно существующие предметы. При иллюзиях и особенно галлюцинациях субъективное пространство может значительно отличаться от объективного, что приводит к нарушению ориентировки в среде. При сновидениях, которые представляют собой связную систему галлюцинаций, человек имеет дело с целым причудливым субъективно реальным, но объективно нереальным пространственным миром.

Характеристиками субъективного времени служат ощущения скорости времени (время то «летит», то «ползёт») и длительности времени («больше» времени и «меньше» времени). Субъективное время может в определённой мере соответствовать объективному. Некоторые люди (военные, педагоги, полицейские), не глядя на часы, могут называть время суток с точностью до нескольких минут. Однако субъективное время зависит не только от отражения внешних событий, но и от внутреннего психического состояния. В частности, знак эмоций влияет на ощущение скорости времени: при положительных эмоциях кажется, что время течёт быстрее, а при отрицательных – наоборот (одно дело, когда мы наблюдаем какое-то захватывающее зрелище, и другое, когда слушаем скучную, нудную лекцию или, скажем, подвергаемся болезненной медицинской процедуре).

Ощущение длительности времени зависит от интенсивности, плотности психических переживаний. Эта особенность была замечена О.Бальзаком, который говорил, что «в одном часе любви целая жизнь». Непродолжительные объективно интервалы времени, но насыщенные глубокими и важными для человека переживаниями, субъективно могут представляться как значительные и богатые отрезки времени. По-видимому, со снижением с возрастом интенсивности переживаний связано ощущение ускорения времени. Поскольку с возрастом на уменьшающиеся отрезки внутреннего времени приходится прежнее количество внешних событий, то стареющему человеку кажется, что время течёт быстрее, и нередко его охватывает страх перед приближающимся концом жизни.

В аутогенном состоянии сознания человек способен почти полностью отключаться от внешних раздражителей, и тогда его субъективное время может определяться в основном внутренними переживаниями. В этом состоянии некоторые тренированные люди (йоги, буддисты) способны к визуальной сюжетной репродукции (видеть воображаемые сцены с закрытыми глазами, испытывать сновидения наяву). Всё это позволяет им за короткие промежутки объективного времени наглядно-образно переживать целые жизни. Талантливо такие способности описаны Дж.Лондоном в романе «Смирительная рубашка (Странник по звёздам)».

Природа как сфера бытия

Понятие «природа» используют в широком и узком смысле. В первом случае под ней понимают весь материальный мир. Однако при таком использовании термин «природа» является просто синонимом слов «материя», «Вселенная» и не пригоден для анализа проблем отношения общества и его среды обитания. Для осуществления такого анализа понятию «природа» мы придаём более определённый смысл, а именно: природа – это материальный мир за исключением социальной формы движения материи, т.е. общества и вещей, созданных или преобразованных человеком. Когда человека ещё не существовало, то весь материальный мир был представлен природой, с возникновением же человека мир начал разделяться на две части: природу (нетронутую действительность) и культуру (преобразованную и созданную человеком действительность). Сущность человеческого бытия и состоит в преобразовании природы в культуру. Природа при этом выступает как совокупность всех естественных условий существования человечества, а культура наряду с человечеством включает в себя вторую природу, о которой шла речь в §1. Та часть природы, с которой человечество непосредственно контактирует, называется естественной средой обитания, или географической средой. Последняя непрерывно расширяется, охватывая поверхность и недра Земли, глубины океана, атмосферу, космические тела, но никогда не покрывает собой всю бесконечную природу.

Для человечества характерно три отношения к природе. Главное из них – практическое, или преобразовательное, отношение; отношение с точки зрения пользы. Оно реализуется в материальном производстве (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и др.) Второе отношение – познавательное, или гносеологическое (с точки зрения знаний), которое реализуется в совокупности естественных наук, или природоведении. Наконец, имеется и эстетическое отношение, при котором природа оценивается с точки зрения красоты. Это отношение проявляется в языке (например, «стройная, как берёзка», «грациозная, как лань» и т.п.) и в наибольшей мере выражается в такой сфере культуры, как искусство. Нередко один тип отношения противопоставляется другому. Так, тургеневский Е. Базаров говорил, что «природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник» Правильным же было бы гармоничное сочетание всех трёх отношений, когда природа признавалась бы и мастерской, и храмом, и научной лабораторией.

Преобладающее понимание природы в разные исторические эпохи было различным. В античности большинством мыслителей она понималась как нечто организованное, закономерное и совершенное, а идеалом, достойным мудреца, считалась жизнь в согласии с природой и с соблюдением меры. В средние века отношение к природе было двойственным: с одной стороны, она считалась низшей ступенью бытия и нередко источником зла, которое нужно преодолеть, а с другой – книгой Бога, в которой он запечатлел свою мудрость в камне творения. В эпоху Возрождения в природе начинают видеть источник радости, красоты, реабилитируются телесные удовольствия. В период классического капитализма (с XVIII до середины XX в.) природа представляется как неисчерпаемая кладовая, из которой можно черпать без меры и счёта. Формируется идея покорения природы и господства над ней. С середины XX в. осознаётся опасность бесконтрольной и непродуманной эксплуатации природы, она теперь понимается как естественная среда обитания с большими, но ограниченными возможностями саморегуляции и самовосстановления. На основе этого складывается идея разумного природопользования и глобального управления природой.

Уже с древности человека глубоко интересовал вопрос об отличии живой природы от неживой. Это обусловлено тем, что живое – это и источник питания для человека, и источник материалов для изготовления одежды, обуви, жилищ, и тем, что живое в виде крупных хищников было смертельной опасностью для человека. Наконец, человек, осознавая, что он сам – живое существо, всегда хотел раскрыть тайну жизни с тем, чтобы сохранить жизнь, продлить её и даже стать бессмертным.

Нам известна только земная форма жизни. Её наиболее существенные характеристики таковы. Основной субстрат живого – это белки и нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). Белки служат и строительным материалом клеток, и ферментами, обеспечивающими все химические реакции. ДНК и РНК обеспечивают матричный синтез (по коду), который делает возможным размножение организмов при наследовании их свойств. Одновременно генетический код задаёт и самую общую внутреннюю программу развития организмов. Вещество и энергию организмы пополняют из внешней среды, а деградированные энергию (тепло) и вещество (шлаки) выделяют в среду. На основе внутренней информации живые организмы упорядочивают материю, переводят её из менее организованного в более организованное состояние. В биосфере имеют место и процессы распада, однако в целом преобладает тенденция к повышению уровня организованности.

Земная жизнь – это способ существования белков и нуклеиновых кислот, составляющих самоорганизующуюся систему, которая обладает внутренней программой функционирования, развития, размножения и непрерывно обменивается со средой веществом и энергией. Имея общую сущность, живые организмы отличаются удивительным, поражающим наше воображение, неисчислимым многообразием форм. Живая природа использует всю палитру цветов, любые мыслимые сочетания фигур и размеров, звуков и запахов.

Существует ли жизнь на других небесных телах? Как и по большинству сложных проблем здесь обнаруживаются две противоположные идеи: идея уникальности (единственности) и идея множественности жизни во Вселенной. Более предпочтительной с точки зрения диалектики представляется вторая идея. Исходя из принципа неисчерпаемости мира, нелогично считать, что бесконечная в пространстве и во времени материя, обладающая неисчислимым количеством форм существования, только один раз и в одном месте, где-то на окраине Галактики породила такое явление, как жизнь. Логично было бы считать, что везде, где возникают соответствующие физико-химические условия, зарождается жизнь, развивается до уровня разумных существ и порождает цивилизацию. Это предположение в наше время получает конкретное подтверждение со стороны синергетики, с точки зрения которой жизнь – это наиболее яркое проявление борьбы организованности, порядка с хаосом.

Вопрос о том, какими могут быть внеземные формы жизни, в том числе и разумной, остаётся открытым. По последнему аспекту в научно-фантастической литературе представлены две позиции. И.Ефремов полагал, что в результате особого процесса конвергенции все разумные существа совершенно идентичны (полностью похожи на людей). С.Лем, наоборот, полагает, что другие разумные существа могут быть настолько не похожи на людей, что между ними и людьми невозможны понимание и контакт. В его романе «Солярис» описано разумное существо в виде колышущегося океана студня, с которым земляне напрасно пытались установить контакт.

С точки зрения диалектики, существенным моментом которой служит принцип множественности любых форм бытия, следует предположить, что имеется большое разнообразие форм жизни и разумных существ; одни из последних более сходны с людьми, другие – менее. Но при любом различии между разумными существами между ними возможно понимание, основанное на отражении и познании общих для всех их структур и законов действительности.

Людей всегда интересовал и вопрос о том, конечна или бесконечна земная жизнь. В XIX в. Ф. Энгельс сделал вывод, что срок земной формы жизни зависит от состояния нашего светила – Солнца: когда Солнце остынет, то жизнь на Земле прекратит своё существование. Энгельс, правда, добавлял, что, исчезая в одних местах Космоса, жизнь и разум с «железной необходимостью» возникают в других его местах. Действительно, земная жизнь напрямую связана с Солнцем, поскольку первичный источник энергии для биосферы – фотосинтез растений. Однако после Энгельса возникли две идеи: идея переселения людей за пределы Солнечной системы и идея астроинженерии (создания искусственных небесных светил). Сейчас пока эти идеи неосуществимы, но могут стать таковыми через промежуток времени, который есть у человечества до остывания Солнца (5-6 млрд. лет). Поэтому полной природной неизбежности конца земной жизни нет.

Однако сейчас появились новые опасности для жизни, по крайней мере, для её высших форм. Это – возможность термоядерной войны и возможность глобальной экологической катастрофы. Но эти опасности уже не имеют природного характера, а порождены самим человечеством и при наличии доброй воли могут быть преодолены, хотя на этом пути имеются и огромные трудности. Таким образом, в целом у нас есть основания для оптимизма в вопросе сохранения и продолжения земной формы жизни.

Перейдём теперь к вопросу о взаимоотношении общества и природы. Природная среда служит вещественным и энергетическим условием существования общества. Из природы человек непосредственно или после переработки получает продукты питания, материалы для изготовления одежды, обуви, жилищ. Природа – источник полезных ископаемых для производства металлов, пластмасс и других материалов, необходимых для последующего создания многообразных технических устройств и бесчисленных бытовых вещей. Для бытовых и производственных нужд используется энергия дров, ветра, воды, Солнца, угля, нефти, газа, урана. Масштаб использования природных ресурсов человечеством неуклонно растёт, и это свидетельствует об общей тенденции возрастания зависимости общества от природы. Однако непосредственная зависимость людей от стихийных процессов природы со временем снижается. И это связано с тем, что с момента своего возникновения человек начал создавать искусственную среду обитания – вторую природу.

Изготовление и совершенствование одежды, обуви, строительство искусственно обогреваемых и охлаждаемых жилищ и производственных сооружений, средств транспорта, плотин, защищающих от наводнений, - всё это и многое другое позволяет создавать всё более комфортные и здоровые условия для существования и труда людей. В настоящее время человек уже большую часть своей жизни проводит в искусственной среде, что, кстати, может и отрицательно сказывается на его физическом и психическом здоровье. Роль искусственной среды обитания непрерывно возрастает. По мере её усложнения возникает и становится всё более важной проблема обеспечения её надёжности. Сбои и аварии в искусственной среде обитания могут иметь большие негативные последствия. Так, аварии в системе теплоснабжения сразу приводят к росту заболеваемости городского населения. Всем известны трагические последствия крушения кораблей «Титаник», «Адмирал Нахимов», «Эстония» и др. До сих пор продолжают сказываться негативные последствия суперкатастрофы XX в. - аварии на Чернобыльской АЭС. Поэтому обеспечение надёжности искусственной среды обитания – одна из важнейших задач общества. В целом зависимость общества от природы изменяется противоречивым образом: опосредованная искусственной средой зависимость возрастает, а непосредственная – снижается.

Зависимость общества от природы стала активно осмысливаться в науке и философии Нового времени. В этот период возникло особое течение – географический детерминизм. Его представители французский учёный Ш.Монтескье (1689-1775), английский учёный Г.Бокль (1821-62), русский учёный Л.Мечников (1838-88) полагали, что географическая среда в целом или её отдельные элементы оказывают решающее влияние на социальную жизнь, непосредственно, прямо определяют характеристики того или иного общества. Географический детерминизм всё развитие общества ставит в прямую зависимость от климата, почвы, наличия рек, лесов, полезных ископаемых и других показателей географической среды. Так, Ш.Монтескье писал: «Политические и гражданские законы должны соответствовать физическим свойствам страны, её климату - холодному, жаркому или умеренному, качествам почвы, её положению, размерам… Народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны, как юноши…Каждая страна в Европе с большим трудом подчиняется посторонней силе». Французский учёный Э.Реклю (1830-1905), близкий в экологическом вопросе к Монтескье, отмечал: «Все основные факторы истории объясняются географическими условиями той местности, где они происходят».

Географический детерминизм был попыткой объяснения общественного развития из естественных, природных причин без ссылки на божественную волю, и в этом заключалась историческая прогрессивность данного учения. Однако его представители преувеличили значение природных факторов для развития общества, они были правы лишь отчасти. От географической среды непосредственно зависят два показателя общества – основные направления хозяйственной деятельности и особенности быта людей. Например, водные территории обусловливают занятия рыболовством, залежи металлических руд – развитие металлургии, наличие больших пастбищ – разведение скота и т.п. Географическая среда также обусловливает особенности жилищ, одежды, обуви, питания и других показателей быта. Политический строй, степень развития производительных сил и науки, нравственность людей, их интеллектуальные и личностно-психологические качества непосредственно от географической среды не зависят. Эти показатели имеют сложную комплексную обусловленность, зависящую от системных взаимодействий в обществе, где имеется, конечно, и природный компонент. Подтверждением этому служит тот факт, что в одном географическом поясе могут находиться очень различающиеся страны, и наоборот – страны, сходные в политическом и экономическом отношении, могут находиться в разных географических условиях. Что же касается людей, то более одарённые и менее одарённые, более нравственные и менее нравственные, более мужественные и менее мужественные находятся в любой стране и в любом географическом поясе.

В результате человеческой деятельности окружающая среда непрерывно изменяется. Человек буквально преобразил лик планеты: распахал и превратил в поля огромные пространства, оросил и освоил пустынные земли, создал водоёмы, огромное количество домашних животных и культурных растений. Наряду с положительными имеются и отрицательные последствия воздействия общества на природу. Стихийный характер развития производства привёл к такому росту этих отрицательных последствий, который может вызвать в обозримом будущем экологическую катастрофу: физико-химические показатели на планете (температура, влажность, радиоактивность, концентрация кислорода, углекислого газа, вредных веществ и др.) могут необратимо стать такими, что высшие формы жизни не смогут существовать.

Среди непосредственных причин растущей экологической опасности можно выделить две. Первая – это загрязнение почвы, воды и атмосферы ядовитыми, радиоактивными и канцерогенными веществами. Вторая – чрезмерное вмешательство в природные процессы (вырубка лесов, нарушение почвенного слоя, атмосферы, водного баланса, истребление растений и животных и др.) Всё это вместе и грозит подорвать естественную саморегуляцию в биосфере. Возникшая экологическая проблема имеет глобальный характер: она охватывает все страны, и её решение – одна из жизненных задач человечества.

Как же можно решить экологическую проблему? Ещё в XVIII в. французский философ Ж.Руссо утверждал, что цивилизация по своей сущности развращена и порочна, а переход человека от природного состояния к социальному является источником всех наших несчастий. В настоящее время представители неоруссоистской антисциентистской позиции, вдохновляясь лозунгом «Назад к природе», считают, что причина экологической проблемы – развитие науки и техники, и для сохранения природы необходимо отказаться от дальнейшего развития науки, техники и материального производства. Однако человечество не может пойти по этому пути. Увеличение производства (не такими, конечно, высокими темпами, как раньше, и без вредных последствий) необходимо, во-первых, из-за роста населения планеты, во-вторых, из-за роста уровня потребностей людей (сам этот рост должен быть разумным и не чрезмерным). Торможение материального производства привело бы и к застою духовной культуры, которая не может развиваться без материальной базы. Поэтому надо искать другие пути решения экологической проблемы.

Правильной представляется позиция, согласно которой для успешного решения этой проблемы необходимы два фактора: соответствующие социально-политические условия и эффективные технологические средства. Одним из необходимых социально-политических условий служит народовластие (подлинная демократия), поскольку всесилие монополий (на Западе) или центральных министерств (в бывшем СССР), преследующих свои корыстные интересы, послужило социальной причиной ухудшения экологической ситуации. Поэтому необходимо, чтобы производственно-экономические решения, имеющие экологические следствия, отвечали интересам всего общества. Второе социальное условие – объединение усилий всех стран в решении экологической проблемы.

Но этого недостаточно. Необходимы ещё и эффективные технологические средства. Помимо использования очистных сооружений перспективной является идея безотходной технологии, когда отходы одного производства служат сырьём для другого. Например, отходы деревообрабатывающей промышленности – сырьё для бумажной. В утилизации трудноиспользуемых отходов большую помощь может оказать генная инженерия. Она может создать микроорганизмы, питающиеся этими отходами. Сами же микроорганизмы как биомасса могут использоваться на корм скоту.

Самой сильной идеей в области экологии является идея управляемой биотехносферы. Под ней понимается органическое единство природных и технических процессов и устройств, которые с помощью механизмов прямой и обратной связи поддерживают важные показатели биосферы на нужном уровне (физиологические показатели – на оптимальном уровне, показатели вредных факторов – на минимальном), Например, если концентрация кислорода в каком-либо регионе отклоняется от физиологического оптимума, то специальные датчики сигнализируют об этом в центр управления, а последний запускает процессы, ведущие к оптимизации уровня кислорода. Управляемая биотехносфера – это гомеостаз в масштабах планеты. Создание такой системы позволит наращивать материальное производство (не такими, однако, высокими темпами, как раньше) и в то же время не порождать экологические опасности.

Управляемая биотехносфера явится условием осуществления коэволюции – совместного гармоничного развития природы и общества. Деятельность человека, начиная с самых древнейших времён, - это возмущение биосферы. Если возмущение ниже допустимого порога, то система в силах справиться и подавить негативные последствия, если выше, то последствия разрушают её. Поэтому нагрузки на биосферу не должны превышать её возможности по сохранению своей стабильности. Управляемая биотехносфера, в рамках которой нагрузки на биосферу будут согласованы с возможностями сохранения её стабильности, и есть реальная основа коэволюции.

Таким образом, человечество имеет представление о необходимых социально-политических и технических средствах решения экологической проблемы, что позволяет нам сохранять оптимизм в этом вопросе.

Техника как сфера бытия

Важной сферой материального бытия служит техника. Понятие «техника» (от греч. «техне» – умение, мастерство, искусство) используется в двух несколько различающихся, но взаимосвязанных смыслах. Техника в первом смысле – это способ деятельности. Примером такого рода может служить техника программирования, балетная техника, техника рисования и др. В этом смысле понятие техники близко к понятию методики. Техника во втором смысле – это совокупность изготовленных человеком устройств (машин, инструментов, строений, транспортных и коммуникативных средств и др.), предназначенных для создания различных веществ, предметов, энергии, информации, их преобразования, хранения и использования в производственных и непроизводственных целях. Далее будет идти речь о технике во втором смысле, т.е. об искусственных средствах и условиях деятельности и жизни человека.

В своём развитии техника в качестве промежуточного звена между человеком и природой как предметом труда прошла ряд этапов. Первый из них – этап использования ручных орудий труда. Он был характерен для доиндустриального общества. Здесь человек является основой технологического процесса, а орудия лишь удлиняют и усиливают его работающие органы. Труд при этом носит ручной характер. Второй этап – этап машинной техники. Основой технологического процесса на этом этапе становится машина, а человек лишь дополняет её своими органами труда. Труд при этом становится механизированным. Машинная техника образовала материальную основу индустриального общества. Третий этап – автоматизированная техника. Человек перестаёт быть непосредственным звеном технологического процесса. К нему во всё большей степени переходит работа по созданию производственных программ, организации технологического процесса и контролю за ним. Непосредственно же управление технологическим процессом передаётся компьютерам. На этом этапе человек передаёт технике не только свои физические, но и определённые умственные функции. Автоматизированные и компьютеризированные предприятия составляют материальную основу посткапиталистического, информацинного общества. Человек, переставая быть непосредственным звеном технологического процесса, приобретает наиболее полные условия для творческой, специфически человеческой деятельности.

Таким образом, техника, с одной стороны, повышает преобразовательные возможности человека, а с другой – создаёт условия для его свободного развития. Именно благодаря технике труд в исторической перспективе должен перестать быть проклятьем, тяжёлой и изнурительной деятельностью по добыванию хлеба «в поте лица своего», но должен, по словам К.Маркса, превратиться в игру духовных и физических сил, в которой будут удовлетворяться высшие творческие потребности человека.

Современную технику можно разделить на следующие функциональные отрасли: производственная техника (промышленная, сельскохозяйственная, строительная), техника транспорта и связи, техника научных исследований, военная техника, техника процесса обучения, техника культуры и быта, медицинская техника, техника управления и обработки информации.

Поскольку предназначение техники заключается в повышении преобразовательных возможностей человека в отношении природы и самого себя, то техника характеризуется внутренней противоречивостью: в её конструкции учитываются как свойства природных объектов и материальной среды, в которой она действует и которую преобразует, так и физиологические, психологические и культурные особенности человека. Так, исторически первые орудия труда (каменные зубило и скребок, костяная игла, деревянная палица, копьё и т.д.) были приспособлены к обтёсыванию камня, сшиванию шкур, поражению дичи и др. Вместе с тем они были приспособлены и к человеческим руке, глазомеру, к передвижению на задних конечностях, к групповой деятельности и т.д. То же самое относится и к современной технике.

До ХVI века технический и научный прогресс были двумя относительно самостоятельными потоками человеческой деятельности. В ХVI веке нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур потребовали теоретического решения ряда технических задач. Компас, порох и книгопечатание были тремя великими открытиями, положившими начало прочному союзу научной и технической деятельности. В последующем наука и техника всё больше стимулируют друг друга. Возникают специальные звенья научной деятельности, призванные доводить теоретические исследования до технического воплощения: прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, практические внедрения. Целые отрасли производства возникают вслед за новыми научными открытиями: электротехника, радиоэлектроника, химия синтетических материалов, атомная энергетика, производство ЭВМ и др. В свою очередь техника также постоянно стимулирует прогресс науки, выдвигая перед ней новые задачи и обеспечивая её всё более точным и совершенным экспериментальным и вычислительным оборудованием.

До сих пор технический прогресс имел противоречивый характер, притом с середины ХХ века его противоречивость обострилась. Техника, с одной стороны, обеспечивала всё более комфортный образ жизни, массовое производство предметов потребления, средств связи, транспорта, более совершенного медицинского оборудования. И в этих своих проявлениях техника – благо, без которого немыслима цивилизация. Но с другой стороны, техника способствовала возникновению экологической опасности, многократно увеличила негативные последствия войн и терроризма, повысила количество различных аварий и катастроф, чрезмерно интенсифицировала жизнь и общение.

Как отражение в философском мышлении позитивной и негативной сторон технического прогресса в середине ХХ века сложились две крайние концепции. Первая из них – техницизм, который считал технику и технологии главными факторами развития человечества. Политика, наука, искусство, вся культура признавались целиком подчинёнными механизму научно-технического прогресса, а власть в обществе, по мнению техницистов, должна была принадлежать технической элите – технократам.

Другая концепция – антитехницизм – выступала как антипод первой. Антитехницизм рассматривал технику как злого демона, созданного человеком и подчинившего себе своего создателя. Антигуманизм, нивелировка личности, одиночество людей, безработица, создание примитивной массовой культуры – всё это, с точки зрения антитехницизма, - результат непомерного развития техники. Рецепт антитехницизма состоял в возврате к «естественному образу жизни», к ремесленному производству, к отказу от научно-технического прогресса, к бегству из городской промышленной цивилизации на лоно природы.

Представители техницизма преувеличивали роль техники в развитии общества и соответственно недооценивали значение политики, нравственности, искусства, религии. Сторонники антитехницизма тоже признавали зависимость всех сфер общества от техники, но считали эту зависимость чисто негативной. В настоящее время как преодоление крайностей прежних указанных концепций выработалось диалектическое понимание развития техники как противоречивого процесса и сформулирована задача гармонизации и гуманизации технического прогресса.

Дальнейшее развитие техники является необходимой стороной общественного прогресса, без совершенной техники невозможно достижение такого качества жизни, которое было бы достойно человека. В новом столетии, в частности, наукоёмкие технологии должны быть использованы для создания управляемой биотехносферы, в которой уже не будет существующего сейчас антагонизма между техносферой и биосферой. Только с помощью таких технологий возможно решение проблемы иссякающих сырьевых ресурсов, а также и других глобальных проблем. Великая гуманистическая роль техники состоит также в том, что с её помощью будут созданы полностью автоматизированные и компьютеризированные системы материального производства, человек будет освобождён от непосредственного труда в материальном производстве, будет устранена частная собственность на средства материального производства, а вместе с ней классовая эксплуатация, в результате чего и возникнет общество социальной справедливости, реальный гуманизм, о котором всегда мечтало человечество и о котором говорили представители религии и разнообразных социалистических учений. Однако надо не упускать из виду того, что в условиях, когда техника становится всё более могущественной, важно не допустить её использования для насилия и разрушения. В связи с этим возрастает роль этики в технической деятельности. Инженер в современном мире должен осознавать свою ответственность перед человеческой цивилизацией. Сегодня инженер – это служитель гуманности. Главное для дальнейшего развития техники заключается в том, чтобы она была по-настоящему человечной.

Наши рекомендации