Московский гуманитарно-экономический институт
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Новороссийский филиал
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Политология»
по направлению подготовки
030300.62 Психология
Квалификация (степень) «бакалавр»
Новороссийск 2015
Дзема А. И. Рабочая программа учебной дисциплины «Политология».-Новороссийск: НФ МГЭИ,2014.- 22 с.
Разработана на основании рабочей программы учебной дисциплины «Политология» Микрюкова В. О. – М. : МГЭИ, 2011. – 28 с. № 2144.
Одобрено кафедрой общих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (протокол № 11 от 25.06.14 г.) Для студентов НФ МГЭИ, обучающихся по направлению подготовки 030300.62 Психология.
№
Одобрено решением Совета филиала протокол № 7 от 11.06.2014 г.
Переутверждено на заседании кафедры общих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Новороссийского филиала Московского гуманитарно-экономического института:
Протокол № _____ от «_____» __________________ 20___ г.
Протокол № _____ от «_____» __________________ 20___ г.
Протокол № _____ от «_____» __________________ 20___ г.
Протокол № _____ от «_____» __________________ 20___ г.
Протокол № _____ от «_____» __________________ 20___ г.
© Московский гуманитарно-экономический институт
Новороссийский филиал, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | |
Структура и содержание дисциплины | |
Объем дисциплины и виды учебной работы | |
Тематический план (типовой) | |
Программа курса | |
Образовательные технологии | |
Контроль знаний студентов. Оценочные средства | |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | |
Материально-техническое обеспечение дисциплины | |
Вопросы для подготовки к зачету |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место дисциплины в структуре ООП.
Курс «Политология» относится к первому циклу учебного плана и преподается студентам по направлениям подготовки «Психология» в 3-м семестре в объеме 2-х зачетных единиц (72 часа). Освоение политологии основывается на знаниях, приобретенных при изучении истории, философии, логики, социологии, правоведения и др.
Цель освоения дисциплины– дать студентам необходимые знания о политических процессах и явлениях, ценностях, нормах, формах, путях участия в политической жизни.
Программа курса состоит из 3-х разделов, включает 9 тем и не предусматривает написание курсовой работы.
В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.
В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: анализ институциональных и неинституциональных основ политики: субъекты политики, политические элиты, политические лидеры, общественные организации, политические партии, политические системы в целом; изучение политических процессов и проблем: структура политических процессов, их режимы, черты и противоречия современной демократии, условия возникновения и функционирования гражданского общества, политические конфликты, международные отношения.
На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков, таких как: навыки работы с научной литературой и источниками научной информации; продолжается углубленное изучение наиболее важных разделов и тем, таких как: политическая власть, политическая система общества, политические институты, социальные субъекты политики, социокультурные основы политики, политические процессы и отношения, мировая политика и международные отношения, методология познания политической реальности; проверяются знания студентов с целью стимулирования сознательного и активного изучения программного материала.
Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы. Таких как: политическая сфера общества, ее структурные элементы, взаимосвязь с экономической и другими общественными системами, политические идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье об основаниях политики, народнические взгляды на политику (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, П.Н. Ткачев), Платон, Н. Макиавелли, Т.Гоббс, К. Маркс, Ф. Ницше, З. Фрейд, А. Смит, Т. Парсонс о сущности власти, основные тенденции эволюции политической власти в современной России, Т. Парсонс, Д. Истон о сущности политической системы, проблемы становления и развития демократии в России, исторические рубежи в развитии государства, основные исторические формы развития политических партий: кружки, клубы, группировки, массовые организации, общественные организации и движения в современной России, элитарные концепции В. Парето, Р. Михельса, тенденции развития политического лидерства в современной России, типы политических культур: патриархальный, подданнический, активистский, политическая стратегия и тактика, пути модернизации общества и политических систем, глобализация, переход к постиндустриальному, информационному обществу, политический анализ и политическое консультирование.
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.
Требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология»,должны:
знать основные категории, понятия, законы, направления развития политологии, способствующие общему развитию личности, обеспечивающие формирование мировоззрения и понимание современных концепций картины мира; основные закономерности и этапы исторического развития общества, роль России в истории человечества и на современном этапе; правовые, экологические и этические аспекты профессиональной деятельности; сущность и содержание основных формально-логических законов, условия их соблюдения в ходе осмысления явлений и процессов социальной действительности;
уметь анализировать и оценивать социально-экономическую и политическую информацию; соблюдать требования основных формально-логических законов в письменной и устной речи, в вопросно-ответных ситуациях; применять понятийно-категориальный аппарат дисциплины; ориентироваться в мировом политическом пространстве; анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; формировать личную политическую позицию, осознавать меру своей ответственности за судьбу страны;
владеть навыками целостного подхода к анализу проблем политики; нормами взаимодействия и сотрудничества; толерантностью, социальной мобильностью.
Процесс изучения дисциплины «Политология» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Психология»следующих компетенций(согласно ФГОС ВПО):
понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
Изучение данной дисциплины предусмотрено ФГОС ВПО (2010).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | ||
Лекций (Л) | ||
Семинары (С), в т.ч. зачет | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа (всего), в том числе: | ||
Курсовой проект (работа) | ||
Реферат | ||
Другие виды самостоятельной работы под руководством преподавателя | ||
Решение практических ситуаций | ||
Подготовка научных докладов и сообщений | ||
Вид промежуточной аттестации Зачет | ||
Общая трудоемкость Зач. ед. | ||
Тематический план (типовой)
по направлению подготовки 030300.62 Психология
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Из них, час | Самостоятельная работа | Формируемые компетенции | |
лекции | практические занятия | ||||||
Раздел I. Теория политики | |||||||
Политология как наука. Идейные основы политологии | ОК-1, ОК-3, | ||||||
Политическая власть. | ОК-1, ОК-3, | ||||||
Политическая система общества | ОК-1, ОК-3, | ||||||
Раздел II. Политические институты, процессы и отношения | |||||||
Политические институты | ОК-1, ОК-3, | ||||||
Социальные субъекты политики | ОК-1, ОК-3, | ||||||
Социокультурные основы политики | ОК-1, ОК-3, | ||||||
Политические процессы и отношения | ОК-1, ОК-3, | ||||||
Раздел III. Основы прикладной политологии | |||||||
Мировая политика и международные отношения | ОК-1, ОК-3, | ||||||
Методология познания политической реальности | ОК-1, ОК-3, | ||||||
Зачет | |||||||
Итого |
Программа курса
Раздел I. ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ
Политологии
Предмет политологии. Основные категории, понятия науки о политике. Структура и функции политологии. Уровни политического знания. Место политологии в системе общественных наук.
Политическая сфера общества, ее структурные элементы, взаимосвязь с экономической и другими общественными системами*.
Сущность и основные черты политики. Понятие «политика» в истории политических учений (Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, М. Вебер, В.О. Ключевский, Н.А. Бердяев и др.). Современные концепции политики. Содержание политики. Свойства, функции политики. Внутренняя и внешняя политика. Государственная политика. Политика партий. Политика общественных организаций и движений. Политика лидера страны.
Античная политическая мысль (Платон, Аристотель). Христианская политическая мысль средневековья. Учение Ф. Аквинского. Проблемы политики и права в эпоху Возрождения. Н. Макиавелли как политический мыслитель. Социально-политические идеи эпохи первых буржуазных революций. Г. Гроций, Т. Гоббс,
Б. Спиноза о естественных основаниях политики. Эпоха Просвещения. Политические идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье об основаниях политики*. Ж.-Ж. Руссо о народном суверенитете и демократической республике. Философско-правовые концепции классиков немецкой философии: И. Кант, Г. Гегель. Основные школы и течения политической мысли XIX – начала XX в. Либерализм (И. Бентам). Позитивистская социология политики (О. Конт). Исследование проблем политики А. Токвилем. «Органическая теория» Г. Спенсера. Теория «господствующего класса» и «элиты» (Г. Моска, В. Парето).
Теория олигархизации массовых политических партий Р. Михельса. Власть и государство, бюрократия в трудах М. Вебера. Политическая доктрина неоконсерватизма. Политические концепции современного либерализма. Либерально-демократическая модель общественно-политического устройства. «Новая» западная политологическая наука. Бихевиористические подходы. Структурно-функциональный анализ власти Т. Парсонса. Психоаналитическая школа.
Политические учения в России периода образования централизованного государства. Идеи просвещенного абсолютизма. Политические взгляды Н.И. Новикова, С.Е. Десницкого, А.Н. Радищева, П.И. Пестеля («Русская правда»), Н.М. Муравьева («Конституция»). Становление западничества и славянофильства. Революционный демократизм В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского. Отрицание власти и политики в анархических и анархо-синдикалистских теориях (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин). Народнические взгляды на политику (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, П.Н. Ткачев)*. Политико-религиозные и либерально-демократические концепции в России (В. Соловьев, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев). Г.В. Плеханов о политических факторах прогресса. Большевизм как политическая теория и практика. Марксистская концепция политики в контексте истории мировой политической мысли. Политические идеи В.И. Ленина. Концепция тоталитаризма в трудах И.В. Сталина. Современные российские политологические школы.
Тема 2. Политическая власть
Власть как социальное явление. Представление о власти в государствах Древнего мира. Философско-политические воззрения мыслителей поздней античности. Платон, Н. Макиавелли, Т.Гоббс, К. Маркс, Ф. Ницше, З. Фрейд, А. Смит, Т. Парсонс о сущности власти*.
Классовый, системный, поведенческий, бихевиористский подходы к власти. Субъект и объект власти. Понятие ресурсов власти. Типы ресурсов. Виды власти. Политическая власть. Дж. Локк, Ш. Монтескье о принципе разделения властей. Три «ветви» власти: законодательная, исполнительная, судебная.
Легальность и легитимность политической власти, их соотношение. М. Вебер об основах легитимности власти. Признаки кризиса легитимности власти. Основные тенденции эволюции политической власти в современной России*.
ПРОЦЕССЫ И ОТНОШЕНИЯ
Отношения
Современные международные отношения как динамичная система исторических, экономических, военных, культурных, научно-технических и других связей. Рост взаимозависимости народов и государств и ее влияние на международные отношения. Глобальный, региональный и субрегиональный уровень международных отношений.
Сущность внешней политики государства. Факторы и условия, определяющие содержание внешней политики государства. Методы и средства внешней политики государства. Взаимодействие внутренней и внешней политики государства.
Современный мир, его сложность, многообразие, противоречивость. Тенденции мирового общественного развития. Глобализация, переход к постиндустриальному, информационному обществу.
Современные международные отношения. Политические аспекты проблем международной безопасности. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: содержание и понятийный аппарат. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Основное содержание внешней политики Российской Федерации.
Реальности
Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. Предмет и специфика прикладной политологии. Прикладная политология как составная часть общей политологии, занимающаяся исследованием конкретных политических событий*. Структура прикладной политологии. Политическая социология и её отличие от прикладной политологии. Сравнительная политология. Реальный политический процесс, политическая документация и текущая политическая информация как объекты прикладной политологии.
Сущность и отличительные черты политических технологий, их структура. Типы политических технологий. Нормативные и девиантные технологии. Основные политические технологии. Политический анализ и политическое консультирование*. Технологии контроля управления политическими конфликтами. Принятие политических решений. Информационные, избирательные и электоральные технологии.
Политический менеджмент. Политика, политология и средства массовой информации. Основные каналы и особенности политического влияния СМИ. Плюрализм СМИ. Контроль за СМИ. Средства массовой информации в политической жизни России.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При проведении занятий со студентами института преподаватели применяют различные образовательные технологии. Такие технологии позволяют лучше усваивать материалы курса. Все технологии можно разделить на две группы.
1. Предметно-ориентированные технологии: технология постановки цели (в начале каждого занятия преподаватель ставит перед студентами цель и требует ее достижения); технология полного усвоения материала (повторение пройденного материала, промежуточные контроли, сообщения и доклады по темам курса и т.д.); технология концентрированного обучения («погружение в политологию», внимание сосредоточивается на более глубоком изучении курса за счет объединения тем в блоки, это повышает качество усвоения материала).
2. Личностно-ориентированные технологии: технология коллективной мыследеятельности (на практических занятиях студенты разбиваются на группы и подгруппы и рассматривают различные вопросы, которые ставит перед ними преподаватель); технология эвристического обучения (обучающиеся заблаговременно получают задания для подготовки к практическим занятиям, изучают литературу и другие источники, учатся находить и использовать информацию по назначению).
Данные образовательные технологии используются в различных видах учебных занятий.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
При изучении курса организуется текущий и итоговый контроль успеваемости.
Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем в форме ответов на проблемные вопросы, проверки конспектов лекций и первоисточников, решения практических задач, индивидуального собеседования.
Результаты текущего контроля фиксируются в журналах учебных занятий и доводятся до сведения каждого студента.
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических: знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.
Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован «Положением об организации учебного процесса автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Московский гуманитарно-экономический институт».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
А) Основная литература
1. Лавриненко В.Н. Политология.- М: ЮРАЙТ, 2012. - 519с.
2. Василенко И.А. Политология. - М: Юрайт, 2013. - 423с.
Б) Дополнительная литература:
1. Василик М.А. Политология. Под ред. Василика М.А. - М.: Гардарики, 2007. - 588 с.
2. Воробьев К.А. Политология. - М.: Академический Проект, 2003. - 432 с.
3. Гаджиев К.С Политология. - М.: Высшее образование, 2007. - 460 с.
4. Гаджиев К.С. Политология: краткий курс лекций. - М.: Издательство Юрайт, 2012 - 207 с.
5. Демин Г.И. и др. Политология в схемах. Учебное пособие - М.: МГЭИ, 2002. - 92 с.
6. Дзема А.И. Тестовые задания для самоконтроля по дисциплине "Политология" и методические указания по их выполнению. - Новороссийск.: НФ МГЭИ, 2008. - 32 с.
7. Зеркин Д.П. Политология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 448 с.
8. Каверин Б.И, Демидов И.В Политология: единство теории и практики. курс лекций - М.: МГЭИ, 2004. - 208 с.
9. Мухаев Р.Т. Политология. - М.: "Приор-издат", 2003. - 432 с.
10. Мухаев Р.Т. Политология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 495 с.
11. Оганесян А. А Политология. Конспект лекций - М.: "Издательство ПРИОР", 2001. - 112 с.
12. Панарин А.С. Политология. - М.: ПБОЮЛ С. М. Грачев, 2001. - 448 с.
13. Политология. Отв. ред. д. ю. н., проф. Перевалов В.П. - М.: НОРМА, 2002. - 392 с.
14. Радугин А.А. Политология. Научный редактор Радугин А.А. - М.: Центр, 1996. - 336 с.
15. Чвикалов И.И. и др. Политологи. - Воронеж.: ВГЛТА, 1996. - 118 с.
В) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Официальный сайт президента Российской Федерации – http://president.kremlin.ru/
2. Сайт Правительства Российской Федерации – http://government.ru/
3. Сайт Российской ассоциации политической науки – http://rapn.ru/
4. Сайт Аналитического центра Юрия Левады «Левада-Центр»–http://www.levada.ru/
5. Официальная Россия. Сервер органов государственной власти Российской Федерации – http://www.gov.ru/
6. ПАРТИНФОРМ: сайт информационно-аналитического еженедельника о деятельности политических организаций России – http://www.partinform.ru/
7. Сайт научного журнала «Полис» – http://www. politstudies.ru/index.htm
8. ПОЛИТНАУКА: политология в России и мире – http://www.politnauka.org/links/science.php
9.http://mgei.ru/biblioteka/internetresursy/periodcheskie_izdaniya_po_specialnostyam_ mgei/ periodicheskie_ izdaniya_po_obwim_ gumanitarnym_i_socialnym_ disciplinam/
Перечень иных информационных источников:
http://ru.wikipedia.org
http://koob.ru,
http://ihtik.lib.ru,
http://elibrary.ru,
http://gumer.info
ДИСЦИПЛИНЫ
По учебной дисциплине «Политология» требования к аудиторному фонду обычные. Для организации учебного процесса по данной дисциплине необходимо использование аудитории, оснащенной мультимедийной системой. Кроме того, при необходимости демонстрации студентам практических примеров возможно использование компьютерного класса.
Для обеспечения самостоятельной работы студентов не требуется дополнительного оборудования. Самостоятельная работа осуществляется студентом в библиотеке, либо в сети Интернет.
Вопросы для подготовки к зачету
1. Предмет и функции политологии
2. Методы политологии
3. Этапы становления политологии как науки
4. Политология и другие науки об обществе
5. Политика как общественное явление
6. Понятие и виды политической власти
7. Легитимность политической власти
8. Политические отношения в системе общественных отношений
9. Политическая система общества: структура и функции
10. Типы политических систем
11. Основные теории происхождения государства
12. Структура и функции государства
13. Формы правления и государственного устройства
14. Правовое государство, его основные черты
15. Особенности территориально-государственного устройства РФ
16. Понятие гражданского общества
17. Формирование гражданского общества в современной России
18. Понятие и виды политических режимов
19. Отчуждения личности от политики при тоталитарных режимах и его последствия
20. Авторитарный политический режим: общая характеристика
21. Демократия и ее общие принципы
22. Основные формы современной демократии
23. Понятие политической партии; структура и функции
24. Типология партий и партийных систем
25. Общественно-политические организации и движения
26. Структура, уровни и функции политического сознания
27. Политическая культура и ее функции
28. Либерализм и неолиберализм как политическая идеология
29. Консерватизм и неоконсерватизм как политическая идеология
30.Социализм как политическая идеология. Социал-демократия, коммунизм, национал-социализм.
31. Субъект и объект в политике
32. Теория политического лидерства
33. Политический конфликт, его стадии и пути урегулирования
34. Мировая политика и международные отношения
35. Понятие политической глобализации, ее тенденции и оценки
* Изучаются самостоятельно.
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Новороссийский филиал
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Политология»
по направлению подготовки
030300.62 Психология