Сталинская модернизация: коллективизация и индустриализация.
Глобальные социально-экономические изменения, происходящие в стране с конца 1920-х гг., сопровождались существенными изменениями в политическом строе. Завершился процесс складывания тоталитарного государства.
Это проявлялось, во-первых, в том, что окончательно утвердилась монополия ВКП(б) на власть. Формально считалось, что власть принадлежит народу, но на деле она полностью сосредоточилась в руках партийно-государственного аппарата и его верхушки - номенклатуры. По Конституции 1936 г. высшим органом государственной власти провозглашался всенародно избранный Верховный Совет СССР, однако реальная высшая власть концентрировалась в Политбюро ЦК ВКП(б). Оно не только определяло основные направления внутренней и внешней политики, но и рассматривало массу второстепенных проблем, контролировало всю пирамиду власти. Важную роль в механизме управления страной играли Оргбюро, Секретариат и Орготдел ЦК ВКП(б). Без ведома последнего не происходило ни одного назначения на ответственную работу в партийный, советский и государственный аппарат. От местных партийных организаций требовалось активно заниматься решением хозяйственных проблем. В 1939 г. XVIII съезд ВКП(б) записал в новый Устав партии пункт о праве контроля первичных партийных организаций за деятельностью администрации предприятий. Кроме того, Устав предоставил ЦК ВКП(б) право назначать парторгов ЦК на особо важные для страны предприятия и стройки. Массовые чистки и репрессии привели к уничтожению так называемой «старой гвардии». На смену ей пришла молодежь, не имеющая опыта политической работы и глубокого знания марксизма. Она нуждалась в постоянных подсказках и инструкциях сверху. Это ведет к утверждению исполнительно-приказных методов работы. Меняется сфера и характер деятельности комсомола. Причины их упразднения были различными. В одних случаях - малочисленность, в других - обнаружение в них «врагов народа». Сохранялись лишь те объединения, которые были подконтрольны и полезны государству (ОСОАВИАХИМ, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, Международная организация помощи борцам революции - МОПР и др.). Вместо многочисленных литературных и художественных объединений создавались контролируемые партией Союзы писателей, художников, композиторов, кинематографистов и т.п.
Во-вторых, о формировании тоталитарного государства свидетельствует и то, что в эти годы складывается система централизованного контроля и управления в экономике. В 1932 г. было принято постановление о перестройке управления промышленностью. Вместо ВСНХ создавалось три отраслевых наркомата: тяжелой, легкой и лесной промышленности. При каждом из них - большое количество главков, секторов и отделов. К 1940 г. число наркоматов увеличилось до 23. В целях координации деятельности хозяйственных органов в 1937 г. был создан Экономический Совет. Огромное количество циркуляров и инструкций, идущих сверху, сковывало местную инициативу, лишало предприятия хозяйственной самостоятельности.
В-третьих, политическая монополия партии обусловила возникновение еще одной черты тоталитарного государства: господство одной идеологии и монополию на средства массовой информации. Со страниц газет и журналов, с помощью радио советских людей убеждали в том, что благодаря умелому руководству партии и Сталина страна сделала небывалые успехи в построении социализма, что эти успехи могли бы быть еще больше, если бы не подрывная деятельность бесчисленных врагов. В общественное сознание внедряется идея торжества марксизма-ленинизма, олицетворением которого стала личность Сталина. В этом духе были написаны «Краткий курс истории ВКП(б)» и «История гражданской войны в СССР». Делался акцент на усиление государственно-патриотических настроений в обществе с соответствующим оформлением государственных традиций и символов. В середине 1930-х гг. проводится политическая кампания по пересмотру истории страны. Вновь были открыты исторические факультеты в вузах. Если раньше все, что касалось дореволюционного прошлого России, подвергалось поруганию, то теперь она представляется как победоносная держава. С большой помпой отмечались юбилеи, посвященные Отечественной войне 1812 г., освобождению Москвы от польских интервентов в 1612 г. Обязательным для советской литературы, а затем и всей культуры становится социалистический реализм, метод «утешительной лжи», необходимый для создания «новой действительности». С помощью репрессий окончательно было уничтожено всякое инакомыслие.
К середине 1930-х гг. складывается система террористического, полицейского контроля над народом. Формируется мощный репрессивный аппарат. В 1934 г. был образован Наркомат внутренних дел, в состав которого вошло ОГПУ. Во главе карательного ведомства был назначен Г.Г. Ягода.
Важную пропагандистскую роль сыграли открытые политические процессы. В августе прошел показательный процесс по делу «антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра». Обвиняемыми были Каменев, Зиновьев, Смирнов и др. Всего 16 человек. С помощью жестоких пыток у них были вырваны признания не только в идейных заблуждениях, но и в антисоветской террористической деятельности, в связях с Троцким и иностранными разведками. Единственным доказательством «вины» обвиняемых стали полученные в результате пыток оговоры «подельщиков» и собственные признания. В 1937 и 1938 гг. по этому же сценарию и почти с теми же обвинениями прошли процессы соответственно «Пятакова - Радека» и «Бухарина - Рыкова». По всей стране прошли многолюдные митинги, клеймившие позором изменников и предателей, призывавшие расстрелять их как «бешеных собак». Г.Г. Ягода был арестован, а на его место назначен Н.Н. Ежов. Кульминацией массовых репрессий стал 1937 г., названный в народе «ежовщиной». Одной из причин можно считать, по-видимому, то, что, отказавшись от экономических стимулов, правящий режим мог решить сложные народнохозяйственные задачи только при помощи дешевого труда заключенных. Чем масштабнее были эти задачи, тем большее количество заключенных требовалось. К началу 1939 г. в различных структурах ГУЛАГа трудилось более 3 млн заключенных. После назначения на пост наркома внутренних дел Л.П. Берии (1939 г.) заключенных становится еще больше. Массовые репрессии можно считать также способом снятия социальной напряженности в обществе. Трудности и поражения в социалистическом строительстве объяснялись происками «врагов» и «вредителей».
5 декабря 1936 г. VIII съезд Советов принял новую Конституцию, которая зафиксировала изменения в политической системе советского общества. Прежде всего, менялась структура органов власти. Вместо областных, республиканских и всесоюзных съездов Советов вводились городские, областные и республиканские Советы, избираемые всем населением путем прямого голосования. Вместо ВЦИК образовался Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат (Совет Союза и Совет Национальностей) и избираемый также всем населением. В национально-государственном устройстве отразилась растущая централизация государства. Ни о каком расширении прав союзных республик речи не было, наоборот, увеличилось число союзных наркоматов.
Серьезной реформе подверглась избирательная система. Вводилось всеобщее, прямое, равное и тайное голосование. Избирательные права получали все граждане СССР независимо от их социального происхождения, исключение составляли лица, осужденные судом, и умалишенные. Социальная основа декларировалась как союз рабочих и крестьян при сохранении диктатуры пролетариата. Экономической основой Советского государства провозглашалась общенародная собственность в двух формах: государственной и колхозно-кооперативной. Конституция провозглашала ряд социальных прав, которых не имела ни одна страна мира, - право на труд, на отдых, на лечение, на получение образования, на материальное обеспечение в старости или в случае потери трудоспособности. Труд объявлялся также обязанностью каждого способного к нему гражданина по принципу «Кто не работает, тот не ест». В Конституции декларировались такие демократические права и свободы, как свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, неприкосновенность личности, жилья, независимость судов и право обвиняемых на защиту. Провозглашалась свобода отправления религиозных культов. Одновременно вводилась свобода антирелигиозной пропаганды, что на деле означало воинствующее наступление на церковь.
Аналогичные конституции приняли в союзных республиках, число которых увеличилось до 11. Статус союзных республик получили Казахстан и Киргизия.
«Сталинская» Конституция вызывала и вызывает противоречивые оценки. С одной стороны, она провозглашала принципы социального равенства и справедливости, декларировала все демократические права и свободы, что делало ее самой передовой из всех конституций мира, но с другой - ее статьи не воплощались на практике. Сразу после ее принятия на страну обрушился вал репрессий, нарушались все провозглашенные Конституцией права.
С начала 1930-х гг. начинает складываться культ личности Сталина. С его именем связывают все успехи. Ведь для миллионов советских людей открылись перспективы получить образование, изменить свой социальный статус, подняться из самых «низов» к ключевым постам в государстве, раскрыть и реализовать свой творческий потенциал. Общественная атмосфера того времени была пронизана пафосом свершений. Сталина объявляют основоположником марксизма, верным учеником К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Из профилей основоположников создается барельеф, достойное место в котором занимал профиль Сталина. Предполагалось, что по вкладу в дело освобождения пролетариата основоположники марксизма равны, но Сталин был все же «равнее». Когда по решению XVII съезда ВКП(б) (1934 г.) стали печатать их труды, то тираж сочинений Сталина в 5 раз превосходил тираж сочинений Ленина и в 11 раз - Маркса и Энгельса. Указания Сталина становятся определяющими во всех сферах жизни общества и в науке. Не допускалась даже мысль об ошибочности этих указаний. В его адрес звучат многочисленные приторные славословия. Его называют «отцом народов», «воплощением ума и воли партии», «верным продолжателем дела Маркса - Ленина», «непогрешимым судьей» и т.п. В возникновении культа личности Сталина, конечно, определенную роль сыграли отрицательные черты его характера. Но на месте Сталина мог быть любой другой деятель, поскольку решающее значение имели изменения в надстройке, связанные с огосударствлением партии и общественных организаций и бюрократизацией управленческого аппарата. В годы нэпа на фоне снижения политической активности народных масс произошло окончательное уничтожение всех демократических институтов, перестал существовать какой бы то ни был контроль над деятельностью партийных органов.
Одним из признаков тоталитаризма является приоритет государственных интересов над личными, нежелание государства считаться с человеческими жизнями ради общегосударственных и партийных интересов. Действовал циничный принцип «Цель оправдывает средства». Пропагандировалась жертвенность во имя светлого будущего. Невнимание, презрение к человеку проявлялось буквально во всем, начиная от социальной политики и кончая идеологией.
В заключение следует заметить, что тоталитаризм в СССР имел достаточно широкую социальную опору. Несмотря на массу недовольных, большинство людей были искренне преданы идеалам социализма и Сталину. Даже многие из репрессированных рассматривали свою судьбу как печальное недоразумение и надеялись на то, что справедливость все-таки восторжествует.