На формирование византийского права значительное влияние оказали и правовые обычаи, особенно распространенные в восточных провинциях
Свод Юстиниана из-за огромного объема был очень труден для применения в судебной практике. Положения Кодекса, Институций, Дигест и Новелл в кодификации Юстиниана требовали серьезной переработки, сокращения и упрощения, приспособления их к социально-политической обстановке после падения Западной римской империи и изменений в развитии Византии. Кроме того, свод Юстиниана был составлен на латыни, а официальным языком Византии был греческий язык.
Студентам следует обратить внимание на то, что основы римского права и правовой культуры не были подвергнуты коренным изменениям, использовались в византийском императорском законодательстве. В то же время императорское законодательство опиралось не только на римское право, но и на нормы обычного права и практику византийских юристов. Появилась необходимость в новой систематизации законодательства и переработки кодификации Юстиниана, которая оставалась не только важнейшим источником действующего права Византии, но и была фундаментом, на котором окончательно сформировалось византийское право.
На рубеже VII-VIII вв. постепенно оживляется законодательная деятельность византийских императоров.
В 726 г., т.е. во второй период истории византийского права по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского соправителя Константина–Копронима происходит переработка свода Юстиниана. Так появилась Эклога – официальный свод византийского права, который представлял собой «избранные законы» или переработку кодификации Юстиниана. Эклога использовалась юристами в качестве законодательного документа и учебного пособия для юристов почти 150 лет. На основе ее византийскими юристами были составлены Частная Эклога и Частная распространенная Эклога. К Эклоге примыкают Устав Земледельческий и Устав Воинский.
Эклога была составлена специальной комиссией по распоряжению императора Льва III. Студентам следует обратить внимание на предисловие Эклоги, где можно найти сведения по составу комиссии, источниках, использованных при составлении сборника. Этот свод был призван отразить изменения права, связанные с развитием феодальных отношение.
Термин «Эклога» означает «извлечение». В ней использован предшествовавший правовой материал, который тщательно отбирался из документов, исправлялся, перерабатывался и дополнялся по содержанию и по формулировкам. Из всей кодификации Юстиниана все составители Эклоги отобрали лишь небольшую часть правого материала. На содержание Эклоги большое влияние оказала христианская религия и мораль. Студентам следует обратить внимание на подзаголовок «Эклоги».
Эклога представляет собой сокращенный, исправленный свод Юстиниана. Она состояла из 18 титулов, подразделявшихся на статьи, в которых содержались нормы гражданского, брачно-семейного, уголовного, процессуального и канонического права. Однако из-за краткости Эклоги многие нормы права не получили в ней своего отражения. Эклога использовалась не только в Византии, но и в славянских странах, в том числе и на Руси.
В отличие от громоздкого законодательства VI в., изложенного главным образом по латыни, Эклога была написана по-гречески, на языке, доступном для большинства населения Византии.
В ней регламентировались отдельные виды договоров: дарения, купли-продажи, займа, найма. Большое внимание отводилось преступлениям и наказаниям за них, вопросам процессуального права. Первые три титула трактуют об обручении, браке и приданом, IV – VI титулы – о наследовании по завещанию и закону, VII титул – опека и попечительство, VIII – об освобождении от рабства, о вольноотпущенных, IX-XIII титулы рассматривают отдельные виды договоров, XV – мировые сделки, XVI – лагерные пекулии, XVII – наказания за уголовные преступления, XVIII – разделы военной добычи. При рассмотрении этих вопросов законодатели следуют кодификации Юстиниана, но иногда вносят изменения в старые законы, особенно в законы, касающиеся семейно-брачного права.
В третий период развития права (867-1453) в результате преодоления иконоборческой ереси в 868 г. к власти в Византии пришла династия императоров (василевсов) – иконопочитателей. По инициативе императора Василия I Эклога в 868 г. была отменена. Это не означало, что нормы Эклоги утратили свою юридическую силу. Отвергнув Эклогу в целом, в период Македонской династии ее положения включались в официальные юридические сборники. Позднее текст Эклоги вошел в состав сборников византийского церковного права. После принятия христианства славянский вариант Эклоги был известен уже Х в. Он вошел в состав Кормчей книги под названием «Леона, царя премудрого, и Константина верной царю главизны».
Одновременно с отменой Эклоги, написанной иконоборцами, иконочитатели составили свой вариант переработки Свода гражданского права Юстиниана, исключив из него устаревшие положения, разъяснив трудные юридические термины и переведя их на греческий язык. Результатом этих законодательных работ было издание в 879 г. Прохирона. Он служил в качестве учебного пособия, одновременно был обличен и силой закона.
После выявления причин, приведших к принятию Эклоги, необходимо проанализировать структуру этого документа, основные рассматриваемые вопросы.